Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "«Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "«Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
21.04.2020
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "«Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
Крест.дети.doc

Литература.  5 класс. 

Тема: «Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения».

Цели:

Планируемые результаты:

Личностные: знать содержание стихотворения

Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи 

Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

 На доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

 

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Улыбнитесь друг другу.

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно об этом стихотворении, и я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли исследователя. В этом стихотворении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного, медленного  и многократного чтения. Наша задача понять отношение автора к своим персонажам. Определить основную тему и найти способы её раскрытия.

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают домашнее задание.

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов.

- Как вы их понимаете?

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

 

Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия».

- Чем это произведение похоже на комедию?

- Почему автор изменил заглавие?

Попытаемся найти подтверждение нашей мысли.

Найдите  и прочитайте те места в стихотворении, где говорится о том, как воспринимают автора дети.

- Что особенно удивляет их в нем?  (Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей)

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

Исследование текста.

 

 

 

Выписать слова, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией нужно читать эти строки? Записать ключевые слова.(3-4 минуты записывают в тетради и у доски).

 (Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.)

(( Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.))

((Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

 

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.))

((? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...))

(((-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

Вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

 

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?  (Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

 

Восхищение, умиление, восторг, есть риторические восклицания)

Вывод: в антитезе даны слова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль, любовь, малюточка, бас, большая семья, два человека всего мужиков, антитеза помогает понять и почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми, особенно забавно выглядит противопоставление маленького ребенка и его недетской важности, понимания того, что он помогает семье)

 

Вывод: если Н. Некрасов описывает своего Власа с легкой иронией)

Можно сделать вывод, что через описание глаз авторы открывают души детей, радость (у Некрасова)

Вывод: Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет)

Начинают анализировать произведение, отвечают на вопросы, комментируют ответ

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Некрасовым не названы. Озаглавьте их. О чём каждая часть? (Одним предложением)

IV. Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

 

Выразительно прочитать отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей? (группа) 

- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).

- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда? (Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).

Устаревшими или архаизмами).

Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части? (Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение...

- А что означает это выражение “въезжает царем”? (Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”).

- Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок” (Эти слова говорит отец, крестьяне).

— Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник).

— Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца? (В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей).

— Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше? (В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку).

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

- Понравилась вам игра актеров?

— Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров? (Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).

— О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке? (Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право).

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок  (вполголоса)

 

- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение вслух. Словарная работа.

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

- Подумайте, что такое "полушубок"?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

- Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что у отца-то большая семья?

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…"

Так вон оно что! А как звать тебя?-

"Власом",

- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…

Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

 

2. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

 

 

 

Анализируют песню, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

 

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

 

 

 

1.Прочитать поэму «На Волге»

2. Письменно ответить на вопрос: «Почему автор называет крестьянских детей – «счастливый народ!»?».

3. Групповой задание.  Подготовить чтение по ролям сцены встречи главного героя с Власом.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 


Литература. 5 класс. Тема: «Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Литература. 5 класс. Тема: «Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Организация обратной связи. -

Организация обратной связи. -

Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему

Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему

Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”)

Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”)

Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке -

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020