Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "«Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ритм.Рифма.docx

 

 

Литература. 5 класс.

Тема урока: «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа»

Цель урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Планируемые результаты:

Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого;

Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности  к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1.Орг.момент

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

 Как вы думаете, о чем мы будем  говорить на уроке.

 

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока

3. Постановка цели и темы урока.

 Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
 И на землю тихо
 Падает, ложится.

•Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

•Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая: стихотворная речь.

А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

 

Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

 

 

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

Экран.

На дво-рах и до-мах

 

 

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

 

 

(Б-Б-У-Б-Б-У)

И от солн-ца блес-тит

 

 

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

 

 

(Б-Б-У-Б-Б-У)

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина.(Простучать ритм).

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Самопроверка.

Экран.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи. Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

 

Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифма:

1.      Делает звучание красивым.

2.      Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена.

3.      Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.)

- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?

Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

 

 

Знакомство с видами рифмы.

- •Виды рифмы.

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

 

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

 

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

http://festival.1september.ru/articles/570314/img1.gif

 

- Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).

- Итак, что такое стихотворная рифма?

- Какие виды рифмы вы узнали?

 

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

 

 

 

 

Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

 

Самостоятельная работа.

- Определи вид рифмы:

1 вариант.

 

 

2 вариант.

Еду. Тихо. Слышны звоны

 

 

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

 

 

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

 

 

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

 

 

И иней на снегу сверкает.

(Проверка).

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

- Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.

 

9. «Ищем таланты!».

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

Экран:

http://festival.1september.ru/articles/570314/img2.gif

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

 «Поэзия - музыка души».

- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».

 (Рефлексия).

- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

Прочитать сказку «Конек-горбунок»

Ответить на вопросы.

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии.

Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Синквейн»

Анализируют свою деятельность

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также