Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: «М.М. Зощенко «Беда».
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: «М.М. Зощенко «Беда».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
22.04.2020
Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: «М.М. Зощенко «Беда».
М.Зощенко. Беда..doc

Литература. 7 класс.

Тема урока: «М.М. Зощенко «Беда».

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко

современны и актуальны; совершенствовать умения анализа литературного произведения; вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с творчеством писателя;

• познакомить с произведением Михаила Зощенко «Беда»;

• совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения.

Развивающие:

• развивать умение прогнозировать содержание текста по иллюстрации;

• развивать умение составлять словесный портрет;

• развивать умение делить текст на части, определять главную мысль прочитанного;

• развивать память, внимание, связную устную речь учащихся;

• способствовать развитию регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (анализ и синтез, сопоставление и сравнение,

поиск способов действий, самоконтроль, работа в паре, группе).

Воспитательные:

• способствовать воспитанию нравственных качеств: щедрости, честности, доброты, уважения к другим людям, чувства

ответственности за свои поступки;

• способствовать формированию навыков учебного сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: создать условия для осознания и осмысления нового художественного произведения на основе анализа текста и раскрытия его главной мысли.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник  литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) – Ю. И. Коваль  «Картофельная собака». Пересказ от имени собаки.

Обучающийся с ОВЗ (УУО) – К.Чуковский «Путаница».

 

- Прослушайте отрывки и скажите из каких произведений они взяты?

 

1.Волхвы не боятся могучих владык,

  А княжеский дар им не нужен;

  Правдив и свободен их вещий язык

  И с волей небесною дружен (А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

 

2. Так продать? Продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! (Гоголь «Тарас Бульба»)

 

3. Пусть смерть мне суждена-

Мне нечего жалеть!...

Я еду! еду! я должна

Близ мужа умереть (Н.А Некрасов «Русские женщины»)

 

4. Донос-не оправдание! Доносчику первый кнут! Вот тебе за скатерть! Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки…(М.Горький «Детство»)

- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы должно быть любите меня!... Отчего я вам всем нужен? (А. Платонов «Юшка»)

 

- Я, милый мой, три года солому лопал, прежде, чем купить ее (М. Зощенко «Беда»)

Ученики работают с текстом

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

-Какое произведение мы с Вами еще не изучали?

-Кто догадался, куда отнесем название данного произведения?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока.

 

 На сегодняшнем уроке литературы мы поговорим о творчестве замечательного писателя - сатирика Михаила Михайловича Зощенко. Сатира - это осмеяние в человеке плохих качеств: лени, трусости, глупости. А сатирик - это писатель, который пишет о людских пороках и очень метко их высмеивает.

      На долю Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и у читателей.

         Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли не во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех сцен под восторженный смех публики читали Зощенко.

- Чем же объяснить столь небывалый для нашей литературы успех и известность?

- Чем объяснить, что сохранилось столько теплых слов, положительных откликов известных писателей о Зощенко. 

 

 

 

 

Формулируют тему и

цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с биографией автора.

Знакомство с биографией писателя (сообщение ученика и показ слайдов с фотографиями М.Зощенко и его книг ранних изданий).

      Он родился в Петербурге в 1895 году, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. Вот как смешно напишет об этом в своей биографии Зощенко.

         С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать.

        Он еще гимназистом мечтал о писательстве. И вот за невзнос платы его исключили из университета: нужен ли был более веский предлог для ухода из дома в люди?

        Закончил военное училище, воевал, был ранен и отравлен газом во время газовой атаки. За храбрость и боевые заслуги имел 4 награды. Сменил добрый десяток профессий.

       Вот перечень того, что делал Зощенко.

Творчество М.М. Зощенко

       Настал момент, когда мы вплотную подошли к творчеству писателя. Прославился Михаил Михайлович своими рассказами для взрослых. Но не меньшую славу писателю принесли рассказы для детей. Эти рассказы, ребята, написаны, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькими, но они до сих пор волнуют нас, заставляют улыбаться, смеяться, задумываться. Писать для детей нелегкая задача, это говорит о таланте писателя и таланте большом. Зощенко писал уморительно смешные рассказы. И никак не желал примириться с тем, что люди не умеют жить красиво и слишком часто делают глупости. Он смеялся над ними, чтобы убедить их жить иначе, умнее, достойнее. А смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого. В отличии от сатирических рассказов для взрослых, его детские рассказы были  юмористическими.

    Потому что юмор-это изображение героев в смешном виде, смех этот веселый, доброжелательный. В нем чувствуется хорошее отношение автора к своим героям.

Вопросы классу.

- Скажите, какие рассказы Зощенко читали вы и о чем они?

- Как построены рассказы?

В конце каждого рассказа автор дает нам небольшой урок о том, как надо себя вести. Его рассказы поучительныно делает это он легко, ненавязчиво. Очень простым и доходчивым языком.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о рассказе «Золотые слова». Он входит в цикл детских рассказов.

-Чем вас удивила личность писателя?

-Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

-Кем были его основные читатели?

-Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

 

Работа с понятиями.

САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

-Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда»

 

 

 

Работают с биографией.

 

Отвечают на вопросы, анализируют.

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Анализ рассказа.

-Какой он, герой рассказа? Что за человек?

-Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

-Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вёл?

-Вспомните, как герой шёл со своей покупкой домой?

-Что же с ним произошло и почему?

- Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?

-А что в тексте указывает на глубину его переживаний?

-Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы?

-Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?

-Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

-Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?

-Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

-Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?

 

Работа по рядам.

Определим жанр произведения.

Определим героев рассказа.

Работа в группах

1 ряд:- композиция произведения.

2 ряд: чтение по ролям эпизода торга.

3 ряд: характеристика Егора Ивановича.

 

Беседа с классом.

– какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?

- Действительно ли для мужика это была беда, трагедия?

- Какой приём помогает понять состояние мужика?

- Зачем они понадобились автору в таком количестве?

- Почему же ему так обидно и досадно

– Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

- Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?

- Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

– Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?

- А почему не себя?!

-В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе больше? (иронии)

-Но какая это ирония? (горькая)

 

 

 

Анализируют произведение, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по рядам. Участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, анализируют.

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

-Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

 

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

1.       Опишите письменно или устно смешной случай, произошедший с вами или вашими друзьями.

2.       Подготовить монологическое высказывание на вопросы (стр.85-90).

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Литература. 7 класс. Тема урока: «М

Литература. 7 класс. Тема урока: «М

Приветствуют учителя

Приветствуют учителя

Со всех сцен под восторженный смех публики читали

Со всех сцен под восторженный смех публики читали

Вопросы классу. - Скажите, какие рассказы

Вопросы классу. - Скажите, какие рассказы

Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? -

Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? -

Домашнее задание. На выбор: 1

Домашнее задание. На выбор: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020