Конспект урока по литературе "Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой"
Оценка 5

Конспект урока по литературе "Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой"

Оценка 5
docx
07.04.2022
Конспект урока по литературе "Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой"
Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой.docx

Методическая разработка открытого урока по литературе

 

Онуляк Юлия Владимировна,

преподаватель литературы

Сургутского политехнического колледжа

 

 

 

Тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой

 

Тип урока: урок формирования знаний

 

Методы и приёмы обучения

― репродуктивный (слово учителя)

― эвристический (индукция, проблемные вопросы и задания, эвристическая беседа);

― творческое чтение (выразительное чтение, комментарии, сравнение, приёмы активизации художественного восприятия)

― исследовательский (исследовательские задания, устное выступление).

 

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, индивидуализированная, фронтальная.

 

Цели урока:

обучающие: 

― продолжить изучение жизни и творчества А.А. Ахматовой;

раскрыть образ родины и своеобразие эволюции темы родины в лирике Анны Ахматовой;

развивающие:

― прививать интерес к поэзии; 

― развивать устную речь, умение анализировать лирические произведения; 

воспитательные:

― продолжить формирование личностных качеств обучающихся;

― продолжить воспитание любви к Родине через прикосновение к прекрасному.

 

Оборудование: интерактивная доска,  компьютер, мультимедийный проектор.

Средства обучения: сборники стихов, раздаточный материал, фотография А.А. Ахматовой, видео- или аудиозапись «Стихотворение "Родная земля" читает актриса Инна Чурикова».

Подготовка к уроку: 

  записать в тетрадь самые известные строки русских поэтов о родине;

― повторить определения терминов: лирика, лирический герой, композиция, сюжет, образный ряд стихотворения;

― подготовить сообщения о творчестве А.А. Ахматовой;

прочитать фрагмент литературного дневника Нины Шендрик (Режим доступа: www.stihi.ru Литературные дневники / Стихи.ру Ахматова Анна. Нина Шендрик: литературный дневник) и ответить на вопрос: "Какому великому умению можно поучиться  у А.А. Ахматовой?"  

 

Оформление доски

Эпиграф

«Время дано. Оно не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем». Наум Коржавин.

Иллюстрация портрета Ахматовой. Ольга Делла-Вос Кардовская, 1914 г.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

― приветствие учащихся;

― проверка готовности обучающихся к уроку, организация их внимания и восприятия;

― психологическая установка на результативный творческий урок. 

II. Актуализация знаний

 

1. Вступительное слово учителя

Любовь к Родине, к её народу, традициям, истории, желание сделать свою страну ещё прекрасней   таков источник удивительных открытий ученого, замечательных произведений живописца, композитора, поэта. Так было всегда, и поэтому тема родины звучит во многих  произведениях русских  писателей, поэтов-классиков, проходит красной линией через их творчество.

И, конечно же, вы знакомы со многими замечательными  признаниями поэтов в любви к Отечеству. Давайте послушаем эти строки и попробуем угадать автора каждого из поэтических высказываний.  

 

2. Викторина "Кому принадлежат  поэтические строки?"

 

1. М. Лермонтов "Родина"

Но я люблю ― за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

 

2. С. Есенин "Русь"

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

 

3. Ф. Тютчев

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

 

4. А.С. Пушкин "Два чувства дивно близки нам..."

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

5. С.А. Есенин "Гой ты, Русь моя родная..."

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

 

6. Вл. Маяковский

«Отечество

         славлю, 

             которое есть,

но трижды

          которое будет».

 

3. Поэтический коллаж  «Тема Родины в русской классической литературе» (реализация  домашнего задания)

Учитель. Пожалуй, в русской литературе мы не найдем поэта, который бы не признавался в любви к родине. Вашим домашним заданием  было вспомнить имена таких поэтов и их лучшие лирические высказывания-цитаты о любви к родине. Если Ваши  поэтические строки о родине ещё не были названы в ходе викторины, зачитайте их.

 

Ответы:

1. В. Тредиаковский "Стихи похвальные России"

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

 

2. Н. Некрасов "Тишина"

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

 

3. Е. Баратынский "Родина"

Не призрак счастия, но счастье нужно мне.

Усталый труженик, спешу к родной стране

Заснуть желанным сном под кровлею родимой.

О дом отеческий! о край, всегда любимый!

