Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте), УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов МБУ «Школа №5», Локтева Наталья Викторовна
Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буквы Щ, щ.
Цель: Познакомиться буквой Щ и звуке [Щ’]
Задачи:
Образовательная: формировать умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ’] из звучащей речи.
Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.
Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.
Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.
Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.
Оборудование к уроку: электронная презентация, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г. Макеевой, индивидуальные карточки для динамического чтения, модели звуков, касса букв.
Этапы урока. |
Задачи этапов |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
|
Формировать положительную учебную мотивацию Развивать доброжелательное отношение друг к другу
|
Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок! Мы-умные! Мы-дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! - У нас сегодня много гостей. Издавна русские люди говорили «Гости в дом, радость в нем» - Повернулись и гостям все улыбнулись. Повернулись и друг другу улыбнулись. -Настроенье каково? -Во!
|
|
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
|
2.Актуализация знаний учащихся.
|
Выявить причину затруднения |
-Сядет тот чье имя начинается с гласного звука. Затем с согласного твердого. А теперь с согласного мягкого. Молодцы, никто не остался без места. -А теперь настроимся на работу- откроем ладошки и произнесём волшебную фразу: Я МОГО ЗНАЮ -Какие узелки мы уже завязали с вами на память. Вот такая лента знаний у нас с вами, на неё мы будем завязывать узелки. (2 слайд) -Что мы знаем про гласные буквы?
- Что мы знаем про согласные буквы?
|
Садятся в соответствии с заданием.
-В русском языке 10 гласных букв. -В русском языке 6 гласных звуков. -Буквы а,о,э,у,ы- служат для обозначения мягкости согласного звука. -Буквы я,ё,и,ю,е- служат для обозначения твёрдости согласного звука. -Буквы е,ё,ю,я – могут обозначать 2 звука.
- Согласные буквы обозначают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, буквы бывают парные и непарные, буквы не имеющие звуков.
|
Предметные Регулятивные
Личностные
|
3. Введение в тему. |
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, смоделировать план урока.
|
- А теперь откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: Я ХОЧУ ещё больше знать. -Сегодня у нас гость. Послушайте её песенку. (3 слайд). Она пришла к нам не с пустыми руками, а принесла корзину знаний. Послушайте загадки: Уши торчком, Хвост крючком. Весело лает, В дом не пускает. (Щенок)
У неё во рту пила. Под водой она жила. Рыб пугала, рыб глотала, А теперь в уху попала. (Щука) - Чем похожи слова щенок и щука?
- Какова будет тема нашего урока? Сформулируйте цель нашей работы. Давайте составим план нашей работы.
|
Слушают песню, отгадывают загадки, формулируют тему, цель урока, составляют план урока.
План работы: 1. Познакомиться с буквой Щ. 2. Исследовать и дать характеристику звуку, научиться его слышать. 3. Научиться читать слоги и буквосочетания с буквой Щ.
|
Регулятивные (умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную)
Личностные (готовность и способность к саморазвитию) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебного действия) Регулятивные (умение предвосхищать результат и предвидеть уровень своих знаний)
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Формировать умение работать по плану.
|
- На что похожа буква Щ? -На расчёску щ похожа, три зубца всего, ну что же!(4 слайд) - Щ играющий щенок- кверху лапками он лёг. Мальвина пришла не с пустыми руками, она принесла с собой корзину знаний, в ней задания. Я сейчас достану 1 задание. У вас на столах лежат листочки с цифрой 1. Перед вами текст найти и подчеркнуть букву щ. (Текст) Катин щенок. Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из- под стола щётку и стал с ней играть. - Продолжаем добывать знания из нашей волшебной корзины. Мальвина предлагает нам поиграть в игру «Наборщик». Из данных букв собери 2 слова. А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Но сначала давайте повторим правила работы в паре.
- Составьте звуковые модели этих слов. Первую пару вызвать к доске. (слайд 5) -Что вы заметили общего в схемах этих слов? -Какой одинаковый звук встретился в этих словах? Мальвина пришла не одна, она привела с собой звуковичка. Нужно подобрать ему соответствующий наряд. -Давайте скажем, какие знания мы открыли сейчас вместе с Мальвиной. (слайд 6)
|
Дети рассматривают образец, предполагают, на что похожа буква.
В тексте учащиеся подчёркивают букву щ.
