Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема:"Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л,Н.Толстой.После бала..doc

Литература. 8 класс. 

Тема: Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.

Цель урока: Краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя;

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Предметные:  грамотное выстраи­вание внутренней мо­нологической речи.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

Эпиграф к уроку: «Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…».          ( Л.Н.Толстой, из рассказа  «После бала»)

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

 

Проверка домашнего задания: проверка и анализ письменных рассуждений по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Если мы посмотреть на даты жизни Льва Николаевича Толстого, то можно отметить за этот период массу величайших событий в становлении государства Российского. Чему Толстой был непосредственным свидетелем.

    Толстой (граф Лев Николаевич) - знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новой, хорошей жизнью, имеющей в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины - все это доводит обаяние имени Толстого до легендарных размеров.

     На рубеже двух веков Л.Н.Т. создает целый ряд произведений разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что « должно совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго».

 

 

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Л.Н.Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. Вот лишь несколько подобных произведений: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

- Кто же этот удивительный человек?

- Какую жизнь он прожил?

Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.

  Рассказ «После бала» был написан Л.Н.Т. в 1903 году. Сюжетной основой рассказа явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем. Но в дневниковой записи от 18 июня 1903г Л.Н.Т. присутствует запись об аналогичной истории, которая произошла как – то с самим автором. А 9 августа, в том же дневнике он отметит «написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

        Творчество Л.Н. Толстого - одна из самых ярких страниц в исто­рии русской литературы. В чем же заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами М. Горького, можно сказать, что Толстой расска­зал нам о русской Жизни почти столько же, как и все остальная наша литература.

Свыше двухсот произведений написано Толстым. Каждое из них -отражение целой эпохи русской действительности.

             С детских лет Лев Толстой чувствовал родственную причастность к исто­рическим судьбам России, к мечтам лучших ее сынов о мире и благополучии. Неспроста талантливый и чуткий брат его Николенька придумал игру в «муравейных братьев», о которой с благодарностью помнил всю жизнь Л. Толстой: «... Когда нам с братьями... было мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет», Николень­ка...«объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких не­приятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг дру­га, все сделаются муравейными братьями (вероятно, это были моравские бра­тья, о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья). И я помню, что слово «муравейиые» особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейных братья, которая со­стояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали палатками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.

       В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Здесь доро­жили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. В семье Толстых жила, например, сестра отца Александра Ильинична, пере­живая в молодости тяжелую драму: ее муж сошел с ума. Это была, по вос­поминаниям Толстого, «истинно религиозная женщина». «Любимые ее занятия» - «чтение жития святых, беседа со странниками, юродивыми, мо­нахами и монашенками, из которых всегда жили в нашем доме, а некото­рые только посещали тетушку». Александра Ильинична «жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и ус­луг, но, стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было».

           Еще мальчиком Толстой присматривался к верующим людям из наро­да, странникам, богомольцам, юродивым. «... Я рад, - писал Толстой, - что с детства бессознательно научился понимать высоту их подвига». А глав­ное, эти люди входили в семью Толстых как неотъемлемая часть ее, раздви­гая тесные семейные границы и распространяя родственные чувства детей не только на -близких», но и на «дальних» - на весь мир.

          Толстого увлекает идея нравственного возрождения человечества, ко­торое он начинает с себя: ведет дневник, где, вслед за Руссо, анализирует отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. Юноша не щадит себя, он преследует не только постыдные свои поступки, но и недостойные высоконравственного человека помыслы. Так начинается беспримерный душевный труд, которым Толстой будет зани­маться всю жизнь. Дневники Толстого - своего рода черновики его писа­тельских замыслов: в них изо дня в день осуществляется упорное самопо­знание и самоанализ, копится материал для произведений.

         Дневники Толстого нужно уметь читать и понимать. В них писатель обращает главное внимание на пороки и недостатки не только действи­тельные, но под час и мнимые. В дневниках осуществляется мучительная душевная работа по самоочищению: как и Руссо, Толстой убежден, что ос­мысление своих слабостей является одновременно и освобождением от них, постоянным над ними возвышением.

 

Анализ рассказа.

- Что такое рассказ? (Жанр эпоса. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, доже всю жизнь героя. В рассказе, как пра­вило, одна сюжетная линия.)

В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох — той, ко­торую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX, время Ни­колая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постанов­ку вопросов (это 90-е годы). Поэтому писатель в этом рассказе восста­навливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоя­щем, лишь слегка изменив свои формы. Изучая этот рассказ, мы долж­ны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем.

-Какое впечатление, чувства и размышления произвел на вас этот рассказ?

-Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

--Кто его главные герои?

-От чьего лица ведется рассказ?

-О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

(бал у губернского предводителя, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала)

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию.

- Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения?

- В чем особенность композиции произведения?

 

 

 

 

 

Работают с биографией автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Анализ рассказа.

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика)

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?   (Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?  (Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

– Как называется такой прием?  (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?  (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образы объединяют части рассказа?  (Образы полковника и Ивана Васильевича).

 

Беседа о главных героях. 

- Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.   (Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?  (Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?  (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?    (Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.    (Что-то большое черное).

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?     (Тревога, предупреждение).

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?   (Они наказывают человека).

– Что они ему несут?    (Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?    (Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?    (Мука, боль).

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?   («Надо все по закону»).

– Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

(По закону военной жизни).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?    (Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон.

-С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют произведение.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

— Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

      Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает».

                                

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Ответить на вопросы письменно.

- Почему потерпела крушение любовь Вареньки  и Ивана Васильевича?

- Чему должен научить рассказ «После бала»?

- Актуален ли рассказ в наши дни?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Посмотрите также