Литература. 5 класс.
Тема: «Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения».
Цели:
Планируемые результаты:
Личностные: знать содержание стихотворения
Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями
На доске:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Улыбнитесь друг другу. Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно об этом стихотворении, и я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли исследователя. В этом стихотворении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного, медленного и многократного чтения. Наша задача понять отношение автора к своим персонажам. Определить основную тему и найти способы её раскрытия. |
Слушают учителя, отвечают домашнее задание.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. - Как вы их понимаете? В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним. Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.
Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». - Чем это произведение похоже на комедию? - Почему автор изменил заглавие? Попытаемся найти подтверждение нашей мысли. Найдите и прочитайте те места в стихотворении, где говорится о том, как воспринимают автора дети. - Что особенно удивляет их в нем? (Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Выписать слова, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией нужно читать эти строки? Записать ключевые слова.(3-4 минуты записывают в тетради и у доски). (Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.) (( Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.)) ((Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).
Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.)) ((? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...)) (((-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю... - Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх. - Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему? Вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.) Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.
-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом? (Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).
Восхищение, умиление, восторг, есть риторические восклицания) Вывод: в антитезе даны слова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль, любовь, малюточка, бас, большая семья, два человека всего мужиков, антитеза помогает понять и почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми, особенно забавно выглядит противопоставление маленького ребенка и его недетской важности, понимания того, что он помогает семье)
Вывод: если Н. Некрасов описывает своего Власа с легкой иронией) Можно сделать вывод, что через описание глаз авторы открывают души детей, радость (у Некрасова) Вывод: Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет) |
Начинают анализировать произведение, отвечают на вопросы, комментируют ответ
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Некрасовым не названы. Озаглавьте их. О чём каждая часть? (Одним предложением) IV. Деление текста на части и составление плана. 1.Охотник рад возвращению в родную деревню. 2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина. 3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми. 4.Раздумья о детском труде. 5.Встреча поэта с «мужичком» Власом. 6.Представление Фингала для деревенских зрителей. 7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
Выразительно прочитать отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей? (группа) - Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика) Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”). - В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда? (Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...). Устаревшими или архаизмами). Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда. - Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части? (Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение... - А что означает это выражение “въезжает царем”? (Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”). - Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок” (Эти слова говорит отец, крестьяне). — Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник). — Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца? (В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей). — Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше? (В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку). - Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе? - Понравилась вам игра актеров? — Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров? (Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб). — О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке? (Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право). Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок (вполголоса)
- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух. Чтение вслух. Словарная работа. Однажды в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. - Что значит "студёная пора"? (очень холодно) Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. - Подумайте, что такое "полушубок"? ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху. - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" - Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". - Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется) (В лесу раздавался топор дровосека.) А что у отца-то большая семья? "Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я…" Так вон оно что! А как звать тебя?- "Власом", - А кой тебе годик? – "Шестой миновал… Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
2. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста. - Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал) - Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… - Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.) - Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу) - В какое время года произошла встреча? (зимой) - Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события. Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз. - Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым. |
Анализируют песню, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья) - Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье. Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я. - Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.) - Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.) И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок. - Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует. Кто может совершать эти действия? Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король… - Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим. |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн»
|
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание.
|
1.Прочитать поэму «На Волге» 2. Письменно ответить на вопрос: «Почему автор называет крестьянских детей – «счастливый народ!»?». 3. Групповой задание. Подготовить чтение по ролям сцены встречи главного героя с Власом. |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.