Конспект урока по литературе в 8 классе.

  • docx
  • 02.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по литературе в 8 классе.docx

Конспект урока по литературе в 8 классе.

Тема: Л.Н.Толстой «После бала»

«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее, утра».

Цель: обучающая: 1) оживить облик Л.Н.Толстого, вызвать интерес к его личности, взглядам, сомнениям, идеалам; 2) оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека; 3) рассмотреть проблему нравственности человека за царящее в мире зло;

развивающая: развивать: 1) память; 2) правильную речь; 3) творческое мышление; 4) самостоятельность;

воспитательная: воспитывать в учащихся чувство сострадания, справедливости, доброты.

Вид урока: комбинированный

Оборудование: Портрет Л.Н.Толстого, плакаты с высказыванием известных писателей о Толстом; карточки, Т.С.О., костюмы исторических фактах, портрет Николая I.

Ход урока.

I Орг. Момент.

II Вступительное слово учителя(Звучит музыка).

-Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая  свеча ярко освещает его лицо, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающийся с суровостью проповедника.

Таким виделся писатель Л.Н.Толстой людям.

III Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и творчестве Л.Н. на примере его произведения «После бала».

-А тема урока такова: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее, утра». Нам предстоит выяснить у кого переменилась жизнь и почему.

IV Биография писателя

-А теперь давайте немного попутешествуем и мысленно перенесемся в прошлое, а именно в 19 век. Расцвет творческой деятельности Л.Н.Толстого. Сейчас вы можете задать свои вопросы, которые приготовили, самому писателю. Пожалуйста, Л.Н., займите свое место.

(Выходит уч-к, который изображает Л.Н.Толстого).

1. Л.Н., расскажите о вашей семье.

(Я родился в старинной родовитой семье и рос в довольстве, окруженный попечением нянюшек и тетушек. К сожалению, матери я лишился, когда мне было 1,5 года, но образ ее, полный доброты и нежности, живет со мной в душе. Отца лишился в 9 лет. Отец был образован, любитель книг и с чувством достоинства. У меня 3 брата, которых люблю и уважаю.

2. Какие впечатления из жизни у вас самые яркие?

(Первое яркое впечатление из детства. Брат Николенька, как-то сказал, что знает тайну о зеленой палочке, которая сделает людей счастливыми – все будут муравьиные братья. Для этого только нужно отыскать эту палочку. Я в нее верил.

Другое впечатление не слишком приятное, когда я впервые увидел, что на нашем дворе существуют телесные наказания).

3. Ваши увлечения?

(Теннис ,катание на коньках, гимнастика, изучение иностранных языков. Какое-то время меня увлекала светская жизнь: балы, маскарады, танцы. Ноя скоро понял всю порочность этой жизни и отказался от нее).

4. Ваша цель в жизни?

(Облегчить участь крестьян, хотя бы своих, дать им вольную).

5. О Ясной Поляне вы писали: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Что связывает вас с Ясной Поляной?

(Ясная Поляна – это не только место, где я родился, но и провел большую часть своей жизни. Я открыл здесь школу для крестьянских детей и взрослых и сам  их учу. Здесь я близок к народу, живу той жизнью, что  и они: пашу землю, строю избы, кладу печи и т.д.)

6. Когда писатели свои произведения, на что вы хотели нацелить читателя?

(В произведениях стараюсь описать жизнь русского народа, духовную красоту простого человека. Осуждаю праздлую, преступную жизнь господствующих классов, богатство и красота которых основаны на угнетении народа. Вот, например, в рассказе «После бала» я старался показать бесчеловечное отношение к солдату, я выразил свое возмущение системой телесных наказаний).

-Спасибо, Л.Н., за интересные факты из своей жизни. А теперь вернемся назад – в настоящее и поговорим о рассказе «После бала». Но давайте выясним, в какое время создавался рассказ.

V Сообщение уч-ся.(история создания рассказа).

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» - одно из самых знаменательных произведений. Написал его Толстой в 75 лет. В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы 19 века, время Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов(900-е годы).

VI Работа с текстом.

-Ребята, эпиграфом к рассказу я взяла слова Толстого: «Каждая ложа в театре, каждая бутылка шампанского, каждая росрозог, столько-то дней тюрьмы, столько-то крови, столько-то стонов и слез».

-Как вы понимаете эти слова?

(За праздную жизнь господ платят невинные люди).

-Ребята, как написано произведение?

(На сопоставлении 2-х частей. Бал и после бала.)

-Чтобы нам было легче сопоставлять эти части, поработаем по такому плану. (План написан на доске).

I Первая часть рассказа: (зачитать план).

-зала у предводителя;

-хозяева бала;

-Варенька;

-полковник;

-Иван Васильевич.

-Ребята, какими художественными средствами пользовался автор, чтобы образно показать бал?

(В основном эпитетами).

-Что такое эпитет?

(Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность).