 

4. Вл. Набоков "Родина"

Но где бы стезя не бежала,

Нам русская снилась земля.

Изгнание, где твое жало

Чужбина, где сила твоя…

 

5. Р. Казакова. "Любить Россию нелегко..."

Отчизны мед и молоко

любую горечь пересилят.

И сладостно — любить Россию,

хотя любить и нелегко.

 

6. И. Никитин "Русь"

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

 

7. А. Ахматова "С самолёта"

На сотни верст, на сотни миль,

На сотни километров

Лежала соль, шумел ковыль,

Чернели рощи кедров.

Как в первый раз я на нее,

На Родину, глядела.

Я знала: это все мое —

Душа моя и тело.

 

III. Объяснение нового материала. Постановка проблемного вопроса.

1. Эвристическая беседа.

Учитель: Я ждала, друзья мои, что кто-нибудь процитирует мне строки поэтессы, чьё творчество мы начали изучать на прошлом уроке. Спасибо за эти замечательные строки А.А. Ахматовой.  Не случайно  второй урок по творчеству поэтессы серебряного века мы начали сегодня со слов о родине.

Вопрос: Какова тема нашего  урока?

Ответ:  Тема Родины в поэзии А. Ахматовой.

Вопрос: А как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Ответы:

― познакомиться со стихотворениями поэтессы о родине;

― проследить эволюцию темы родины в творчестве А.А. Ахматовой;

развивать умение анализировать лирические стихотворения;

понять, что значит для А.А. Ахматовой понятие "родина".

Вопрос: А как вы считаете, для чего нам это нужно?

Ответ:

Чтобы быть культурными людьми, чтобы полюбить поэзию.

Вопрос: А ещё для чего?

Ответ: Наверное, для того, чтобы нам самим что-то осознать для себя, осмыслить или переосмыслить своё отношение к нашей стране, научиться любить свою землю, трудиться для неё и защищать ее.

Вопрос: На предыдущем уроке  мы с вами рассматривали  жизнь и судьбу А.А. Ахматовой,  говорили о творчестве поэтессы. Скажите, что отличает лирическую героиню прочитанных вами строк  от лирической героини стихотворений, с которыми мы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: В ранних стихах Ахматовой лирическая героиня  это женщина, которая, прежде всего, любит. Печаль ее и главная тема раннего творчества  любовь. Неразделенная любовь.  А в прослушанных нами строках в мыслях лирической героини появляется лирический образ родной страны. Она как будто в первый раз открывает для себя родину и понимает, что она не бездомна.

Учитель: Верно. В акмеистских стихах ранней Ахматовой предстаёт, прежде всего, как женщина. Это и юная девушка в ожидании любви, это и зрелая женщина, это и неверная жена, и крестьянка. Её лирическая героиня раскрывала в каждом стихотворении ту или иную грань женской судьбы, женской души. Ранние стихи Ахматовой это психологические драмы с острыми сюжетами, основанные на трагических переживаниях. И вы абсолютно правы, когда заметили, что  в произведениях Ахматовой изменился характер лирической героини. Действительно, в её прежде любовных переживаниях появляются новая интонация, тревога за судьбу России.

Проблемный вопрос: Как случилось, что лирическая героиня Ахматовой вдруг  предстаёт перед читателем в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина? Как и когда тема родины стала основной в ее творчестве?

Учитель: Давайте запишем этот вопрос в тетрадь. Сегодня на уроке мы проследим эволюцию темы родины в творчестве А.А. Ахматовой. Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли  годы детства и отрочества.

 

По аллее проводят лошадок,

Длинны волны расчесанных грив. 

О пленительный город загадок, 

Я печальна, тебя полюбив.

 

 Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость, Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность — все это связано с Петербургом:

 

Был блаженной моей колыбелью 

Темный город у грозной реки 

И торжественной брачной постелью,

Над которой держали венки 

Молодые твои серафимы, — 

Город, горькой любовью любимый.

 

Первые сборники стихотворений — "Вечер" и "Четки" — посвящены, в основном, любовной теме.

Но уже здесь в стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (1913 г.) мы находим образ сельской России:

 

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска…

 

«Внимательность, с которой смотрит поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и нежность ее патриотического чувства, отказ от суетности и светской мишуры  —  все это говорило о возможности появления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского характера»,   —  писал А.И. Павловский в книге "Анна Ахматова. Жизнь и творчество".[1]

 

Сборник "Белая стая" включал в себя стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет. Именно в это время личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной. Так, в "Белой стае" впервые возникает мотив  жертвенной любви к Родине.

