МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Урок по литературному чтению
во 2 классе
(внеклассное чтение)
«Такой незнакомый знакомый мир»
по рассказам Н.Сладкова
Иваненкова Л. И,
учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Цели: 1. Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; 2. Организация взаимообучения в постоянных парах и парах сменного состава. Задачи:
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. - Какими знаниями с урока литературы вы вчера поделились с родными? - Что помогло вам отгадать загадки? - Какие слова подсказали вам отгадку? - Помогла ли вам рифма в отгадывании? III. Введение в тему урока. Подготовка к восприятию. - Прочитайте на слайде девиз сегодняшнего урока: «Такой незнакомый знакомый мир». - Как вы думаете, в чём смысл этого выражения? - Мир, который нас окружает, кажется нам понятным, но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и, порой, не всегда понятный. Он таит в себе массу тайн. До конца понять его невозможно. - Как выдумаете, ПРИРОДА – ВЕЛИКАЯ ТАЙНА? Почему? 2. Знакомство с выставкой книг. - О чём могут быть рассказы в этих книгах? - Кто их автор? Николай Сладков - Давайте прочитаем выдержки из произведений Н. Сладкова. - «Ранним утром бродят по пескам жуки в полосатых пижамах. Вид у них деловой и занятый. Спешат они закусить опавшими лепестками и вялыми листками» - читаем мы в книге Н. Сладкова «Жизнь на песке». - С чем знакомит нас писатель? - Писатель знакомит нас с полем, лесом, озером, лесной опушкой. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в самом обычном. - «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так устроен человек: что любит, то и защищает», - пишет Н. Сладков в книге «Силуэты в облаках». IV. Сообщение темы урока. - Как выдумаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? - О чём будем читать? - А рассказы, какого автора будем читать? V. Работа по теме урока. Компетентность разрешения проблем. Действия по решению проблемы, 2 уровень (Аспект. Обработка информации: излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.). Коммуникативная компетентность. Публичное выступление, 1, 3 уровень. (Публичное выступление: готовит выступление на основе заданных целей; отстаивает собственную позицию, отвечая на вопросы класса.). 1. Введение в проблему. Учитель включает диск «Звуки природы», ученики слушают магнитофонную запись. На экране –(слайд). Изображение свиристели. - Кого вы видите на экране? - Значит, о ком мы сегодня будем говорить? - Как вы думаете, КАКОВА РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? - Вы можете сразу точно ответить на этот вопрос? - А что для этого нам нужно сделать? - Предлагаю в парах выполнить первое задание. Учитель даёт карточки с текстами. - Определите, какой текст относится к литературе, а какой к науке? - Как вы в парах можете это сделать? - Верно, прочитайте, обсудите, договорившись, примите решение: подчеркните, где научный текст, а где художественный. А как мы все узнаем об этом? - Верно, тогда вы решите, кто выступит от пары и объяснит всем ваше решение. - Какой результат нашей деятельности мы должны получить? 2. Чтение текстов учащимися в постоянных парах. Обсуждение, определение, подчёркивание, где какой текст.
3. Выступления учащихся. Выведение общего мнения путём обсуждения, доказательства… 4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в парах. У ученика на парте – цветик-семицветик. Если ученик сработал на данном этапе урока, то он закрасит один лепесток понравившимся цветом – оценка собственного продвижения учащихся. Физминутка. - Хлопок - перестроение по 1, 2, 3,
4, 5, 6 (быстро!) - Кто отстает? - Итак, вы образовали пары, и сейчас будете работать в новых парах. Информационная компетентность. Обработка информации, 2,3 уровень. (Аспект. Обработка информации: излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.) Коммуникативная компетентность. Публичное выступление, 2 уровень. (Публичное выступление: определяет содержание выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.) 1. Ключ к заданию № 2. Учащиеся работают в парах сменного состава, образованных в процессе физминутки. - Ознакомьтесь с заданием. Соотнесите каждое данное слово по тексту «Свиристели» Николая Сладкова, найдите «лишние» слова и зачеркните их. В своём выступлении обоснуйте принятые решения.
2. Выполнение учащимися задания. 3. Выступления учащихся. Доказательства… Обсуждение ответов… 4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в парах сменного состава. Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика… Физминутка. Звучит спокойная музыка «Весна» из «Времен года» П. Чайковского. (Магнитофон) - Закройте глаза, сядьте удобно, расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Представьте себе синее небо, а на нём много-много облаков. Выбери одно облако. Вот оно опускается к тебе. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина… удобно расположились на этой облачной подушке. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным… КОЗ №3. Коммуникативная компетентность. Продуктивная групповая коммуникация, 2 уровень. (Согласно заданным рамкам обсуждения высказывают и развивают собственные идеи других членов группы, аргументируют свои суждения.) Публичное выступление, 2 уровень (Публичное выступление: отвечает на вопросы, направленные на развитие (расширение, углубление…) темы; умеет различать вопросы на понимание и вопросы на отношение.) 1. Ключ к заданию № 3. Учащиеся работают в группах-четвёрках, повернувшись, друг к другу в процессе физминутки. Всего образовано 6 групп, каждая группа выбирает себе для работы по 2 вопроса и готовится… - Ознакомьтесь с заданием. Прочитайте вопросы, обсудите ответы на эти вопросы в группе, договоритесь, кто будет отвечать, обоснуйте свои ответы на вопросы. (Отвечать могут разные дети, договорившись…)
2. Выполнение учащимися задания. Работа в группах-четвёрках. 3. Выступления учащихся. Обсуждение ответов на вопросы… 4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в группах. Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика… 5. Итог деятельности учащихся по КОЗам. - А теперь вы сможете полнее ответить на вопрос: КАКОВА РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? VI. Итог урока. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.СВИРИСТЕЛЬ.
- Вы довольны своей работой? - Все ли работали на уроке, я увижу это по закрашенным лепесткам, как вы работали. Молодцы! Большое спасибо. - А сейчас послушайте (подготовленного ученика), … что-то нам расскажет. А вы объясните, что он хотел вам сказать? Берегите эту Землю, эту воду, - Что значат эти слова? Объясните?.. VII Домашнее задание (по выбору): 1. Договоритесь в парах (сидящие вместе), кто из вас опишет дома своё домашнее животное как учёный а, кто как писатель… 2. Можно воспользоваться нашей выставкой книг и почитать понравившиеся книжки… Молодцы! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.