Литература. 8 класс.
Тема: «М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе».
Цели урока:
Образовательные: анализ и восприятие художественного текста, мотивация к чтению художественных произведений, выделение смысловых частей литературного произведения.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса. Формирование гуманистических ценностей.
Развивающие: развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.
Образовательные: воспринимать и анализировать художественный текс, развивать мотивацию к чтению художественных произведений, давать характеристику героев и выражать отношение к прочитанному, выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.
Воспитательные: воспитывать навыки самопознания и адаптации, формировать нравственную ориентацию, формировать эстетические потребности.
Развивающие: развивать образность мышления и воображения. развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, развивать речь и культуру чувств, развивать навыки и умения квалифицированного читателя.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: умение выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Фронтальный опрос - Какой русский еженедельный сатирический журнал выходил в Петербурге с 1908 по 1914 г.? («Сатирикон») - Какова была главная задача журнала «Сатирикон»? (Моральное исправление общества с помощью сатиры) - Назовите писателей «Сатирикона» (Аверченко, Теффи, Саша Черный, А. Толстой, Куприн и др.) - Кому принадлежал нигде официально не утвержденный титул короля смеха? (Титул короля смеха принадлежал Аркадию Аверченко.) - О ком сказал Куприн: «Единственная, оригинальная, чудесная, которую все любили без исключения!» (Тэффи) - Какие рассказы Теффи вы прочитали? («Жизнь и воротник», «Митенька», «Переоценка ценностей» и др.) - Что такое сатира? (1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние.) - Что такое юмор? (Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-то. 2. В искусстве: изображение чего-то в смешном, комическом виде.)
Сейчас я зачитаю официальное обращение к Вам.
- Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет
прилагательных). (Каждой группе выдается лист с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова). – Давайте прочитаем, что получилось.
-Почему вы смеялись? Что вызвало смех?
Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме. - Давайте вспомним виды комического: - ирония - юмор - сатира
Работа с теорией. 1.Добрый смех, незлобная насмешка –
это… |
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы.
Работают с теорией.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
||
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Давайте
вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид
комического мы использовали (Конечно же, юмор) – А что же мы попытаемся выяснить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко. –
Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе
М.М.Зощенко "История болезни"». Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль. |
Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, анализируют записи на доске
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
||
4.
Изучение нового материала.
|
Используя прием «Верные и неверные утверждения». Ваша задача: Если вы слышите верное утверждение вы ставите +, а если нет - Верно ли, что: 1.Зощенко зовут Михаил Михайлович? + 2.Михаил родился в семье музыканта?- (художника) 3.Закончил ли он университет?- (ушел на фронт Первой мировой войны) 4.Целью его творчества было разоблачение мещанства и духовной нищеты?+ 5.Михаил Михайлович писал романы?- 6.Среди произведений Зощенко – рассказы, повести, пьесы? + 7.Принадлежат ли его произведения литературной классике? +
Анализ рассказа. - Как начинается рассказ «История болезни»? (Рассказ “История болезни” начинается так: “Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома”) - Больного с диагнозом “брюшной тиф” привозят в больницу. - Что он видит в помещении для регистрации вновь поступающих? (Огромный плакат на стене: “Выдача трупов от 3-х до 4-х”) - Что говорит герой фельдшеру, едва оправившись от шока? (Что “больным не доставляет интереса это читать”) - Что же он слышит в ответ? (Если.. . вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать”) - Что происходит потом? (Медсестра приводит его в ванную комнату и предлагает залезть в ванну, где уже купается какая-то старуха. Казалось бы, медсестра должна извиниться и отложить на время процедуру “купанья”. Но она привыкла видеть перед собой не людей, а пациентов. А с пациентами что церемониться? Она спокойно предлагает ему залезть в ванну и не обращать на старуху внимания: “У нее высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения”)
Зачитайте со слов «Вдруг снова приходит лекпом…» на стр.167 учебника. - На этом испытания больного не заканчиваются. - Что происходит дальше с пациентом? (Сначала ему выдается халат не по росту. Затем, через несколько дней, уже начав выздоравливать, он заболевает коклюшем. Все та же медсестра ему сообщает: “Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. Там у нас детское отделение. И вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок”. Очень характерно: виноват не тот, кто отвечает за чистоту прибора, а тот, кто из нее “кушает”) - Когда же герой окончательно поправляется, ему никак не удается вырваться из больничных стен. Почему? И что он узнает дома? (Потому что его то забывают выписать, то “кто-то не пришел, и нельзя было отметить”, то весь персонал занят организацией движения жен больных. Наконец, уже после того как больной все же покидает больницу, дома его ждет последнее испытание: жена рассказывает, как неделю назад она получила из больницы извещение (позже выяснилось, посланное по ошибке) с требованием: “По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа”) - Чем заканчивается рассказ? (“В общем, — сообщает бывший пациент, — мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел. И теперь хвораю дома ”). -
Что же высмеивает писатель в своем рассказе? (Низкий уровень медицинского обслуживания. |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
Отвечают на вопросы
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
||
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
||
6. Закрепление полученных знаний.
|
- Сбылись ли ваши ожидания? - Чем отличается прогноз от текста? - С какими проблемами и почему столкнулся герой рассказа, попав в больницу? Делают обобщающий вывод: главная нравственная проблема рассказа – унижение человеческого достоинства. - Актуальны ли проблемы низкого уровня медицинского обслуживания и унижения человеческого достоинства в наше время? - С какими проблемами при посещении больницы встречались вы? - Подумайте, каким правильнее назвать рассказ «История болезни» - юмористическим или сатирическим? (Это сатирический рассказ. В нем высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.«История болезни» — один из тех рассказов Зощенко, в котором изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной черствости доведено до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется уже тому, что остался жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает «хворать дома»). - Против чего направлена сатира М.М. Зощенко в рассказе «История болезни»? (Рассказ направлен против наплевательского, бездушного, унижающего человеческое достоинство, неуважительного, хамского, издевательского отношения к людям. Действие рассказа происходит в больнице, заведении, где больше всего требуется внимание к людям, забота о них. Обслуживающий персонал больницы поступает с точностью «до наоборот», пользуясь своей маленькой властью над больными, слабыми людьми) Работа в паре. 1. Выпишите фразы,
предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского
персонала, больницы. 2. Проанализируйте
речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова,
слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы. |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют работу с текстом.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
||
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Проанализировав средства создания комического в рассказе,
давайте ответим на вопросы: |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
||
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» Больной. Униженный, страдающий. Нервничает, протестует, смиряется. Отступает перед хамством и цинизмом. «Маленький человек».
Медицина. Бесцеремонная, бездушная. Грубят, унижают, калечат. Чувство горечи и стыда за человека. Равнодушие. |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
||
9. Домашнее задание. |
На выбор: 1. Прочитать и пересказать один из рассказов М. Зощенко; 2.Письменно ответить на вопрос: «Чем мне нравятся рассказы писателей-сатириков?» |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.