Литература 8 класс.
Тема: Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Цели:
Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.
Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные:
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные: владение изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
Легенда. - Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. |
Ученик работает с биографией
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- К поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов в качестве эпиграфа взял библейское изречение «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Под мёдом поэт подразумевает сладость свободы. - Как вы понимаете, что такое «свобода» и «несвобода»? (ответы учащихся). Эту проблему свободы личности мы рассмотрим с вами при изучении произведения Лермонтова «Мцыри». Дайте определение поэмы. Тема – изображение сильного, смелого,
мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря,
страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни
вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. - В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил». Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить? - В чем смысл жизни для Мцыри? (Этот проблемный вопрос записан на доске). И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово? Мцыри – это … (см. сноску в учебнике) .Слайд 3 Какое значение больше подходит Мцыри? 2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим. Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …) 3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. 5. Усвоение новых знаний. Работа с текстом поэмы. - В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем: «Ты слушать исповедь мою Сюда пришёл, благодарю…» Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске). В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? (Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.) - Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста. (а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы. б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной. в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог. г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе… Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем.
А) Сравнение (Сообщение группы). Сначала, вспомним, что такое сравнение. Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. В) Метафоры (Сообщение группы). Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств. Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу. Д) Инверсия (сообщение группы). Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов: подлежащее + сказуемое, определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обстоятельство. Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания художественного образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении. |
Учащиеся слушают историческую справку об Иване Грозном, отвечают на вопросы
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями
|
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. (гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.) - Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле? (Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод) - Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня? (Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.) Слайды8,9 -Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? (Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)
- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности? («Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.) - Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? (Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)(15 м)
Работа по карточкам. Закончите предложения, запишите их в тетрадь. Для Мцыри жить – это значит: 1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а… 2. Не томиться в душных кельях, а… 3. Не склоняться перед алтарём, а… 4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а… |
Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Заполните таблицу: В чём смысл жизни 1)у монахов - 2)у Мцыри 1)Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья 2)Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия. Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека. Итог нашего урока –ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри» или ее идеей. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн»
|
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание |
Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри» Сочинение на тему по выбору «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.