«Путь, пройденный поэтессой, начиная с первых стихов, собранных в книге "Вечер", через "Четки" и "Белую стаю",  —  это путь постепенного, но достаточно интенсивного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили Ахматову на дорогу общественных интересов... Все чаще и чаще в стихах появляется Россия, и сквозь перипетии личных романов и любовных драм на нас неожиданно смотрит эпоха  —  "настоящий Двадцатый Век" уже стоял у самого порога ее собственной судьбы» [2]

 

2. Сообщения обучающихся.  Выразительное чтение стихотворений (реализация домашнего задания).

 

Учитель: Чтобы наша работа была содержательной и продуктивной, я предлагаю вам все наши наблюдения, сделанные в ходе сообщений, вносить в таблицу: «Тема родины в творчестве А.А. Ахматовой». В конце урока записи в таблице помогут нам подвести итог нашей работе, проследить эволюцию темы родины в лирике А.А. Ахматовой. У вас на столах лежат распечатки с текстами стихотворений, которые прозвучат сегодня на уроке. Они помогут Вам лучше понять текст  прослушанного стихотворения.

 

Тексты стихотворений распечатаны для каждого обучающегося.

 

1. Выразительное чтение стихотворения  "Молитва" и сообщение обучающегося.

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Молитва» включено в ее лирический сборник «Белая стая», вышедший после сборников «Вечер» и «Чётки» и объединивший произведения 1914 — 1917 гг. В этом стихотворении, поражающем силой самоотреченного чувства, она молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет,  —  жизнь свою и жизнь своих близких.  Все то, чем живет человек в обычное время, семья, любимое дело, дети, друзья все эти значимые для отдельной личности ценности отступают перед лицом общенародной трагедии.

Молитва это заклинание, мольба о спасении, освященная верой человека в то, что он будет услышан. В этих словах звучит самоотречение, отказ от собственного, маленького, личного счастья во имя того, чтобы "туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей". Стихотворение «Молитва» одно из многих произведений А. Ахматовой, где она выражает свою неотделимость от судьбы страны, принимает как собственные все невзгоды и страдания своей Родины.

 

2.  Сообщение обучающегося и выразительное чтение стихотворения  "Мне голос был. Он звал утешно…".

"Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути следует по праву считать ее стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно...", написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в годину суровых испытаний собрался бросить Родину...

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же провело отчетливую демаркационную линию между Ахматовой и эмигрантами, главным образом "внешними", то есть действительно покинувшими Россию после Октября, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но яростно враждебными по отношению к России, вступившей на иной путь... 

«В стихотворении... Ахматова по существу (и впервые) выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма (жест этот почти зрительно создается интонацией стиха)  —  все в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летосчисление... По свидетельству К. Чуковского, А. Блок сказал: "Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции - позор". "Мне голос был. Он звал утешно..." - одно из самых ярких и симптоматичных произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор осталась вместе со своей страной, со своим народом». [3]

Стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно…" очень характерно для её послеоктябрьской лирики. Оно являются своеобразным поэтическим манифестом той части русской интеллигенции, которая осталась со своей страной и со своим народом.

 

3. Сообщение обучающегося и выразительное чтение стихотворения  "Все расхищено, предано, продано…".

«Это  1921 год, разруха, голод, самый конец гражданской войны, из которой страна выходила с неимоверным напряжением сил. Старый мир был разрушен, новый только еще начинал жить. Для Ахматовой и тех, кого она в этом стихотворении объединяет вместе с собой, разрушенное прошлое было хорошо обжитым и знакомым домом. И все же внутренняя сила жизни, как видим, заставила ее посреди обломков старого и незнакомости нового произнести слова, благословляющие вечную в своей прелести и мудрую новизну жизни. Стихотворение по сути своей оптимистично, оно излучает свет и радость, в нем есть... предвкушение жизни, которая словно бы начинается сначала».[4]

 «Повышенный, горячий, даже пылкий тон. Высокий потенциал ощущения жизни, приятия жизни. И в ее сумрачных тенях и в ослепительном свете. Как безотрадна темень в первых трех строках! И как внезапен и упоителен переход в воскресший и обновленный мир! С необыкновенными "вишневыми" дыханьями. С небывалым лесом. С новыми, ранее не виданными созвездьями. И с поразительным ощущением вселенской громадности чудесных ожиданий и "от века желанных" надежд», писал Е. Добин в статье "Поэзия Анны Ахматовой". [5]

 

4. Сообщение обучающегося  и выразительное чтение стихотворения "Не бывать тебе в живых…".

