ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
литературного чтения для 3 класса
по теме: «Устное народное творчество».
Выполнила:
Студентка группы Ш – 47
Велижанинова Полина Александровна
Проверили: Учитель 3 «А» класса
Кичигина Татьяна Петровна
___________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2021
Структура технологической карты урока
Тема урока |
Устное народное творчество. |
УМК |
Школа России. (Горецкий В.Г.) |
Цели деятельности педагога |
Познакомимся с народными песнями, потешками, колядками, колыбельными песнями. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: - повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; Метапредметные: Регулятивные: -уметь контролировать свою деятельность при анализе произведения; - уметь понимать и принимать учебную задачу урока; Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли при обсуждении прочитанного произведения; Познавательные: - уметь анализировать, обобщать, делать выводы по данной теме; - уметь принимать и воспринимать прочитанное произведение; Личностные: - эмоциональный отклик на прочитанное произведение. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnoe-chtenie-v-3-klasse-russkie-narodnye-pesni-4369270.html
|
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация и раздаточный материал. |
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
– Здравствуйте ребята. Меня зовут Полина Александровна. И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
СТИЦ
|
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. |
- Ребята, мы каждый урок отправляемся в путь по «литературному чтению» и стремимся узнать новое, читаем разные произведения разных авторов. И так сегодня мы тоже продолжаем по этому пути. Речевая разминка - Прочитайте про себя текст на доске. Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Или сена клок, Или вилы в бок. - Прочитайте медленно, жужжащим чтением. - Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость. - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? - Правильно, это колядка. А что означает это слово? Колядка, или колядная песня, - новогодняя торжественная песня - величание в честь хозяев дома. - Какой раздел мы будем изучать, догадались? Давайте же посмотрим, откройте страницу учебника №13. Прочитайте заголовок. - Что мы относим к устному народному творчеству? Прочитайте про себя текст: с чем мы должны будем познакомиться и чему научиться. В данном разделе, ребята, мы с вами поговорим о видах устного народного творчества, научимся их различать, поговорим о волшебных сказках, будем фантазировать и придумывать сказочные истории и выполнять творческие проекты. - Сформулируйте тему и цель нашего урока. Может уже кто-то догадался, о чем сегодня конкретном пойдет речь? Все верно. Мы с вами переходим к новому разделу «Устное народное творчество», где мы познакомимся с народными песнями, потешками, небылицами, волшебными сказками. Но наша с вами задача сегодняшнего урока: познакомиться с русскими народными песнями. |
Читают речевую разминку.
Читают с ускорением. Кто-то, может быть, назовет, что это колядка.
Предположения детей.
Догадки детей - Раздел «Устное народное творчество».
- Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки. Читают про себя. Затем вслух.
Тема нашего урока: русские народные песни. |
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Личностные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа |
Зрительный контакт |
Подготовка к восприятию стихотворения
|
Учитель настраивает детей на тему урока. |
Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение. - Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. -Русские народные песни бывают разные. Послушайте запись и скажите, как называется эта песня и когда ее пели. -Правильно. Детей укладывали в колыбель и напевали колыбельную. - А что такое «колыбель»? - Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни. - Может кто-то знает колыбельную песню. Напойте. Словарная работа А сейчас перед работой с учебником предлагаю вам узнать новые слова. У меня на доске есть несколько слов и определения. Ваша задача подумать и устно объединить их по смыслу. Затем мы вместе проверим. По поднятой руке учитель вызывает детей к доске. Лукошко – Ручная корзина. Предназначена для сбора ягод, грибов, орехов, хранения сыпучих продуктов. Может иметь крышку и дугообразную ручку. Заклички – разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл. Невзгоды – Тяжёлое переживание, несчастье. Вот мы с вами и узнали лексическое значение новых слов, повторили, что же такое русские народные песни, а теперь приступим к самому интересному. |
Слушают колыбельную песню. Колыбельную пели перед сном маленьким детям.
— маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.