Работа по карточкам.

-Перед уроком некоторым учащимся были розданы карточки с заданием найти эпитеты в тексте на определенный пункт плана. Попробуем с помощью этого художественного средства воссоздать картину бала. (уч-ся по очереди отвечают).

-зала у предводителя: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, мотив мазурки звучит почти бесперерывно;

-хозяева бала: милые, приветливые;

-Варенька: в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо, и ласковые, милые глаза»;

-полковник: красивый, статный, высокий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, с широкой грудью и т.д.

-Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующх с восторженным умилением;

-Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением?

(Он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости).

-Переходим ко второй части рассказа, где краски резко темнеют.

II Вторая часть рассказа:

-описание;

-солдаты;

-наказываемый;

-полковник;

-Иван Васильевич.

-Ребята, перескажите первые 2 пункта плана.

 

Задание по рядам.

А 3 и 4 пункты – сравним. Сравним полковника и наказываемого в момент экзекуции. Каждому ряду дается по 2 листа. На одном написано – полковник, на другом – наказываемый. Вы должны в тексте найти цитаты сопоставления и написать их(цитаты) на листках( в углу написано, что должны сопоставлять). (Затем вешаем скотчем на доску и уч-ся зачитывают – 1уч. с каждого ряда).

Полковник

Наказываемый

1.Внешность

Высокий военный в шинели и фуражке

«Оголенный по пояс человек, привязанный у ружьям двух солдат». Спина его – «что-то пестрое, мокрое, красное, неестесвенное».

2. Походка

«Шел твердой, подрагивающей походкой».

«Твердым шагом двигалась высокая, статная грудь».

«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер-офицеры… тянули его назад».

«Спотыкающийся, корчащийся человек».

3. Лицо

Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.

«Сморщенное от страдания лицо».

 

-Что же испытывает Иван Васильевич при виде такой картины?

(Почти физическую боль, доходящую до тошноты).

-Светлые, радостные краски бала резко оттеняют мрачную картину. Это позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия Царской России.

Газета.

-В 19 веке выходили газеты, и мы осмелились предположить, что бы вышло в печать после этих двух событий. Редакторами газеты были Красюковы Д. и Т.

 

Портрет.

-Ребята, посмотрите на этот портрет. Это портрет Николая I – царь, при котором происходили в России эти действия. Его даже в народе называли Николай Палкин за жестокость расправы палками.

Кого он вам напоминает?

(Полковника)

-Послушайте отрывок из воспоминаний дочери Тютчева о смерти Николая I.

-Не правда ли, что туфли императора и сапоги полковника похожи?(старые)

-О чем свидетельствует эта деталь?

(Закоренелые вояки, следуют устаревшим принципам, протест против нового).

-Кстати, Николай I часто повторял: «Надо, чтобы все было по закону…» Только вот по какому закону? Давайте вспомним, когда происходит действие. Это последний день масленицы и утро чистого понедельника, с которого начинается для христиан великий пост. По древней традиции последнее воскресенье перед постом просили прощения прощения друг у друга и прощали они к несчастному солдату, который просит «Братцы, помилосердствуйте».

-Устами жертвы напоминает Толстой читателям не только о необходимости следовать Божьему закону, но и о равенстве людей перед лицом Всевышнего.

-Итак, что же изменило жизнь Ивана Васильевича? Прав ли герой, отказавшись от государственной службы и от любви?

-Скажите, был ли полковник двуличным человеком?

(Нет, он действовал в обоих случаях искренне, но в разных социальных кругах ведет себя по-разному. На балу его окружают такие же как и он, а на экзекуции – человек, который преступил закон и должен быть наказан.

Суд.

-Читая произведение, мы невольно предаем суду полковника. Давайте попробуем провести суд на уроке. Для этого у нас есть все представители закона – судья, присяжные заседатели, прокурор, адвокат и подсудимый.

-Ребята, а что бы вы сделали на месте полковника с провинившимся солдатом?

Словесное рисование.

-Представьте, что вы – художник, иллюстрирующий этот рассказ. Какие моменты вы бы запечатлели? В иллюстрациях учитывайте позы людей, их мимику, жесты.

VII Итог урока.

1. Чтобы поверить в добро, люди должны делать его. Толстой.

2. Милосердие – это активная доброта.

3. Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний.

-Ребята, какие афоризмы являются выводом из этого рассказа?

-Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?

(Для этого нужно быть очень сильным человеком – духовно. Придерживаться своих жизненных принципов, а не общества, но принципов справедливых).

VIII Домашнее задание.

-После окончания рассказа в Ясной Поляне Толстой прочитал свое произведение Стасову В.В. и скульптору. Вот какое впечатление произвел на скульптора рассказ?

-А что вас взволновало в этом произведении? Напишите сочинение-миниатюру на эту тему: «Что меня взволновало в произведении Л.Н.Толстого «После бала».


 

Посмотрите также