Литература. 5 класс.
Тема урока: «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа»
Цель урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Планируемые результаты:
Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого;
Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание |
Готовят рабочее место |
||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний |
1.Орг.момент - Добрый день,
мои друзья! - Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии? - Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке. |
Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока |
||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала |
Ставит перед учащимися проблему. Тайна первая: наша речь. -Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите. - Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. - Белый снег,
пушистый •Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины) •Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно) •Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи) Тайна вторая: стихотворная речь. А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично) •В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.) •Сделаем вывод, что же такое ритм? Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм). - Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп. - А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется? |
Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, анализируют предложения. |
||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление |
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Наблюдение за рисунком стихотворного ритма. Экран.
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать. Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина.(Простучать ритм). - Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения. (Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк) Самопроверка. Экран. Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи. Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке. От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
Понятие о рифме. - Что же такое рифма? Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма: 1. Делает звучание красивым. 2. Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена. 3. Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.) - Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»? Игра «Найди рифму». парта - …(карта) ученик -…(озорник) пенал - … (журнал) указка - … (сказка) ручка - … (штучка)
Знакомство с видами рифмы. - •Виды рифмы. - А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма. - На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ А У Лукоморья дуб зелёный; Б Златая цепь на дубе том: А И днём и ночью кот учёный Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ А В темнице там царевна тужит, А А бурый волк ей верно служит; Б Там ступа с Бабою Ягой Б Идёт, бредёт сама собой… Опоясывающая АББА А И там я был, и мёд я пил; Б У моря видел дуб зелёный; Б Под ним сидел, и кот учёный А Свои мне сказки говорил. - Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях? (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
- Как вы думаете, почему так названы рифмы? (Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках). - Итак, что такое стихотворная рифма? - Какие виды рифмы вы узнали? |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Выполняют физкультминутку |
||||||||||||||||||||
6. Первичный контроль |
Организует работу по применению новых знаний.
Самостоятельная работа. - Определи вид рифмы:
(Проверка). Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие? 1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать. 2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок. - Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.
9. «Ищем таланты!». (Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы). Экран: Обращение учителя к детям: - Мучительно
рождаются стихи. (Проверка творческих работ.) - Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему. «Поэзия - музыка души». - В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …». (Рефлексия). - Вы ответьте,
на уроке |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
|
||||||||||||||||||||
7. Инф-я о д/з |
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: Прочитать сказку «Конек-горбунок» Ответить на вопросы. |
Записывают д/р |
||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов, рефлексия |
Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Синквейн» |
Анализируют свою деятельность |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.