Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Тема: "Знакомство с буквой Б(б)"

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение 1 класс Знакомство с буквой Буква Б..docx

Предмет: литературное  чтение. 1 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Знакомство с буквой Б (б).

Цели деятельности педагога: научить писать и сформировать в памяти образ буквы Б, б; способствовать развитию умения соотносить печатный и письменный текст.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;

 Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать правильность устной речи.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; выражают интерес к новому учебному материалу; осуществляют самоконтроль деятельности; проявляют инициативу в процессе работы; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей при освоении новой информации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

 

Мотивация к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

 

 

 

 


Актуализация

опорных знаний

( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи»

 и постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление.

 

Гимнастика для глаз(Профилактика близорукости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с ребусами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

  

-  Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

 (Дети с помощью рисунков солнышка, тучки показывают своё настроение.) Слайд2.

Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

 

Деятельность учителя

 

 

 

 

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:  Слайд 3                                                                                             

 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть  звонкими и глухими.)

-Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки

( дети называют)

Какую учебную задачу поставим на уроке?

 ( познакомиться с  новыми  звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с этой буквой)

- А для чего вам нужно изучать новые звуки?

 

Слайд 4

– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (бант, кошка, коза.)

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (бинт, машина, малина.)

– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а)

– Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог,  а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

 

-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука ,], а слово бант – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)

 

а)  Звукобуквенный  анализ слов бант  и бинт.  (работа в парах).

Слайд 5

_Посмотрите на слайд.  Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре.  ( фишками на парте в паре)

Проверка. Слайд2. (Оцените свою работу по « шкале правильности»)

Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).

Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий

                                                  [б']- согласный, мягкий, звонкий 

Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

 

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Барышов, Аброян, Шибаев)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

- Придумайте слова.  чтобы в них тоже встречались наши новые звуки

Физкультминутка

Слайд 6.

 

в)  Знакомство с буквой Б б. Выкладывание из палочек.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)

– Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? Слайд 7

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

- Прочитай: . Слайд 8

Борис,  брюки-

-Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?

 

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б? (Буква Б с большим

брюшком, в кепке с длинным козырьком) Слайд 9.

– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки)

Составьте букву из палочек. Слайд10

- Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем. 

- Подчеркни букву б на карточке КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

– Сколько раз вы подчеркнули букву б?

Проверьте друг у друга

-Какие слова спрятались в этой строчке?

План работы над буквой.

1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Как пишется печатная буква

4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит

- Так что же будем дальше делать?

 

-Что из предложенного плана уже узнали?

 

Работа по учебнику.Использование документ камеры.

-С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед  а, о, э, у, ы

- С какими гласными дружит мягкий звук  [б'] -е. ё. и, я, ю. Слайд 11.

    Чтение слогов. 

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

 

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе Слайд12

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя

·         жужжащее чтение

·         выборочное чтение:

ü  чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]

ü  чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]

 

бу

бус

бусинка

би

бил

билет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

 

 

 

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

 

     Чтение слов. с.109  

·         жужжащее чтение;

·         выборочное чтение:

ü  чтение слов, в которых один слог;

ü  чтение слов, в которых два слога;

ü  чтение слов, в которых три слога;

 

-  Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

 

 

Слайд 13

-  А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом  букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

 

 

 

ба     бе     би     бу

белка   булка

 

-  Проверьте себя по образцу.  

-  По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).

-  Составьте предложение со словом белка, булка

 

 

Д) Чтение ребусов с. 110

Слайд14

 

 

1

2

3

4

5

н

а

б

о

р

 

 

3

2

5

4

1

 

 

 

 

 

Барон

- древнейший европейский дворянский титул, известный с раннего Средневековья. В России введен Петром I. Из российских подданных этим титулом в основном обладали дворяне прибалтийских земель и выходцы из Германии

 

 

 

1

2

3

4

5

к

а

б

а

н

 

 

3

4

5

1

2

 

 

 

 

 

 

- Найди слово в слове

 

ЯБЕДА    СЕРЕБРО

 

Слайд 15

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Вернёмся к нашему плану работы над буквой.

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

-В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале  урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?

Слайд 16

-  Спасибо за урок.

 

Объясняют собственное понимание высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонационно выделяют  звуки в слове.

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б ,].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с новой буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывают букву из палочек

 

Узнают букву среди других букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатают слоги и слова в тетради.

 

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

 

 

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

личностные

 

Умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

 

УУД

 


Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

 

 

 

 

 

 

доказательство; целеполагание

 

 

 

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

 

 

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

 

 

 

 

 

Логические:

доказательство

 

 

 

 

 

 

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

Умение контролировать действия партнера.

 

Умение

контролировать и оценивать свои 

действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

            

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб

 

 

 

Моделируют букву

Проверка по образцу

 

 

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование

 

 

 

 

 

 

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные уд

 

 

 

Умение

контролировать и оценивать свои 

действия.