Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
изобразительное искусство
4 кл
26.08.2021
Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс
Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России".Тема: "Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре."
изо 4класс.docx

Изобразительное  искусство

 

Урок №  18

4  класс 

Тема.   Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды  в японской культуре.

Тип  урока. Урок усвоения новых знаний

Планируемые  результаты

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии.

Метапредметные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.

проявлять активность для решения познавательных задач.

Предметные: расширят свои представления о культуре Японии,  получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы.

Оборудование: учебник по ИЗО 4 класс, презентация по теме, гуашевые краски, кисти разных размеров, альбомы.                                                                 

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный этап.  

 

Прозвенел звонок,    Начинается урок.

Наши ушки на макушке.  Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.   Ни минуты не теряем.

Проверьте готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.   

Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца.

s Вы, наверное, догадались, что это за страна?

Ученик: Япония

Учитель: Давайте с вами вспомним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других.

s Что вы знаете о Японии?

Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».

s Какой государственный флаг Японии? Что на нем изображено?

s Столица Японии?

Государственный флаг Японии – символ восходящего солнца, столица – город  Токио.

s Какое самое священное место в Японии?

Вулкан Фудзияма, священное место для японцев.

s Что отличает Японию от других стран?

s Чего много в Японии?

Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

s Что еще вы знаете о жизни в Японии?

В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.

III. Постановка цели и задач урока.   

Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

 Если дождик, мы не тужим

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги)

Варежки для ног(Носки)

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги.(Сапоги)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (Шубку)

 Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее... (пальто)

 Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что? -

Футболку,... (юбку)

 Кто мало кушает конфет

И не любит тортики,

Летом будет очень стройным

И наденет... (шортики)

 Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это? (Рубашки)

Чтобы скуке не поддаться -

Ярче нужно одеваться!

Я в нем печален и угрюм,

Не надену что? (Костюм)

 Как избавиться от скуки? -

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет? (Платье)

 Знаю я, друзья, на "пять",

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме,

Ночью сплю я в чем? - В... (пижаме)

 

- Назовите отгадки одним словом.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Что будем делать?  Сформулируйте тему урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

 

1.Рассказ учителя с иллюстрациями и словарной работой.

Словарная работа:

1 Кимоно – с японск. «одежда», традиционный японский костюм без застежки с широкими рукавами.

1 Юката – летнее легкое хлопковое кимоно с набивным рисунком. Юкату носят как женщины, так и мужчины. Это самое простое изо всех кимоно

1 Оби – пояс

Мужские оби относительно простые и узкие, не более 10 сантиметров в ширине, и завязываются несложным узлом. Изготавливался мужской оби из шелковых, шерстяных и хлопковых тканей, очень прочных и специальной выработки, традиционно в темных тонах. Их длина не превышает 3 метра, раньше за такой пояс самурай крепил меч

Женский оби достигает 30 сантиметров в ширину и 4 метров в длину, весит около килограмма. Пояс завязывается сложным большим декоративным бантом на спине, и обычно стоит дороже самого кимоно.

1 Гэта – японские деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног (сверху имеют вид прямоугольников).

1 Таби – традиционные японские носки высотой до лодыжки с раздельным большим пальцем.

Каждая страна имеет свои особенности. Неповторимость страны – это ее символика, природа, климат, архитектура, культура и, конечно, люди.

s Скажите, чем отличаются люди друг от друга?

s Как люди еще могут презентовать свою страну?

Правильно, одеждой. Одежда – это еще один отличительный признак каждой страны.

Физкультминутка.

  Дружно все тихонько встали.   Ручками похлопали – раз, два, три!

Ножками потопали – раз два, три!    Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три – дыши ровней.   Ручками похлопали – раз, два, три!

Ножками потопали – раз, два, три!   Дружно все тихонько сели.

V. Первичная проверка понимания

 

s Как называется традиционная японская одежда?(презентация)

Японское слово «кимоно» в дословном переводе означает «одежда». Под кимоно традиционно подразумевают полный комплект одежды, включающий белье, носки и обувь.  Для всех остальных  кимоно означает традиционный японский костюм без застежки с широкими рукавами.

Кимоно - японский национальный костюмОснова японского национального костюма — кимоно. Шили кимоно из четырех прямоугольных кусков ткани. Длина рукава позволяла прятать в них веера, носовые платки, косметику. Одежду с короткими рукавами носили мужчины. Кимоно изготавливалось очень просторным, лишнюю ширину убирали в складки, которые специальным образом фиксировались. Ткань для кимоно использовали тонкую и лёгкую. А расписывали кимоно вручную.

Росспись кимоно считается одним из видов искусств в Японии.По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком.

Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами.

Женское кимоно расписывали или вышивали уже после того, как оно было сшито. Орнамент мог быть геометрическим, растительным, могли также изображаться пейзажи и жанровые сцены. Это зависело от эпохи и моды.

Мужской костюм выглядел более строго, но был так же элегантен, как и женский. Он изготавливался из темных однотонных тканей, украшался неширокой вышивкой.

Поверх кимоно повязывали пояс оби, изготовлявшийся из плотной ткани. Оби сзади укладывали в форме банта.

Мужская и женская обувь называется гэта. Она представляет собой деревянную подошву, которая удерживается на ногах специальными ремешками. Гэта бывают различной формы и высоты. Перед тем как их обуть, японцы надевали специальные белые носки, у которых большой палец был отделен от остальных – таби.

