Литература. 8 класс.
Тема: Жизнь и творчество И.С.Тургенева. История создания повести «Ася».
Цель: подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомить их с фактами биографии и творчества писателя; изучить историю создания повести
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;
Метапредметные:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Предметные: умение проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
- Скажите, что вы можете сказать об этом человеке? - Качества характера, кто он по происхождению? - А как вы думаете, способен ли этот человек на глубокие чувства? - А была ли в его жизни роковая любовь? - А хотите узнать ответы на эти вопросы? - Тема нашего урока: И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». - Сегодня мы познакомимся с краткими биографическими сведениями о жизни Тургенева, побываем на Родине Ивана Сергеевича и начнём знакомство с его повестью «Ася». |
Отвечают конспекты, работают с биографией автора
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». (И.С. Тургенев, повесть «Ася»)
-- Как вы понимаете эти слова? Да, действительно, человек всегда стремится быть счастливым, иногда нам кажется, что мы будем счастливее после того, как повзрослеем, после того как влюбимся, после того , как выйдем замуж или после того, как купим машину, квартиру , дорогую вещь, но у счастья нет завтрашнего дня, потому что счастье – это и есть наша жизнь, нужно стремиться находить счастливые моменты в каждом дне, часе, минуте, в каждом мгновении. Это слова из самой повести. |
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
- Особое место в жизни Тургенева занимало его имение – Спасское – Лутовиново. Здесь, в Спасском, в окружающих его лесах и лугах, Тургенев учился любить простую русскую природу, ценить и уважать человеческие чувства. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провёл здесь лучшие годы своей жизни». Он знал каждый уголок своего парка. Мне очень хочется, чтобы и вы увидели это замечательное место. Биографическая справка. Распределите информацию в колонки таблицы. Он родился в Орле 12 октября 1818 года, и детские годы провёл в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю. Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провел здесь лучшие годы своей жизни». В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали на русском языке. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833году Иван Сергеевич поступает в Московский Университет. Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекся литературой. В 1838 году Тургенев отправился «доучиваться в Берлин», как писал позднее. На родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе. Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое Спасское-Лутовиново. Это давало ему силы для творчества, вдохновляло. Он писал С.Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу» в 1852 году Тургенев был месяц под арестом, а потом сослан в Спасское под надзор полиции за статью на смерть Н.В.Гоголя и антикрепостническую направленность первых своих произведений, среди которых были «Записки охотника». С 1843 года жизнь И.С.Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни. Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого. А в России Иван Сергеевич. В свою очередь, пропагандировал творчество известных французских писателей, таких, как Мериме, Мопассана и любил Флобера. Известность Тургенева как писателя росла с годами, пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев общества. Это романы «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». «Стихотворения в прозе» - одно из последних произведений писателя. Он был писателем, гражданином, противником рабства и насилия. Он любил Россию, ее природу и людей, и в последние годы, вспоминая о своей жизни, Тургенев сказал: «Я всегда был рад сделать все, что могу». Умер Тургенев 3 сентября 1883 года во Франции. Гроб с телом Тургенева перевезли в Россию. 9 октября. Состоялось погребение Тургенева на Волковом кладбище в Петербурге. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради
Работают с учебником
Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Б) Знакомство с историей создания повести «Ася». Любовь, любовь - загадочное слово. Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всём старо ты или ново? Томленье духа ты или благодать? История создания повести «Ася» Три повести: «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» - Тургенев написал о первой любви. В основу «Аси» легли биографические черты. Вслушаемся в рассказ писателя о том, как появилась у него мысль о рассказе «Ася»: «...Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером от нечего делать вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни о чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего — высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе,— и так тут же, в лодке, и сложилась у меня фабула рассказа...» Повесть впервые опубликована в «Современнике» в 1858 году с подзаголовком «Рассказ Н. П.». На черновике Тургенева помечено, что работа над произведением началась в июне 1857 года и закончена в ноябре того же года. Прототипом Аси современники считали «лицо, близкое автору». Сам автор свидетельствовал, что писал «Асю» очень горячо, чуть не со слезами. - Кто же это «лицо, очень близкое автору»? Дело в том, что с 1843 года жизнь И.С Тургенева была тесно связана с семьёй французской певицы Полины Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину. Но она была замужем и верна своему мужу, эта любовь осталась безответной, но Тургенев пронёс её до конца жизни. Ивану Сергеевичу Тургеневу исполнилось 25 лет, когда он стал одним из самых восторженных поклонников знаменитой итальянской певицы. Их знакомство превратилось в дружбу, длившуюся 40 лет. Почти все эти годы Тургенев жил за границей неподалёку или даже в одном доме с семейством Виардо. Первая встреча Ивана Тургенева и Полины Виардо-Гарсиа состоялась 1(13) ноября 1843 года в Петербурге. Виардо исполняла роль Розины в опере «Севильский цирюльник». Эта роль считается вершиной её искусства Виардо приезжала в Россию два сезона - 1843/1844 и 1844/1845. Первые её выступления прошли с огромным успехом. Аполлон Григорьев посвятил ей восторженное стихотворение «Чадо пламенного юга». Письма Ивана Тургенева к Полине Виардо – ценный источник сведений о его духовной жизни, своеобразные дневниковые записи. По некоторым данным, таких писем существует около 500. После смерти писателя Виардо много сделала для сохранения памяти нем. В письме 5 декабря 1870 г. Любовь к
Полине Виардо озарила и подчинила себе всю жизнь Тургенева. Он никогда не был
женат, не имел семьи, грелся у чужого очага. Всю жизнь любил замужнюю
женщину. Только любил. -В повести Тургенев передал не события, которые происходили с ним и с Виардо в годы их дружбы, настроение и чувства, которые были у Тургенева по отношению к Виардо. Конечно, это повесть о любви, о любви безответной, такой, какая была между писателем и певицей. Большу роль в их отношениях сыграла музыка, современники утверждают, что влюбился Тургенев в Виардо под звуки «Вокализа» Рахманинова – прослушайте отрывок. - Вот так без слов музыка способна творить чудеса.
В) Работа с высказываниями критиков о повести «Ася». Двойной дневник. - Мы ещё не читали повесть, но я предлагаю вам поработать с высказываниями критиков о повести «Ася». - О чём повесть? (о любви) - Да, любовь – это самое светлое, чистое, высокое чувство на земле, человек, испытавший это чувство становится лучше, мудрее, счастливее, он начинает понимать, что «У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». Цените и берегите эти мгновения. Любовь бывает счастливая, взаимная и безответная.
Словарная работа. Повесть - эпическое произведение по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей. Фабула - содержание событий в их последовательности. |
Записывают определения в тетрадь, анализируют композицию произведения, участвуют в диалоге
Отвечают на вопросы
Работают в паре по учебнику
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
|
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
- Прочитать повесть до конца. Домашнее задание: написать мини-сочинение по теме: «У счастья нет завтрашнего дня…» |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.