Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: «М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе».
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: «М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе».

Оценка 4.7
doc
22.04.2020
Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема:  «М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе».
М.Зощенко.doc

 

Литература. 8 класс. 

Тема: «М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе».

Цели урока:

Образовательные: анализ и восприятие художественного текста, мотивация к чтению художественных произведений, выделение смысловых частей литературного произведения.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса. Формирование гуманистических ценностей.

Развивающие: развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.

Образовательные: воспринимать и анализировать художественный текс, развивать мотивацию к чтению художественных произведений, давать характеристику героев и выражать отношение к прочитанному, выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

Воспитательные: воспитывать навыки самопознания и адаптации, формировать нравственную ориентацию, формировать эстетические потребности.

Развивающие: развивать образность мышления и воображения. развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, развивать речь и культуру чувств, развивать навыки и умения квалифицированного читателя.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение  выделять приемы сатириче­ского изображения действительности в рассказе.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Фронтальный опрос                                                                             

- Какой  русский   еженедельный сатирический     журнал        выходил    в  Петербурге   с  1908  по  1914 г.?  («Сатирикон»)

- Какова была главная задача журнала «Сатирикон»?  (Моральное исправление общества с помощью сатиры)

- Назовите писателей «Сатирикона» (Аверченко, Теффи, Саша Черный, А. Толстой, Куприн и др.)

- Кому принадлежал нигде официально не утвержденный титул короля смеха?  (Титул короля смеха принадлежал Аркадию Аверченко.)

- О ком сказал Куприн: «Единственная, оригинальная, чудесная, которую все    любили без исключения!»   (Тэффи)

- Какие рассказы Теффи вы прочитали? («Жизнь и воротник», «Митенька», «Переоценка ценностей» и др.)

- Что такое сатира?  (1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние.)

- Что такое юмор? (Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-то. 2. В искусстве: изображение чего-то в смешном, комическом виде.)

 

Сейчас я зачитаю официальное обращение к Вам.

Я, … Анастасия Александровна, … учитель русского языка и литературы,  пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть … лица учеников.

 

- Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные? (Чтобы речь была яркой и выразительной)
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение, используя следующие слова для справок:  наипрекраснейший, продвинутый, шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно известный,  элитный, длиннюсенький-предлиннюсенький.

(Каждой группе выдается лист  с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова).

– Давайте прочитаем, что получилось.

Я, наипрекраснейшая Анастасия  Александровна,  продвинутый учитель русского языка и литературы,  пришла в ваш элитный класс, чтобы провести  шикарный урок  литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть  хитренькие   лица учеников.

-Почему вы смеялись? Что вызвало смех? 
- Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического.


Давайте вспомним, что такое комическое.

Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.

- Давайте вспомним виды комического:

- ирония

- юмор

- сатира

 

Работа с теорией.

1.Добрый смех, незлобная насмешка – это…
2.Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
3. Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
4. Язвительная насмешка, едкая издевка – это…

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с теорией.

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как Михаил Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…

– А что же мы попытаемся выяснить?  Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко

– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"».
– Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель? 
– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни».
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.

 

 

 

 

 

Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

Слушают учителя, анализируют записи на доске

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя прием «Верные и неверные утверждения».

Ваша задача: Если вы слышите верное утверждение вы ставите +, а если нет - Верно ли, что:

1.Зощенко зовут Михаил Михайлович? +

2.Михаил родился в семье музыканта?- (художника)

3.Закончил ли он университет?- (ушел на фронт Первой мировой войны)

4.Целью его творчества было разоблачение мещанства и духовной нищеты?+

5.Михаил Михайлович писал романы?-

6.Среди произведений Зощенко – рассказы, повести, пьесы? +

7.Принадлежат ли его произведения литературной классике? +

 

Анализ рассказа.

- Как начинается рассказ «История болезни»?  (Рассказ “История болезни” начинается так: “Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома”)

- Больного с диагнозом “брюшной тиф” привозят в больницу. 

