Конспект урока по литературному чтению:
«Про ежей и волчишку»
Класс |
1 класс |
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
Учебно-методическое оснащение |
Учебник по литературному чтению, 1 класс, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская |
Литература |
Учебник по литературному чтению, 1 класс, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская |
Программа |
Система развивающего обучения Эльконин-Давыдов |
Основные этапы организации учебной деятельности |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Самоопределение к деятельности. Орг. момент. |
- Доброе утро, дети. Присаживайтесь. Давайте, проверим вашу, готовность к уроку. |
Присаживаются. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
- Какое задание на дом было для тех, кто не боится трудностей?
- А кто его написал? - И кто же не испугался трудностей и прочитал рассказ?
- Давайте прочитаем этот рассказ.
- Прочтите сноску внизу страницы.
- Мальчик не знал, как говорить, поэтому он ошибся. Почему мальчики испугались?
- А теперь скажите, рассказ действительно «страшный»?
- Значит, вам не страшно, когда в комнате темно и нет мамы и папы? - Вот какие вы храбрые! |
- Прочитать «Страшный рассказ». - Евгений Чарушин.
Отвечают на вопрос.
По очереди читают «Страшный рассказ» на 23 странице. Читают сноску про слова «не пыхчи, не пыхтю».
- Ребятам было страшно, а нам нет. Потому что им казалось, что кто-то чужой взрослый ходит, а мамы и папы нет.
- Нет.
Отвечают на вопрос. |
Постановка учебной задачи |
- А теперь попробуйте сравнить «Страшный рассказ» Евгения Чарушина с рассказом «Ёж» Михаила Пришвина, который читали на прошлом уроке. Чтобы вы могли сравнить, надо вспомнить рассказ Пришвина. А для этого прочитайте теперь его сами.
- Чем же похожи эти рассказы?
- А чем различаются эти рассказы?
- В рассказе Пришвина о ком рассказывает рассказчик?
- Ну-ка, прочитайте ещё раз первое предложение.
- Кто же шёл по берегу? - Кто же этот «я»?
- Так про какого же «дядю» рассказывает рассказчик?
- И рассказывает он нам о том, как нашёл ежа, как в дом принёс. Рассказчик участвует в событиях. А в «Страшном рассказе» рассказчик участвует в событиях?
|
Читают по очереди с учителем.
- Они похожи тем, что в обоих рассказах есть ёжик, который живёт в доме человека.
- В рассказе «Ёж» - дяденька, который знал, что ёжик живёт в доме. А в «Страшном рассказе» - мальчики, которые не знали про ежа.
- Про ёжика и дядю.
- «Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа.». - «Я». - Это рассказчик про себя говорит.
- Про самого себя. Он взрослый дядя.
- Нет не участвует. Там ёжик и два мальчика. Потом появляются папа и мама. |
Первичное закрепление |
- Я прочитаю вам рассказ Евгения Чарушина «Волчишко». Его нет в наших учебниках.
- Понравился вам рассказ?
- Как чувствовал себя волчишко в доме человека?
- Кого же он боялся?
- Он попал в незнакомое место. И ему страшно, он всего боится. А как вы относитесь к волчишке?
- Нам читателям, его жалко, мы ему сочувствуем. Участвует ли рассказчик в событиях, о которых рассказывает?
- А как рассказчик относится к волчишке? |
Внимательно слушают рассказ «Волчишко».
- Да, понравился.
- В доме ему страшно.
- Человека, кота и собаку.
Отвечают на вопросы.
- Нет, не участвует. Он рассказывает про человека, про зверей.
- Рассказчику его жалко. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- А теперь сравните два рассказа Чарушина – про ежа и про волчишку. Чем они похожи?
- В обоих ли рассказах герои испугались?
- А чем различаются рассказы?
- Первый рассказ смешной, потому что он о пустом страхе, о том, как дети напрасно испугались ёжика. А во втором рассказе маленькому волчонку страшно в необычном для него месте, и он вызывает сочувствие, его жалко. |
- Оба рассказа про зверей.
- Волчишко и мальчики испугались.
- В первом рассказе боялись люди, а во втором – звери. |
Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Вы прочитали два рассказа писателя Евгения Чарушина. И что вы узнали про писателя? Какой он человек?
- Он умеет писать рассказы и о грустном – вот как волчишке было страшно в доме человека. Он наблюдательный – знает повадки животных.
- На этом наш урок закончился. До свидания. |
- Евгений Чарушин это детский писатель, который умеет писать смешные рассказы. Он любит животных.
Прощаются с учителем. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.