. Литература. 8 класс.
Тема: «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».
Цель: показать роль поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» в годы войны;
Задачи:
1) познакомить об-ся с жизнью и творчеством поэта; историей создания поэмы, помочь обучающимся осознать истоки нашей победы;
2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;
3) пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма;
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: умение аргументировать свой ответ.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора». Первая глава – «На перевале» - начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту. Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны. Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- Как вы думаете, ребята, почему я прочитала вам отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»? Как он связан с сегодняшним уроком? Предполагаемый ответ: Отрывок написан о павших в годы Великой Отечественной войны. Автор призывает нас помнить о них. Это нам нужно для того, чтобы война не повторилась. - Какова главная мысль этих строк? (Мы должны сохранить память о каждом герое войны – это часть истории нашей страны, нашего народа, каждый человек, его жизнь и душа являются ценностью) - Какие произведения, посвященные войне, мы с вами изучали в предыдущих классах, на предыдущих уроках?
Предполагаемые ответы: Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», Д. Самойлова «Сороковые, роковые», стихотворения М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булата Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Мы с вами узнали и истории создания этих стихотворений. - Какими чувствами наполнены произведения о Великой Отечественной войне? - Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат? - А хотели бы узнать о том, как А.Т. Твардовский изобразил подвиг простого русского солдата в своем произведении? - Обратимся к теме нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, работая над этой темой?
|
Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
Анализ произведения. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что в центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется нам с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Итак, Василий Тёркин, человек на войне. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. - Какие черты характера мы наблюдаем у солдата в бою через образ Василия Тёркина? - Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. -И что ему в этом помогало? - Обратите внимание на иллюстрацию к поэме под названием «Отдых после боя» художника Юрия Михайловича Непринцева. На этой картине изображены редкие минуты отдыха солдат. В центре - народный герой, Василий Тёркин. - Что вы можете сказать о нём, глядя на эту картину?
Глава « На привале.» 1.Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе? Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку). 2.В главе автор говорит о сабантуе? Что это такое? 3. Как вы понимаете слова Т. о том, что Теркин просто парень сам собой Он обыкновенный. Так ли это? ( Найдите и прочитайте фрагменты из главы о нашем герое. « Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.) - Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт выбрал исконно русское Василий.Герой воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.
- Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.
Давайте теперь обсудим эту главу. - На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа…» подобные рефрену? - Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова? - Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? - Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин? Чтение. Примерные ответы. - Слова «Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части. - Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти. - Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий. - В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер. - Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат, вызывая у читателя ужас, страх перед войной. Читатель понимает, что война – это смерть. - Поэт рисует нам эту картину смерти для того, чтобы рассказать правду о войне. |
Анализируют произведение, делают выводы. |
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Глава « О войне» 1.Как вы понимаете строфы «Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете».
Глава « О награде» 1.О чем мечтает рядовой Теркин? 2. Какие черты имеет герой поэмы? Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.
Вывод: В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин. На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки - прибаутки, дружба. |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют работу с текстом.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
К. Симонов сказал: «Поэма “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” Выскажите свое отношение к словам Симонова. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к целям, которые мы перед собой ставили. Удалось ли нам с вами достичь их? - Ребята, за победу в Великой Отечественной войны нашей страной, нашим народом была заплачена очень высокая цена: двадцать семь миллионов человеческих жизней, которые оборвались на полях сражений, в осажденных врагом городах, в сожженных деревнях, в тылу. |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
1. Развёрнутый ответ на вопрос: Какие качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне? 2. Составить тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.