Конспект урока по литературному чтению: М. Пришвин «Выскочка». 4 класс.
Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М. Пришвина.
Планируемые результаты:
Оборудование: портрет писателя, выставка книг М.М.Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы).
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Повернитесь друг к другу, коснитесь друг друга ладошками и пожелайте добра и удачи друг другу. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Ребята, на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой.
- Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно.
2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности
(Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц).
- Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем
- Внимание - смотрим на картину и слушаем. Какой раздел мы изучаем?
- Как называется раздел, который мы изучаем? (Природа и мы)
3. Формулирование темы и цели урока. Деление на группы. Работа по группам
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое входит в раздел «Природа и мы». Но как называется рассказ, кто его главные герои, кто автор этого произведения - мы сейчас попытаемся определить. Для этого я предлагаю поработать в группах. Образуйте группы.
Задание для 1 группы. У вас на столе лежит карточка, запишите соотнеся буквы с цифрами.
В |
П |
А |
К 7 |
Т |
В1 |
С3 |
Л |
Н |
Е |
Ё |
Ф |
Ы2 |
Е |
Л |
Л |
М |
Д |
К4 |
Ш |
Ч6 |
И |
А8 |
Ж |
О5 |
Дополнительно. Биография Пришвина.
Задание для 2 группы. Есть такая наука – физиогномика. Не слышали про такую? Это - когда берут портрет человека и по его внешнему виду пытаются определить его характер. Посмотрите внимательно на портрет писателя. Подумайте, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? Какой характер у этого человека? Совещайтесь. (Добрый, ласковый, внимательный взгляд)
- А вы не знаете кто этот писатель? (Михаил Михайлович Пришвин)
- 1 группа, что можете рассказать о Михаиле Пришвине из вашего текста.
- Михаил Михайлович Пришвин. Прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М.Пришвина.
Задание для 3 группы. Я выписала из различных словарей лексическое значение одного и того же слова, если вы догадаетесь, что это за слово, вы узнаете название произведения, с которым мы будем знакомиться. В толковом словаре Ожегова.
«…- человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам»
В толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф.
«…-тот, кто вмешивается в какое-либо дело, желая выслужиться, обратить на себя внимание»
В словаре Д.Н.Ушакова
«…человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-нибудь»
- Что это за слово?
- Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его).
- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?
Задание для 4 группы. А для четвертой группы будут загадки, где отгадками будут главные герои произведения. Готовьтесь. Когда будете готовы, поднимайте руки.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком___________________
Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…. ____________________
- Готовы? Проверяем.
- Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».
Интересно - зелёный карандаш. |
Легко
- зелёный карандаш. |
- И как звучит тема нашего урока?
- Какую цель мы ставим на уроке?
Отдых для глаз
Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз.
Перевести взгляд на цветной круг
4. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление
- Переходим к изучению произведения «Выскочка».
Прием «Чтения с остановками».
Открываем учебники с. 74 и приступаем к чтению рассказа по
цепочке, делая остановки по моему сигналу (с карандашом в руке).
Чтение 1 части с.74 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки:
скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки.
- Какие слова были непонятны?
- Кто является героем рассказа?
- Какой породы была Вьюшка?
- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?
Чтение 2 части до слов с. 75 «- наступали шесть умных сорок»
Вопросы после 2 остановки.
- Какие слова были непонятны?
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Чем же отличалась одна из сорок?
- Как вы думаете, нравилось ли это сородичам сороки?(они были недовольны , возмущены, им было досадно)
- Зачитать, как они её предупреждали, что они ей сказали?
- А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)
- Как про таких говорят?
- Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?
Чтение 3 части до конца.
Вопросы после прочтения всего текста.
- Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали Выскочку?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
- Обратимся к тексту.
- Будем постигать глубину мысли писателя и выясним – чему же учит нас этот рассказ.
- Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)
Работа в группах
1-я группа.
(Веселая собачка, охотничья собака – эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
- Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)
- Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)
- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)
2-я группа
Описание сороки до происшествия (Заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная)
3-я группа
Описание сороки после схватки (жалкая, общипанная, без хвоста)
– С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся надней)
– Какой художественный приём автор использует (ирония)?
4-я группа
Для описания действий героев автор использует много глаголов. Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость.
(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)
- Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».
Интересно - зелёный карандаш. |
Легко
- зелёный карандаш. |
- Молодцы!
Кроссворд по группам.
Рефлексия
- Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? (Не надо быть выскочкой)
- Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).
- Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?
- Что такое природа для вас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Итог урока
В завершение урока прошу заполнить листы самооценки.
Листы самооценки
Домашнее задание
Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.
Словарная работа (в паре)
- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.