Лукошко – Ручная корзина. Предназначена для сбора ягод, грибов, орехов, хранения сыпучих продуктов. Может иметь крышку и дугообразную ручку. Заклички – разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл. Невзгоды – Тяжёлое переживание, несчастье.
|
Фронтальная Индивидуальная |
Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли Регулятивные: - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;
|
Зрительный Правильный устный ответ |
Беседа по содержанию |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
Мы с вами сейчас познакомимся со следующим видом песен. Прочитайте текст на экране про себя. (…) прочитай вслух. Идёт котик по лавочке Ведёт кошечку за лапочки Топы-топы по лавочке Цапы-цапы за лапочки. - Что необычного вы заметили в четверостишье? - А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. АКШЕТОП. (На доске) - Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА») - Итак, что такое потешка? - Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? - А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. - Давайте вспомним еще одну потешку «Про козу рогатую» Идет коза рогатая, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, — Того коза забодает, Забодает, забодает! Мы с вами познакомились еще с одним веселым видом русского народного творчества- потешками. |
Действие выдуманное. Но само четверостишие веселое.
Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
Детей
Смотрят видео |
Фронтальная Словесная Наглядная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
Физ. минутка |
|
Ребята, на такой веселой ноте я предлагаю нам немного отдохнуть. Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. |
Повторяют за учителем движения |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
Подготовка к выразительному чтению |
Дети вместе с учителем подготавливаются к выразительному чтению |
Следующий вид русских народных песенок – «заклички». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются. (На доске появляется карточка со словом «закличка»). - Послушайте песню-закличку. (В записи из мультика ) - К кому обращаются в песне. Кого кличут? Все верно, дети кличут дождик. - На странице 14 прочитайте песенку – закличку. Сначало про себя, затем вслух нам прочитает... - К кому обращаются в этой песне? Что просят дети у жаворонков.? В какое время года пелась эта песенка? Все верно. Теперь я уверена, что вы без проблем определите песенки-заклички. Ребята, послушайте еще одну песенку и потом ответим какая эта песня: шуточная или серьезная . (Звучит запись шуточной песенки) - Прочитайте песенку на стр. 17 про себя. - Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? Все правильно! Какие вы внимательные. В песне все перепутано и смешно- это и есть шуточные песни. Также песни- заклички очень интересные и незабываемые. |
Дети обращаются к дождику.
Дети обращаются к жаворонкам Они просят принести теплое лето. Песенка пелась в холодное, зимнее время.
Внимательно слушают
Шуточная.
Можно. В песне высмеиваются поступки Вани, как он упал с коня, а девушки ему помогли. |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений |
Самостоятельное применение новых знаний |
Проверка готовности учащихся к осмыслению жанров РНТ |
Теперь, я вам предлагаю поработать самостоятельно. -На странице 15 прочитайте песенку «Из-за леса, …» про себя и ответьте на вопросы на карточке, работая в группе. Затем я спрошу 2-3 пары, как они внимательно прочитали песню и поняли, о чем она. Время на задание 1,5 минуты. Вопросы: - Кто подразумевался под образом лебёдушки? - Когда молодая девушка покидает свой дом? - Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая? Вот это еще одна из разновидностей русских народных песен, где людей могут подразумевать под образами животных. |
Работают самостоятельно
Под лебедушкой подразумевается молодая девушка. Когда начинает взрослую жизнь. Скорее всего со своим женихом. Грустная и протяжная
|
Фронтальная Словесная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные УУД: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими. |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко читать на аудиторию (класс) |
Обобщающая беседа |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
- А весело закончим наш урок. Мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла».. На карточках напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла» (Чтение слов песни хором под видео «Караоке».) Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзку заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли заломати. Я пойду во поле погуляю, Белую берёзу заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли три гудочка. |
Поют песню
Дети исполняют песню стоя
|
Словесная Фронтальная |
Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений. |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя Умение выразительно и громко читать на аудиторию (класс) |
Итог урока.
|
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
-Вот и подходит к концу наш урок. -С какими видами народных песен вы познакомились? -что вы думаете о русских народных песнях? Зачем их люди придумали? -кто или о ком обычно поют в русских народных песнях? Вы большие молодцы! Вот и подошел к концу наш урок. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. |
(Высказывание собственных мыслей)
|
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
Домашнее задание |
Учитель задает домашнее задание учащимся |
Записываем д.з.: Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать. |
Записывают домашнее задание в дневники |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания. |
Зрительный контакт |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.