Изобразительное искусство
Урок № 18
4 класс
Тема. Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии.
Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.
проявлять активность для решения познавательных задач.
Предметные: расширят свои представления о культуре Японии, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы.
Оборудование: учебник по ИЗО 4 класс, презентация по теме, гуашевые краски, кисти разных размеров, альбомы.
Этапы урока |
Ход урока |
I.Организационный этап.
|
Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем. Проверьте готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний. |
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. s Вы, наверное, догадались, что это за страна? Ученик: Япония Учитель: Давайте с вами вспомним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. s Что вы знаете о Японии? Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». s Какой государственный флаг Японии? Что на нем изображено? s Столица Японии? Государственный флаг Японии – символ восходящего солнца, столица – город Токио. s Какое самое священное место в Японии? Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. s Что отличает Японию от других стран? s Чего много в Японии? Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни). s Что еще вы знаете о жизни в Японии? В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония. |
III. Постановка цели и задач урока. |
Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Если дождик, мы не тужим Бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять – Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги) Варежки для ног(Носки) Сшили их из чёрной кожи, В них теперь ходить мы можем. И по слякотной дороге – Не промокнут наши ноги.(Сапоги) Не галстук он, не воротник, А шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) Дали братьям тёплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежки) От холода и снега Согреет, где б ты ни был! Пусть в ней похож ты на мишутку, Зимой наденешь что ты? (Шубку) Оно из шерсти иль из драпа, Из меха воротник богатый, А чтобы вы не заболели, Согреет вас от злой метели! Отгадайте, это что? Это зимнее... (пальто) Зимой наденешь шапку, шубку, А летом что? - Футболку,... (юбку) Кто мало кушает конфет И не любит тортики, Летом будет очень стройным И наденет... (шортики) Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди - кармашки. Что это? (Рубашки) Чтобы скуке не поддаться - Ярче нужно одеваться! Я в нем печален и угрюм, Не надену что? (Костюм) Как избавиться от скуки? - Надоели джинсы, брюки! Веселее стать мне Что поможет? (Платье) Знаю я, друзья, на "пять", В чем мне спать, а в чем гулять: Днем на солнце я в панаме, Ночью сплю я в чем? - В... (пижаме)
- Назовите отгадки одним словом. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Что будем делать? Сформулируйте тему урока. |
IV. Первичное усвоение новых знаний.
|
1.Рассказ учителя с иллюстрациями и словарной работой. Словарная работа: 1 Кимоно – с японск. «одежда», традиционный японский костюм без застежки с широкими рукавами. 1 Юката – летнее легкое хлопковое кимоно с набивным рисунком. Юкату носят как женщины, так и мужчины. Это самое простое изо всех кимоно 1 Оби – пояс Мужские оби относительно простые и узкие, не более 10 сантиметров в ширине, и завязываются несложным узлом. Изготавливался мужской оби из шелковых, шерстяных и хлопковых тканей, очень прочных и специальной выработки, традиционно в темных тонах. Их длина не превышает 3 метра, раньше за такой пояс самурай крепил меч Женский оби достигает 30 сантиметров в ширину и 4 метров в длину, весит около килограмма. Пояс завязывается сложным большим декоративным бантом на спине, и обычно стоит дороже самого кимоно. 1 Гэта – японские деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног (сверху имеют вид прямоугольников). 1 Таби – традиционные японские носки высотой до лодыжки с раздельным большим пальцем. Каждая страна имеет свои особенности. Неповторимость страны – это ее символика, природа, климат, архитектура, культура и, конечно, люди. s Скажите, чем отличаются люди друг от друга? s Как люди еще могут презентовать свою страну? Правильно, одеждой. Одежда – это еще один отличительный признак каждой страны. |
Физкультминутка. |
Дружно все тихонько встали. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз два, три! Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три – дыши ровней. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три! Дружно все тихонько сели. |
V. Первичная проверка понимания
|
s Как называется традиционная японская одежда?(презентация) Японское слово «кимоно» в дословном переводе означает «одежда». Под кимоно традиционно подразумевают полный комплект одежды, включающий белье, носки и обувь. Для всех остальных кимоно означает традиционный японский костюм без застежки с широкими рукавами. Основа японского национального костюма — кимоно. Шили кимоно из четырех прямоугольных кусков ткани. Длина рукава позволяла прятать в них веера, носовые платки, косметику. Одежду с короткими рукавами носили мужчины. Кимоно изготавливалось очень просторным, лишнюю ширину убирали в складки, которые специальным образом фиксировались. Ткань для кимоно использовали тонкую и лёгкую. А расписывали кимоно вручную. Росспись кимоно считается одним из видов искусств в Японии.По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком. Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами. Женское кимоно расписывали или вышивали уже после того, как оно было сшито. Орнамент мог быть геометрическим, растительным, могли также изображаться пейзажи и жанровые сцены. Это зависело от эпохи и моды. Мужской костюм выглядел более строго, но был так же элегантен, как и женский. Он изготавливался из темных однотонных тканей, украшался неширокой вышивкой. Поверх кимоно повязывали пояс оби, изготовлявшийся из плотной ткани. Оби сзади укладывали в форме банта. Мужская и женская обувь называется гэта. Она представляет собой деревянную подошву, которая удерживается на ногах специальными ремешками. Гэта бывают различной формы и высоты. Перед тем как их обуть, японцы надевали специальные белые носки, у которых большой палец был отделен от остальных – таби. Головные уборы надевали редко. Японские императоры носили шапочки из черного шелка круглой формы. Шляпы из тростника, бамбука или соломки носили и мужчины, и женщины. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Распространенной среди знати была прическа, которую носили самураи. Мужчины брили теменную часть, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускали сквозь специальный футляр. Молодые мужчины брили лица, и только в старости японцы отпускали усы и бороду. Женские прически по форме напоминали экзотические цветы. Для устойчивости в высокую прическу подкладывали валики. Законченную прическу покрывали маслом или воском, чтобы волосы держали форму и блестели. Украшали прически гребнями, шпильками, гирляндами цветов. На одевание и макияж знатные японские женщины тратили много времени, потому что их одежда и внешность определялись строгими правилами этикета. |
VI. Первичное закрепление. |
Практическая работа – 20 – 25 мин. Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит нелегкая задача – изобразить японский женский или мужской костюм. Параллельно с объяснением этапов работы учитель показывает на доске последовательность изображения костюма Вам понадобится лист бумаги, тушь, краски, цветные карандаши, ластик, простой карандаш. Инструкция ? Нарисуйте фигуры женщины в кимоно. s Кимоно – это … Кимоно является традиционным японским женским одеянием и выглядит как платье халат, имеющее широкие и длинные рукава. s Как нарисовать кимоно? ? Традиционная японская одежда кимоно напоминает восточный халат, однако, при его рисовании следует учитывать некоторые нюансы, характерные для японской культуры, иначе рисунок может получиться не только недостоверным, но и вызовет недоумение у носителей этой культуры. ? Раскрасьте кимоно в традиционном японском стиле, используя несколько цветов и оттеняя детали одежды их смешением. ? Кимоно должно быть выписано таким образом, чтобы женщина в нем походила на экзотический цветок, практически бесплотный, изящный и утонченный. Поэтому, сделайте на традиционной одежде особый акцент. ? Нарисуйте женскую голову на тонкой, хрупкой шее, увенчанную роскошными черными волосами, собранными в традиционный японский пучок. В волосы обязательно должны быть воткнуты не менее традиционные японские шпильки-заколки. ? Нарисуйте японке глаза, похожие по форме на маленьких темных рыбок, рот в форме лепестка и высоко поднятые брови. Рисуем кимоно. Инструкция ? Нарисуйте Т-образный халат с широкими рукавами. Длину кимоно выберите сами, но помните, что японские гейши носят одежду, прикрывающую лодыжки, а у мужчин длина кимоно может быть от середины бедра до колена. Отразите в рисунке, что ширина рукава намного больше толщины руки человека, отверстие для руки меньше высоты рукава, по краю он зашит. Длина рукава может быть разной – они либо полностью закрывают руки, либо обнажают их от локтевого сустава. Если вы следуете классическим канонам выбора кимоно, нарисуйте рукава до запястий. По краю рукава нарисуйте широкие отвороты. ? Важным нюансом в рисовании кимоно является его запах. Помните, что японское кимоно и у женщин и у мужчин запахивается строго направо. Отразите это в рисунке. Кимоно, запахнутое налево, используется только во время похоронных процессий, поэтому неправильный рисунок может удивить знатоков японской одежды. ? Японцы не используют в традиционной одежде пуговиц или кнопок. Нарисуйте широкий пояс оби, который фиксирует одежду на теле. Внутри, под тканями есть тесемочки, которые связывают область запаха. В японской культуре не принято подчеркивать выпуклости тела, японская одежда подчеркивает ровности и плоскости, поэтому не стоит рисовать чересчур пышный бюст у модели. ? Выбирая цветовую окраску кимоно, помните, что японцы придерживаются следующих правил выбора оттенка и рисунка в зависимости от времени года. Расположите рисунок по подолу и по поверхности рукавов кимоно. Также учтите тот факт, что в конце первого тысячелетия нашей эры японцы носили от пяти до десяти тончайших кимоно одновременно, если ваш рисунок относится к этому периоду, отразите этот факт в рисунке. В настоящее время носят только одно кимоно. Последовательность выполнения работы: В первую очередь вам необходимо нарисовать в альбоме, расположив его вертикально, эскиз будущего костюма японца или японки. Начинаем рисование примерно на середине, следим, чтобы японец или японка занимали примерно 2/3 части листа. 1. Начинаем рисование с головы, намечаем очертания тела, помня о правиле "восемь голов". 2. Прорисовываем кимоно, пояс оби, обувь гэта. 3. Рисуем лицо, прическу или головной убор. 4. По желанию дорисуем зонтик или веер в руках.
|
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
|
J Мне понравилось … K От урока я ожидал … L Мое настроение на уроке … |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.