Стихотворение "Не бывать тебе в живых…" написано 16 августа 1921 года. Этот год был годом потерь для поэтессы. Она пережила смерть родного брата. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован и вскоре расстрелян Н. Гумилёв. Среди автобиографических записей Ахматовой имеется законченный отрывок (фактически стихотворение в прозе), озаглавленный "Искра паровоза". Этот отрывок был написан ей в 1962 в записной книжке № 11.

«Я ехала летом 1921 г. из Царского Села в Петербург. Бывший вагон III класса был набит, как тогда всегда, всяким нагруженным мешками людом, но я успела занять место, сидела и смотрела в окно на все даже знакомое. И вдруг, как всегда неожиданно, я почувствовала приближение каких-то строчек (рифм). Мне нестерпимо захотелось курить. Я понимала, что без папиросы я ничего сделать не могу. Пошарила в сумке, нашла какую-то дохлую Сафо. но... спичек не было. Их не было у меня, и их не было ни у кого в вагоне. Я вышла на открытую площадку. Там стояли мальчишки-красноармейцы и зверски ругались. У них тоже не было спичек, но крупные, красные, еще как бы живые, жирные искры паровоза садились на перила площадки. Я стала прикладывать (прижимать) к ним мою папиросу. На третьей (примерно) искре папироса загорелась. Парни, жадно следившие за моими ухищрениями, были в восторге. "Эта не пропадет", сказал один из них про меня. Стихотворение было: "Не бывать тебе в живых..."… <1962>». [6]

Главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий А.А. Ахматовой стала судьба её сверстников, её современников, людей её круга.

 

5. Сообщение обучающегося  и выразительное чтение стихотворения  "Не с теми я, кто бросил землю…".

 Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было написано А.А. Ахматовой в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno Domini». Произведение относится к гражданской лирике. Построено оно на основе противопоставления эмигрантов, людей, бросивших Россию, и людей, оставшихся верными своей Отчизне в непростые для нее времена.   «Вероятно, нелегко дались поэту эти строки, направленные против людей своего прежнего, близкого круга. Но она не могла их не сказать, — и мужественно сказала. Беглецам из революционной России Анна Ахматова бросила в лицо слова осуждения и разрыва»,  —  писал Е. Добин. [7]  Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

 

6. Сообщение обучающегося  и выразительное чтение стихотворения "Клятва".

«Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: "С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…". Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. В октябре 1941 года больную Ахматову эвакуировали из осажденного города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: "До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград"».[8]

Стихотворение "Клятва" было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл "Ветер войны". «Не без радостного удивления увидел читатель, что стих Ахматовой может греметь вечевым колоколом, звонницей, созывающей народ на ратное дело, на бранный подвиг». [9]

 

7. Сообщение и выразительное чтение стихотворения "Мужество".

    В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сражающейся России, Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл "Ветер войны" входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой — мать, жена, сестра, провожающая русского солдата. В самое страшное время Ахматова сказала бодрящие, торжественные и величавые строки: "Мы знаем, что ныне лежит на весах...".

 «Алексей Сурков красноречиво свидетельствует: "В суровые зимние дни 1942 года, рассказывая в Колонном зале Дома Союзов о советской военной лирике, читал я под аккомпанемент сирен воздушной тревоги это стихотворение. Долго не смолкающими аплодисментами приняла его строгая, на две трети солдатская, аудитория того незабываемого вечера"» [10].

 

8. Сообщение и выразительное чтение стихотворения "Родная земля".

В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж сборника стихов был уничтожен. Ахматовой не смогли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта. И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет, зарабатывая себе на жизнь переводами. Слава нашла её в 1964 году: в Италии ей была присуждена литературная  премия, а в 1965 году она была удостоена звания почётного доктора Оксфордского университета.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом. Но точкой опоры для неё всегда оставалась родная земля.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины.

 

Работая над таблицей,  обучающиеся делают записи:

 

Название стихотворения

Дата создания, событие, послужившее к созданию стихотворения

Чувства и позиция лирической героини по отношению к Родине

 

Ключевые слова-цитаты

"Молитва"

1915г. Разгар Первой мировой войны.