Головные уборы надевали редко. Японские императоры носили шапочки из черного шелка круглой формы. Шляпы из тростника, бамбука или соломки носили и мужчины, и женщины.

Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Распространенной среди знати была прическа, которую носили самураи. Мужчины брили теменную часть, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускали сквозь специальный футляр. Молодые мужчины брили лица, и только в старости японцы отпускали усы и бороду. 

Женские прически по форме напоминали экзотические цветы. Для устойчивости в высокую прическу подкладывали валики. Законченную прическу покрывали маслом или воском, чтобы волосы держали форму и блестели. Украшали прически гребнями, шпильками, гирляндами цветов.

На одевание и макияж знатные японские женщины тратили много времени, потому что их одежда и внешность определялись строгими правилами этикета.

VI. Первичное закрепление.

Практическая работа – 20 – 25 мин.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит нелегкая задача – изобразить японский женский или мужской костюм.

Параллельно с объяснением этапов работы учитель показывает на доске последовательность изображения костюма

Вам понадобится  лист бумаги, тушь, краски, цветные карандаши, ластик, простой карандаш.

Инструкция

? Нарисуйте фигуры женщины в кимоно.

s Кимоно – это …

Кимоно является традиционным японским женским одеянием и выглядит как платье халат, имеющее широкие и длинные рукава.

s Как нарисовать кимоно?

? Традиционная японская одежда кимоно напоминает восточный халат, однако, при его рисовании следует учитывать некоторые нюансы, характерные для японской культуры, иначе рисунок может получиться не только недостоверным, но и вызовет недоумение у носителей этой культуры.

? Раскрасьте кимоно в традиционном японском стиле, используя несколько цветов и оттеняя детали одежды их смешением.

? Кимоно должно быть выписано таким образом, чтобы женщина в нем походила на экзотический цветок, практически бесплотный, изящный и утонченный. Поэтому, сделайте на традиционной одежде особый акцент.

? Нарисуйте женскую голову на тонкой, хрупкой шее, увенчанную роскошными черными волосами, собранными в традиционный японский пучок. В волосы обязательно должны быть воткнуты не менее традиционные японские шпильки-заколки.

? Нарисуйте японке глаза, похожие по форме на маленьких темных рыбок, рот в форме лепестка и высоко поднятые брови.

Рисуем кимоно. Инструкция

? Нарисуйте Т-образный халат с широкими рукавами. Длину кимоно выберите сами, но помните, что японские гейши носят одежду, прикрывающую лодыжки, а у мужчин длина кимоно может быть от середины бедра до колена. Отразите в рисунке, что ширина рукава намного больше толщины руки человека, отверстие для руки меньше высоты рукава, по краю он зашит. Длина рукава может быть разной – они либо полностью закрывают руки, либо обнажают их от локтевого сустава. Если вы следуете классическим канонам выбора кимоно, нарисуйте рукава до запястий. По краю рукава нарисуйте широкие отвороты.

? Важным нюансом в рисовании кимоно является его запах. Помните, что японское кимоно и у женщин и у мужчин запахивается строго направо. Отразите это в рисунке. Кимоно, запахнутое налево, используется только во время похоронных процессий, поэтому неправильный рисунок может удивить знатоков японской одежды.

? Японцы не используют в традиционной одежде пуговиц или кнопок. Нарисуйте широкий пояс оби, который фиксирует одежду на теле. Внутри, под тканями есть тесемочки, которые связывают область запаха. В японской культуре не принято подчеркивать выпуклости тела, японская одежда подчеркивает ровности и плоскости, поэтому не стоит рисовать чересчур пышный бюст у модели.

? Выбирая цветовую окраску кимоно, помните, что японцы придерживаются следующих правил выбора оттенка и рисунка в зависимости от времени года.

Расположите рисунок по подолу и по поверхности рукавов кимоно.

Также учтите тот факт, что в конце первого тысячелетия нашей эры японцы носили от пяти до десяти тончайших кимоно одновременно, если ваш рисунок относится к этому периоду, отразите этот факт в рисунке.

В настоящее время носят только одно кимоно.

Последовательность выполнения работы:

В первую очередь вам необходимо нарисовать в альбоме, расположив его вертикально, эскиз будущего костюма японца или японки. Начинаем рисование примерно на середине, следим, чтобы японец или японка занимали примерно 2/3 части листа.

1. Начинаем рисование с головы, намечаем очертания тела, помня о правиле "восемь голов".

2. Прорисовываем кимоно, пояс оби, обувь гэта.

3. Рисуем лицо, прическу или головной убор.

4. По желанию дорисуем зонтик или веер в руках.

 

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

 

J Мне понравилось …

K От урока я ожидал …

L Мое настроение на уроке …

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Японии 15. Например: 5 мая – День детей

Японии 15. Например: 5 мая – День детей

И наденет... (шортики) Рукав длинный и короткий,

И наденет... (шортики) Рукав длинный и короткий,

Скажите, чем отличаются люди друг от друга? s

Скажите, чем отличаются люди друг от друга? s

Мужская и женская обувь называется гэта

Мужская и женская обувь называется гэта

Кимоно должно быть выписано таким образом, чтобы женщина в нем походила на экзотический цветок, практически бесплотный, изящный и утонченный

Кимоно должно быть выписано таким образом, чтобы женщина в нем походила на экзотический цветок, практически бесплотный, изящный и утонченный

VI. Первичное закрепление.

VI. Первичное закрепление.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2021