-  Что он видит в помещении для регистрации вновь поступающих? (Огромный плакат на стене: “Выдача трупов от 3-х до 4-х”)

- Что говорит герой  фельдшеру, едва оправившись от шока?  (Что “больным не доставляет интереса это читать”)

- Что же он слышит в ответ? (Если.. .  вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать”)

 - Что происходит потом? (Медсестра приводит его в ванную комнату и предлагает залезть в ванну, где уже купается какая-то старуха. Казалось бы, медсестра должна извиниться и отложить на время процедуру “купанья”. Но она привыкла видеть перед собой не людей, а пациентов. А с пациентами что церемониться? Она спокойно предлагает ему залезть в ванну и не обращать на старуху внимания: “У нее высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения”)

 

Зачитайте со слов «Вдруг снова приходит лекпом…» на стр.167 учебника.  

- На этом испытания больного не заканчиваются.

- Что происходит дальше с пациентом? (Сначала ему выдается халат не по росту. Затем, через несколько дней, уже начав выздоравливать, он заболевает коклюшем. Все та же медсестра ему сообщает: “Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. Там у нас детское отделение. И вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок”.

Очень характерно: виноват не тот, кто отвечает за чистоту прибора, а тот, кто из нее “кушает”)

- Когда же герой окончательно поправляется, ему никак не удается вырваться из больничных стен. Почему? И что он узнает дома?     (Потому что его то забывают выписать, то “кто-то не пришел, и нельзя было отметить”, то весь персонал занят организацией движения жен больных. Наконец, уже после того как больной все же покидает больницу, дома его ждет последнее испытание: жена рассказывает, как неделю назад она получила из больницы извещение (позже выяснилось, посланное по ошибке) с требованием: “По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа”)

- Чем заканчивается рассказ?     (“В общем, — сообщает  бывший   пациент, — мне   почему-то  стало неприятно от этого происшествия, и я хотел   побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел. И теперь хвораю дома ”).

- Что же высмеивает писатель в своем рассказе? (Низкий уровень медицинского обслуживания.
            “История   болезни” — один   из   тех   рассказов  Зощенко, в котором изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной   черствости   доведено   до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется   уже   тому, что   остался  жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает “хворать дома”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Чем отличается прогноз от текста?

- С какими проблемами и почему столкнулся герой рассказа, попав в больницу?

Делают обобщающий вывод: главная нравственная проблема рассказа – унижение человеческого достоинства.

- Актуальны ли проблемы низкого уровня медицинского обслуживания и унижения человеческого достоинства в наше время?

 - С какими проблемами при посещении больницы встречались вы?

- Подумайте, каким правильнее назвать рассказ «История болезни» - юмористическим или сатирическим?   (Это сатирический рассказ. В нем высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.«История болезни» — один из тех рассказов Зощенко, в котором изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной черствости доведено до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется уже тому, что остался жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает «хворать дома»).

- Против чего направлена сатира М.М. Зощенко в рассказе «История болезни»?   (Рассказ направлен против наплевательского, бездушного, унижающего человеческое достоинство, неуважительного, хамского, издевательского отношения к людям. Действие рассказа происходит в больнице, заведении, где больше всего требуется внимание к людям, забота о них. Обслуживающий персонал больницы поступает с точностью «до наоборот», пользуясь своей маленькой властью над больными, слабыми людьми)

Работа в паре.

1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например: 
плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами.

2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы. 
Например:  хворать, дома и солома едома.
3. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Например:  закачался на ногах.

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы: 
- Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе? 
- О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:  юмор, иронию или сатиру? 

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Больной.

Униженный, страдающий.

Нервничает, протестует, смиряется.

Отступает перед хамством и цинизмом.

«Маленький человек».

 

Медицина.

Бесцеремонная, бездушная.

Грубят, унижают, калечат.

Чувство горечи и стыда за человека.

Равнодушие.

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

1. Прочитать и пересказать один из рассказов М. Зощенко;

2.Письменно ответить на вопрос: «Чем мне нравятся рассказы писателей-сатириков?»

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Литература. 8 класс. Тема: «

Литература. 8 класс. Тема: «

Актуализация опорных и знаний и их коррекция

Актуализация опорных и знаний и их коррекция

Я, наипрекраснейшая Анастасия

Я, наипрекраснейшая Анастасия

Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе

Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе

Что происходит потом? (Медсестра приводит его в ванную комнату и предлагает залезть в ванну, где уже купается какая-то старуха

Что происходит потом? (Медсестра приводит его в ванную комнату и предлагает залезть в ванну, где уже купается какая-то старуха

Физминутка. Организует смену деятельности

Физминутка. Организует смену деятельности

Закрепление полученных знаний. -

Закрепление полученных знаний. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020