Трагические предчувствия,

самоотречение, жертвенность во имя

России.

 "Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей".

 

"Мне голос был. Он звал утешно…"

Осень, 1917г. Начало Октябрьской революции

Лирическая героиня стихотворения воспринимает свою  судьбу «бесслёзно» и «просто»,   выбирает Россию  как крёстный путь, как чашу, которую нельзя миновать.

«но равнодушно и спокойно руками я заткнула слух…»

"Все расхищено, предано, продано…"

1921г.

Гражданская война, первые годы Советской власти.

В стихотворении присутствуют светлые интонации, присутствует настроение надежды на лучшее будущее страны.

"И так близко подходит «чудесное» / К развалившимся грязным домам…"

"Не бывать тебе в живых…"

1921г. Гражданская война. Расстрел Н. Гумилёва.

Чувства героини неизбывная горечь утраты близких.

«любит, любит кровушку русская земля…»

"Не с теми я, кто бросил землю…"

1922г. Эмиграция творческой интеллигенции

Лирическая героиня предпочитает остаться на Родине, принять все удары судьбы.  Чувство жалости   к внешним эмигрантам и чувство осуждения к внутренним эмигрантам.

 «Не с теми я, кто бросил землю…»

"Клятва"

Июль, 1941г. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда.

В самые тяжёлые годы войны строки стихотворения звучат торжественно и жизнеутверждающе.

"Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!"

 

"Мужество"

23 февраля, 1942г.

Лирическая героиня связывает судьбу родной земли  с судьбой родного языка, родного слова и утверждает веру в победу русского народа, в его  мужество и силу. 

«Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет..."

"Родная земля"

1961 г., во время пребывания в больнице.

 

Любовь к родной земле, по мысли героини,   проверяется всей жизнью, но и смерть не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей. Звучит мысль о единстве человека и земли.

 "Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею".

 

 

3. Работа с таблицей. Обучающиеся зачитывают свои записи, отвечают на проблемный вопрос:  Как случилось, что лирическая героиня Ахматовой вдруг  предстаёт перед читателем в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина? Как и когда тема родины стала основной в ее творчестве?

 

Ответ: Проанализировав записи таблицы, мы приходим к выводу, что самые высокие стихи о родине создаются в трагические для России годы. В это время Ахматова, ощущает свою жизнь как часть народно-национального бытия. Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. Оказывается,  настоящий поэт никогда не остаётся в стороне от трагических событий в жизни своей Родины.

 

4. Вывод по теме урока:

Учитель: Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как  русской земли.

 

Обратимся к эпиграфу урока: «Время дано. Оно не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем». Наум Коржавин

 

Вопрос: Как вы понимаете строки Наума Коржавина?

 

Ответ: Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но её личностные трудности не повлияли на её чувство родины, в котором всегда звучала боль и тревога за судьбу России. А.А. Ахматова воспринимает участь России, как свою. Она не предала России, не покинула ее, несмотря на все страдания, выпавшие на ее долю. Вместе с Родиной, с народом она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни себе. 

 

5. Заключительное слово учителя (чтение наизусть стихотворения Иосифа Бродского "На столетие Анны Ахматовой")

 

Учитель:

Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос —
Бог сохраняет все; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь — одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, — тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

 

Учитель: И нам осталось ответить на последний вопрос урока (реализация д/з: прочитать фрагмент литературного дневника Нины Шендрик…)

 

Вопрос: "Какому великому умению можно поучиться у А.А. Ахматовой?"

Ответ: "Умению прощать, умению жалеть".

 

IV. Домашнее задание. Прочитать поэму "Реквием", выделить основные мотивы произведения.

 

 

 

 

Приложение 1.

Нина Шендрик: литературный дневник

"Умение прощать, умение жалеть".

