Литература. 7 класс.
Тема урока: «М.М. Зощенко «Беда».
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко
современны и актуальны; совершенствовать умения анализа литературного произведения; вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с творчеством писателя;
• познакомить с произведением Михаила Зощенко «Беда»;
• совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения.
Развивающие:
• развивать умение прогнозировать содержание текста по иллюстрации;
• развивать умение составлять словесный портрет;
• развивать умение делить текст на части, определять главную мысль прочитанного;
• развивать память, внимание, связную устную речь учащихся;
• способствовать развитию регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (анализ и синтез, сопоставление и сравнение,
поиск способов действий, самоконтроль, работа в паре, группе).
Воспитательные:
• способствовать воспитанию нравственных качеств: щедрости, честности, доброты, уважения к другим людям, чувства
ответственности за свои поступки;
• способствовать формированию навыков учебного сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: создать условия для осознания и осмысления нового художественного произведения на основе анализа текста и раскрытия его главной мысли.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) – Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Пересказ от имени собаки. Обучающийся с ОВЗ (УУО) – К.Чуковский «Путаница».
- Прослушайте отрывки и скажите из каких произведений они взяты?
1.Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен (А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
2. Так продать? Продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! (Гоголь «Тарас Бульба»)
3. Пусть смерть мне суждена- Мне нечего жалеть!... Я еду! еду! я должна Близ мужа умереть (Н.А Некрасов «Русские женщины»)
4. Донос-не оправдание! Доносчику первый кнут! Вот тебе за скатерть! Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки…(М.Горький «Детство») - Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы должно быть любите меня!... Отчего я вам всем нужен? (А. Платонов «Юшка»)
- Я, милый мой, три года солому лопал, прежде, чем купить ее (М. Зощенко «Беда») |
Ученики работают с текстом
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
-Какое произведение мы с Вами еще не изучали? -Кто догадался, куда отнесем название данного произведения? -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока.
На сегодняшнем уроке литературы мы поговорим о творчестве замечательного писателя - сатирика Михаила Михайловича Зощенко. Сатира - это осмеяние в человеке плохих качеств: лени, трусости, глупости. А сатирик - это писатель, который пишет о людских пороках и очень метко их высмеивает. На долю Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и у читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли не во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех сцен под восторженный смех публики читали Зощенко. - Чем же объяснить столь небывалый для нашей литературы успех и известность? - Чем объяснить, что сохранилось столько теплых слов, положительных откликов известных писателей о Зощенко. |
Формулируют тему и цель урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
Работа с биографией автора. Знакомство с биографией писателя (сообщение ученика и показ слайдов с фотографиями М.Зощенко и его книг ранних изданий). Он родился в Петербурге в 1895 году, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. Вот как смешно напишет об этом в своей биографии Зощенко. С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве. И вот за невзнос платы его исключили из университета: нужен ли был более веский предлог для ухода из дома в люди? Закончил военное училище, воевал, был ранен и отравлен газом во время газовой атаки. За храбрость и боевые заслуги имел 4 награды. Сменил добрый десяток профессий. Вот перечень того, что делал Зощенко. Творчество М.М. Зощенко Настал момент, когда мы вплотную подошли к творчеству писателя. Прославился Михаил Михайлович своими рассказами для взрослых. Но не меньшую славу писателю принесли рассказы для детей. Эти рассказы, ребята, написаны, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькими, но они до сих пор волнуют нас, заставляют улыбаться, смеяться, задумываться. Писать для детей нелегкая задача, это говорит о таланте писателя и таланте большом. Зощенко писал уморительно смешные рассказы. И никак не желал примириться с тем, что люди не умеют жить красиво и слишком часто делают глупости. Он смеялся над ними, чтобы убедить их жить иначе, умнее, достойнее. А смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого. В отличии от сатирических рассказов для взрослых, его детские рассказы были юмористическими. Потому что юмор-это изображение героев в смешном виде, смех этот веселый, доброжелательный. В нем чувствуется хорошее отношение автора к своим героям. Вопросы классу. - Скажите, какие рассказы Зощенко читали вы и о чем они? - Как построены рассказы? В конце каждого рассказа автор дает нам небольшой урок о том, как надо себя вести. Его рассказы поучительны, но делает это он легко, ненавязчиво. Очень простым и доходчивым языком. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о рассказе «Золотые слова». Он входит в цикл детских рассказов. -Чем вас удивила личность писателя? -Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов? -Кем были его основные читатели? -Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?
Работа с понятиями. САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает. -Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда» |
Работают с биографией.
Отвечают на вопросы, анализируют.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Анализ рассказа. -Какой он, герой рассказа? Что за человек? -Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села? -Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вёл? -Вспомните, как герой шёл со своей покупкой домой? -Что же с ним произошло и почему? - Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя? -А что в тексте указывает на глубину его переживаний? -Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? -Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? -Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? -Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? -Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему? -Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?
Работа по рядам. Определим жанр произведения. Определим героев рассказа. Работа в группах 1 ряд:- композиция произведения. 2 ряд: чтение по ролям эпизода торга. 3 ряд: характеристика Егора Ивановича.
Беседа с классом. – какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа? - Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? - Какой приём помогает понять состояние мужика? - Зачем они понадобились автору в таком количестве? - Почему же ему так обидно и досадно – Вспомните, чего стоило ему купить лошадь? - Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия? - Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит? – Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему? - А почему не себя?! -В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира. Как вы думаете, чего в этом рассказе больше? (иронии) -Но какая это ирония? (горькая) |
Анализируют произведение, отвечают на вопросы.
Работают по рядам. Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы, анализируют.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
-Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.
|
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
На выбор: 1. Опишите письменно или устно смешной случай, произошедший с вами или вашими друзьями. 2. Подготовить монологическое высказывание на вопросы (стр.85-90). |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.