Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: "«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»..doc

 

. Литература. 8 класс. 

Тема:  «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Цель: показать роль поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» в годы войны;

Задачи: 

1) познакомить об-ся с жизнью и творчеством поэта; историей создания поэмы, помочь обучающимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма;

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение аргументировать свой ответ.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

       Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

       Первая глава – «На перевале» - начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

       Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны.

        Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

 

 

 

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

- Как вы думаете, ребята, почему я прочитала вам отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»? Как он связан с сегодняшним уроком?

Предполагаемый ответ: Отрывок написан о павших в годы Великой Отечественной войны. Автор призывает нас помнить о них. Это нам  нужно для того, чтобы война не повторилась.

- Какова главная мысль этих строк?  (Мы должны сохранить  память о каждом герое войны – это часть истории нашей страны, нашего народа, каждый человек, его жизнь и душа являются ценностью)

- Какие произведения, посвященные войне,  мы с вами изучали в предыдущих классах, на предыдущих уроках?

 

Предполагаемые ответы: Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», Д. Самойлова «Сороковые, роковые»,  стихотворения М. Исаковского  «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булата Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Мы с вами узнали и истории создания этих стихотворений.

- Какими чувствами наполнены произведения о Великой Отечественной войне?

- Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?

- А хотели бы узнать о том, как  А.Т. Твардовский изобразил подвиг простого русского солдата в своем произведении?

- Обратимся к теме нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, работая над этой темой?

 

 

 

 

 

 

Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Анализ произведения.

На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что в центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется нам с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Итак, Василий Тёркин, человек на войне. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

- Какие черты характера мы наблюдаем у солдата в бою через образ Василия Тёркина?

 - Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться.

-И что ему в этом помогало?

- Обратите внимание на иллюстрацию к поэме под названием «Отдых после боя» художника Юрия Михайловича Непринцева. На этой картине изображены редкие минуты отдыха солдат. В центре - народный герой, Василий Тёркин.

- Что вы можете сказать о нём, глядя на эту картину?

 

Глава « На привале.»

1.Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе?  Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

2.В главе автор говорит о сабантуе? Что это такое?

3. Как вы понимаете слова Т. о  том, что Теркин  просто парень сам собой  Он обыкновенный. Так ли это?

( Найдите и прочитайте  фрагменты из главы  о нашем герое.

 « Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.)

- Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт  выбрал исконно русское  Василий.Герой  воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.

 

- Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.

 

Давайте теперь обсудим эту главу.

- На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа…» подобные рефрену?

- Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?

- Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?

- Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?

Чтение.

Примерные ответы.

- Слова «Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.

- Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.

- Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий.

- В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.

- Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат, вызывая у читателя ужас, страх перед войной. Читатель понимает, что война – это смерть.

- Поэт рисует нам эту картину смерти для того, чтобы рассказать правду о войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют произведение, делают выводы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Глава « О войне»

1.Как вы понимаете строфы

«Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете».

 

Глава « О награде»

1.О чем мечтает рядовой Теркин?

2. Какие черты имеет герой поэмы?

Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

 

Вывод:

В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

    На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки - прибаутки, дружба.

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

К. Симонов сказал: «Поэма “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” Выскажите свое отношение к словам Симонова.

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к целям, которые мы перед собой ставили. Удалось ли нам с вами достичь их?

- Ребята, за победу в Великой Отечественной войны нашей страной, нашим народом была заплачена очень высокая цена: двадцать семь миллионов человеческих жизней, которые оборвались на полях сражений, в осажденных врагом городах, в сожженных деревнях, в тылу.

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

1. Развёрнутый ответ на вопрос: Какие качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне?

2. Составить тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу