Конспект урока по литературному чтению: М. Пришвин «Выскочка». 4 класс.

  • docx
  • 10.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12. Т. А. Конспект урока по литературному чтению.docx

     Конспект урока по литературному  чтению: М. Пришвин «Выскочка». 4 класс.

Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М. Пришвина.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
  • Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач

Оборудование: портрет писателя, выставка книг М.М.Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы).

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Повернитесь друг к другу, коснитесь друг друга ладошками и пожелайте добра и удачи друг другу. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

- Ребята, на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой.

- Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно.

2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности

(Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц).

- Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем

- Внимание - смотрим на картину и слушаем. Какой раздел мы изучаем?

- Как называется раздел, который мы изучаем? (Природа и мы)

3. Формулирование темы и цели урока. Деление на группы. Работа по группам

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое входит в раздел «Природа и мы». Но как называется рассказ, кто его главные герои, кто автор этого произведения - мы сейчас попытаемся определить. Для этого я предлагаю поработать в группах. Образуйте группы.

Задание для 1 группы. У вас на столе лежит карточка, запишите соотнеся буквы с цифрами.

В

П

А

К 7

Т

В1

С3

Л

Н

Е

Ё

Ф

Ы2

Е

Л

Л

М

Д

К4

Ш

Ч6

И

А8

Ж

О5

Дополнительно. Биография Пришвина.

  1. М.Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М.Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
  2. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются», - говорил Пришвин.
  3. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.
  4. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

Задание для 2 группы. Есть такая наука – физиогномика. Не слышали про такую? Это - когда берут портрет человека и по его внешнему виду пытаются определить его характер. Посмотрите внимательно на портрет писателя. Подумайте, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? Какой характер у этого человека? Совещайтесь. (Добрый, ласковый, внимательный взгляд)

- А вы не знаете кто этот писатель? (Михаил Михайлович Пришвин)

1 группа, что можете рассказать о Михаиле Пришвине из вашего текста.

- Михаил Михайлович Пришвин. Прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М.Пришвина.

Задание для 3 группы. Я выписала из различных словарей лексическое значение одного и того же слова, если вы догадаетесь, что это за слово, вы узнаете название произведения, с которым мы будем знакомиться. В толковом словаре Ожегова.

«…- человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам»

В толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф.

«…-тот, кто вмешивается в какое-либо дело, желая выслужиться, обратить на себя внимание»

В словаре Д.Н.Ушакова

«…человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-нибудь»

- Что это за слово?

- Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его).

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Задание для 4 группы. А для четвертой группы будут загадки, где отгадками будут главные герои произведения. Готовьтесь. Когда будете готовы, поднимайте руки.

С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком___________________
Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…. ____________________
- Готовы? Проверяем.

- Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».

Интересно - зелёный карандаш.
Не очень интересно - желтый карандаш.
Скучно- красный карандаш.

Легко - зелёный карандаш.
Не очень трудно - жёлтый карандаш.
Трудно - красный карандаш.

- И как звучит тема нашего урока?

- Какую цель мы ставим на уроке?

Отдых для глаз

Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз.

Перевести взгляд на цветной круг

4. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление

- Переходим к изучению произведения «Выскочка».

Прием «Чтения с остановками».

Открываем учебники с. 74 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу (с карандашом в руке).

Чтение 1 части с.74 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Какие слова были непонятны?

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

Чтение 2 части до слов с. 75 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Какие слова были непонятны?

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как вы думаете, нравилось ли это сородичам сороки?(они были недовольны , возмущены, им было досадно)

- Зачитать, как они её предупреждали, что они ей сказали?

- А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)

- Как про таких говорят?

- Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

- Обратимся к тексту.

- Будем постигать глубину мысли писателя и выясним – чему же учит нас этот рассказ.

- Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)

Работа в группах

1-я группа.

  • Описание Вьюшки.
  • Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка?

(Веселая собачка, охотничья собака – эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

- Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

2-я группа

Описание сороки до происшествия (Заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная)

  • С заскоком, в семье не без урода – крылатое выражение.
  • С пыльцой в голове – метафора
  • Поскакала дуром – быстро, не подумав
  • Хвост радужный, блестящая, проворная – эпитеты
  • Воровка яиц – метафора

3-я группа

Описание сороки после схватки (жалкая, общипанная, без хвоста)

– С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся надней)

– Какой художественный приём автор использует (ирония)?

4-я группа

Для описания действий героев автор использует много глаголов. Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость.

(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)

- Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».

Интересно - зелёный карандаш.
Не очень интересно - желтый карандаш.
Скучно - красный карандаш.

Легко - зелёный карандаш.
Не очень трудно - жёлтый карандаш.
Трудно - красный карандаш.

- Молодцы!

Кроссворд по группам.

Рефлексия

- Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? (Не надо быть выскочкой)

- Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).

- Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?

- Что такое природа для вас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Итог урока

В завершение урока прошу заполнить листы самооценки.

Листы самооценки

  • Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства __________________________
  • Рассказ помог понять ____________________________________________
  • На уроке мне понравилось________________________________________

Домашнее задание

  1. Подготовить подробный пересказ рассказа.
  2. Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку (по выбору).
  3. Творческий пересказ от имени Вьюшки (кто затрудняется сделает обычный пересказ).
  4. Читать рассказы М.М.Пришвина.

Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.

Словарная работа (в паре)

- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.

    • бдительность – внимательность, настороженность
    • срам - стыд и позор
    • радужный - разноцветный
    • выводок – птенцы, выведенные одной матерью (птицей)
    • поскакала – дуром – двигалась странно
    • с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении
    • на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
    • улучила момент – нашла подходящее время