 

«Бог сохраняет всё; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос» 
(И.А. Бродский „На столетие Анны Ахматовой“)

 

Иосиф Александрович Бродский, говоря об Анне Андреевне Ахматовой, особенно отмечал одну черту её личности:

«Мы не за похвалой к ней шли, не за литературным признанием или там за одобрением наших опусов. <...> Мы шли к ней, потому что она наши души приводила в движение, потому что в ее присутствии ты как бы отказывался от себя, от того душевного, духовного — да не знаю уж как это там называется  —  уровня, на котором находился,  —  от „языка“, которым ты говорил с действительностью, в пользу „языка“, которым пользовалась она. Конечно же, мы толковали о литературе, конечно же, мы сплетничали, конечно же, мы бегали за водкой, слушали Моцарта и смеялись над правительством. Но, оглядываясь назад, я слышу и вижу не это; в моем сознании всплывает одна строчка из того самого „Шиповника“: „Ты не знаешь, что тебе простили...“ Она, эта строчка, не столько вырывается „из“, сколько отрывается „от“ контекста, потому что это сказано именно голосом души ‑ ибо прощающий всегда больше самой обиды и того, кто обиду причиняет. Ибо строка эта, адресованная человеку, на самом деле адресована всему миру, она — ответ души на существование. Примерно этому  —  а не навыкам стихосложения  —  мы у нее и учились».

«Один пример: никто и ничто не научил меня так понимать и прощать все  —  людей, обстоятельства, природу, безразличие высших сфер, как она».

«Просто то, что эта женщина простила врагам своим, было самым лучшим уроком для человека молодого, вроде вашего покорного слуги, уроком того, что является сущностью христианства».

«Думаю, что более всего я обязан Ахматовой в чисто человеческом отношении. Мне повезло: два-три раза в жизни я сталкивался с душами, значительно более совершенными, чем вашего покорного слуги. Анна Андреевна для меня была, прежде всего, примером духовным, примером нравственным, а потом уже чисто профессиональным. Ей я обязан 90 процентами взглядов на мир (лишь 10 процентов  —  мои собственные), умением прощать. Может быть, это единственное, чему я как следует научился в нашей жизни».

 

Литература

1. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.:     Просвещение, 1991. 192 с. [Электронный ресурс] // e-rentier.ru/russofile.ru

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой // Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. С. 64-65

6. А.А. Ахматова. Автобиографическая проза. (Очерки.Заметки. Дневниковые записи). Искра паровоза. [Электронный ресурс] // ocls.kyivlibs.org. Анна Ахматова Проза. Автобиографическая проза.

7. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой // Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. С. 7.   

8. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.:     Просвещение, 1991. 192 с. [Электронный ресурс] // e-rentier.ru/russofile.ru

9. Там же. С. 86.  

10. Там же. С. 87.             

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по литературе

Методическая разработка открытого урока по литературе

Анны Ахматовой; развивающие: ― прививать интерес к поэзии; ― развивать устную речь, умение анализировать лирические произведения; воспитательные : ― продолжить формирование личностных качеств обучающихся; ―…

Анны Ахматовой; развивающие: ― прививать интерес к поэзии; ― развивать устную речь, умение анализировать лирические произведения; воспитательные : ― продолжить формирование личностных качеств обучающихся; ―…

И, конечно же, вы знакомы со многими замечательными признаниями поэтов в любви к

И, конечно же, вы знакомы со многими замечательными признаниями поэтов в любви к

Если Ваши поэтические строки о родине ещё не были названы в ходе викторины, зачитайте их

Если Ваши поэтические строки о родине ещё не были названы в ходе викторины, зачитайте их

На сотни верст, на сотни миль,

На сотни верст, на сотни миль,

Действительно, в её прежде любовных переживаниях появляются новая интонация, тревога за судьбу

Действительно, в её прежде любовных переживаниях появляются новая интонация, тревога за судьбу

Так, в "Белой стае" впервые возникает мотив жертвенной любви к

Так, в "Белой стае" впервые возникает мотив жертвенной любви к

Россию после Октября, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но яростно враждебными по отношению…

Россию после Октября, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но яростно враждебными по отношению…

Искра паровоза". Этот отрывок был написан ей в 1962 в записной книжке № 11

Искра паровоза". Этот отрывок был написан ей в 1962 в записной книжке № 11

Стихотворение "Клятва" было написано в июле 1941 года в

Стихотворение "Клятва" было написано в июле 1941 года в

Он звал утешно…" Осень, 1917г.

Он звал утешно…" Осень, 1917г.

Родная земля " 1961 г

Родная земля " 1961 г

Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос —

Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос —

Ибо строка эта, адресованная человеку, на самом деле адресована всему миру, она — ответ души на существование

Ибо строка эта, адресованная человеку, на самом деле адресована всему миру, она — ответ души на существование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022