Литература. 8 класс.
Тема: Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.
Цель: – познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.
– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;
Метапредметные:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Предметные: определение авторского отношения к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии.
Эпиграфы:
1.«Тут всем досталось, а больше всего мне…». Николай I.
2.Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики. С. Залыгин
3.Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромной обличительной силе. А.Грибоедов
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||||
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
История создания комедии и источник сюжета. Н.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор». Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты. |
Отвечают конспекты, работают с биографией автора
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
||||
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Особенности драматического произведения. Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях». Учащиеся получают задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле) «трагедия», «комедия», «драма» (в узком смысле). Комментированное чтение 1 действия. Знакомство с действующими лицами. «Говорящие» фамилии. По ходу чтения в тетрадях записываются «Средства комического изображения»: Говорящие фамилии; Ирония; Гипербола; Саморазоблачени |
Выполняют задания по карточкам, формулируют тему и цели урока. |
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
||||
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Карточка 1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге. Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Единственный актёр Сосницкий, игравший Городничего, устраивал Гоголя. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне». Карточка 2. Постановка пьесы «Ревизор» в Москве. После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего. Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки. 25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попали только аристократы, не способные оценить комедию. Актёры в сущности не поняли замысла Гоголя. Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.
Повторение знаний, полученных на основании 1 действия. 1. Сюжет 1 действия. Завязка. Известие о приезде ревизора. Развитие действия. 1.Городничий даёт распоряжения чиновникам. 2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице. 3.Городничий отправляется в гостиницу. 2.Знание литературоведческих терминов. - В чём особенность драматических произведений? - Назовите основные виды драматических произведений. - Чем они отличаются друг от друга? - Почему «Ревизор» - это комедия? - Какие средства комического изображения встречаются в 1 действии? 3.Замечания о речи Городничего в 1 действии: Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими»; Он делает им замечания, даёт советы; В выражениях не стесняется; Начальственный тон, затем нотки страха.
Выводы: - это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами; - это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; - это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
-Кого боятся чиновники? -Кто такой ревизор? Я просила дома найти толкование слова. Ревизор — это инспектор, контролер, аудитор, проверщик. Лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследуя деятельность какого-либо данного учреждения или чиновника. -И почему жители городка испугались ревизора? Ревизор может проверить работу чиновников, разоблачить их мошенничество, даже написать жалобу выше и наказать. Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи. -Есть такое выражение «рыльце в пуху…» Что означает? Каким образом это относится к чиновникам? -Почему чиновники решили, что это ревизор, ведь его никто никогда не видел? (слайд 18) Увидели в трактире его подозрительные взгляды, бегающие глаза, наблюдательность за всеми. Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора». -Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Каким образом Хлестаков оказался в этом городке и задержался? -О каких качествах героя сразу можно сказать? Безответственность, несерьёзность, транжира и мот - Кто подтверждает характеристику? Слуга Осип. (Зачитывают текст -действие 2-е, явление 1-е) " Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…" -Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет? Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса. -Согласны вы с автором, который назвал его несколько приглуповатым и, как говорят, без царя в голове, которых в канцеляриях называют пустейшими. Кто такой пустой человек? Без цели в жизни, серьёзных намерений, благородства, нравственных качеств, истинных чувств. -Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»? «Хлестаков» произвёл хлесткое впечатление своим поведением и речью на окружающих. -Какой приём использует автор и почему? (слайд 19) «Говорящие» фамилии создают впечатление о лицах, которым принадлежат. -Какие фамилии встретились? Судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Мы получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. -Не только фамилии помогают раскрыть образ. Герои драматическ
Что же такое Хлестаковщина? Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества. -Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина», болезнь, которой заражаются люди.В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради
Работают с учебником
Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
||||
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
||||
6. Закрепление полученных знаний.
|
1.Какое событие является завязкой? 2.Почему известие о ревизоре переполошило весь город?
· де, в каком месте, происходит действие комедии? ( В безымянном уездном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».) · В этом безымянном уездном городе, как в зеркале, отражена вся Россия, все стороны общественной жизни и управления. Так как же жила Россия того времени? Кому принадлежит власть в захолустном гоголевском городке? (Характеристика городничего.) · Как обстоят дела в здравоохранении? (Характеристика А.Ф. Земляники.) · Кто заведует судопроизводством в городе? (Характеристика А.Ф. Ляпкина-Тяпкина.) · Говорят, что самое трудное в жизни – лечить, судить и учить. От состояния здравоохранения, судопроизводства и образования зависит «здоровье» всего общества. Мы вспомнили, как обстоят дела в здравоохранении, судопроизводстве. А что же в образовании? Может быть, там всё благополучно в гоголевском городке? (Характеристика образования. Л.Л. Хлопов и учителя.) · Какие ещё сферы общественной жизни мы увидели в первых двух действиях комедии? (Характеристика почтмейстера и городских помещиков.)
· Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора? (Чувство страха.) · Почему все боятся приезда ревизора? ( Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.) · Что предпринимают чиновники во главе с городничим, чтобы обезопасить себя? (Все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности. Городничий и чиновники стремятся лишь изо всех сил скрыть их, пустить пыль в глаза.)
1. Характеристика образа Хлестакова - Есть в пьесе еще один герой, который поможет правильно понять комедию. Ответ на вопрос: 1. Кого и чего боятся чиновники? 2. Кто такой ревизор? 3. Кого принимают за ревизора? Страх чиновников перед ревизором является основой развития действия комедии. Ревизора они боятся, так как у каждого есть «грешки». За ревизора принимают приезжего чиновника из Петербурга.
1. Первое знакомство. - Итак, кто же он такой, Иван Александрович Хлестаков? - Какие положительные и отрицательные качества мы видим при первом знакомстве с ним? Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. Характеристика Хлестакова словами его слуги Осипа - Какие “+” и “ - ” Хлестакова можно отметить? “+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл
1. Хлестаков в доме Городничего. - Какую сцену вы считаете кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова? (Речь и действия в доме городничего, Действие III, явл.6) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Н. Михалков в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма. Просмотр фрагмента “Хлестаков в доме городничего”. - Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. “+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы.
1. Хлестаков и женская половина города. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Не претендуя на театральную постановку, мы постараемся сыграть сцену ухаживания за дочерью и женой городничего. - Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове. (Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.) - Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить. - Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
1. Хлестаков в письме Тряпичкина. Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. Творческое домашнее задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. - Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин? “+”: разбирается в людях “-”: ленив
1. Работа в группах. Обобщение по образу Хлестакова в виде таблиц
|
Записывают определения в тетрадь, анализируют композицию произведения, участвуют в диалоге
Отвечают на вопросы
Работают в паре по учебнику
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
||||
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Как вы понимаете его смысл? Хлестаковщина – это современное - явление? |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
||||
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера. Я предлагаю составить вам синквейн об этом выдающемся писателе. (проверка синквейна) |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
||||
9. Домашнее задание.
|
Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения - Каким вы хотите видеть свой душевный город? «Опасны ли хлестаковы для общества?» Перечитать финал комедии (8,9 явление) |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».
«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)
«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».
«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук».
«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»
«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.