Из рассыпанных букв учащиеся составляют на доске 2 слова (щенок, овощи).
Повторяют правила работы в паре.
Правила работы в паре - Уметь договариваться в паре. - Делить работу поровну. - Говорить тихо и спокойно. - Помогать друг другу, если затрудняетесь. -Тактично исправлять ошибки друг друга. Учащиеся в парах составляют схему слов щенок, овощи.
-Буква щ, обозначает согласный, мягкий, глухой звук. |
Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение)
Регулятивные (удерживание учебной задачи)
Регулятивные (умение работать по алгоритму)
Коммуникативные (сотрудничество,монологическое высказывание)
|
Физкультминутка.
|
Развивать умения наблюдать, обобщать и делать простейшие выводы
|
Во дворе щенок играл - В каком слове вы услышали новый звук.? - А сейчас давайте с вами закрепим наше умение слышать звук щ. Я буду называть слова, а вы должны хлопать в ладоши если услышите его (чаща, щётки, шишки, ищет, плащ, живой, щавель, овощей, каша, лещ). - А сейчас нас Мальвина приглашает в читальный зал. Она хочет посмотреть как мы умеем читать. ( слайд 7) Используется методика динамического чтения Но перед этим мы должны подготовиться. Выполняются артикуляционные упражнения" Потягушки», «Вкуснятина», «Ку-Ку», «Лошадка».- Повторяйте со мной Ща- ща-ща – мы несём домой леща. Ащ-ащ- ащ-мы наденем плащ. Игра «Прибежали в гости гласные» (слайд 8) Игра «Наращивание» (слайд 9)
Игра «Догонялки» (слайд 10)
|
- Щенок.
Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат звук щ.
Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения.
Читают слоги с буквой щ.
Читают слоговую таблицу, в каждой новой строке добавляется по 1 букве. В последней строке читают целыми словами.
На индивидуальных листочках ищут слова, которые называет учитель. Каждый расстояние между словами увеличивается. |
Регулятивные (удерживание цели)
Познавательные (анализ)
Регулятивные (умение работать по алгоритму)
Регулятивные (удерживание цели)
|
(работа с учебником)
|
Формировать умения применять новое знание на основе самоконтроля.
|
Чтение текста «Щётка» с.53
-О каком предмете идёт речь в стихотворении ? Щетка - имеет много значений. И в нашей повседневной жизни мы используем все эти предметы. Это приспособление, которое на своей рабочей поверхности имеет ворс и предназначено для чистки чего-либо. Каждый вид щеток предназначен для отдельной цели. -О каких щётках говориться в этом стихотворении? Прослушайте стихотворение С. Михалкова. -О ком говориться в стихотворении? -Что с ними случилось? -О какой щётке мы с вами ещё узнали? Давайте прочитаем это стихотворение.
Нам осталось выполнить ещё одно задание Мальвины. Нужно вставить пропущенные буквы. ч.сы , рощ.(а,я) ч.лок, щ.ка. (у,ю) - Почему вы вставили эти буквы? Сформулируйте правило.
|
Текст читает подготовленный ученик.
-Речь идёт о щётке.
-Зубной, обувной, одёжной щётке.
Слушают стихотворение, которое читает учитель. -Половая щётка.
Чтение стихотворения по цепочке.
У доски учащийся вставляет пропущенные буквы. Другие учащиеся контролируют выполнение задания, исправляя ошибки. Формулируют правило.
|
Коммуникативные (монологическое высказывание)
Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (внесение коррективов) Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение)
|
|
Формировать умение оценивать себя.
|
- Все ли учебные задачи решены? - Решение каких задач у вас вызвало затруднения? Почему? -Над чем ещё тогда предстоит поработать? -Какое новое знание мы сегодня открыли? -Пригодится ли нам это знание?
Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения: Я научился … Я запомнил … Мне надо поработать … Корзина знаний Мальвины опустела. Все свои знания она передала нам. Но мы не можем отпустить её с пустыми руками. У вас на столе лежат 2 цветка. Розовый обозначает радостное настроение, серый грустное настроение. Покажите какое сейчас у вас настроение? Давайте вашим настроением наполним корзину Мальвины. Положите в корзину своё настроение. (11 слайд) |
Ответы детей
Оценивают себя |
Регулятивные (удерживание цели урока
Личностные (компетентности в учебной деятельности)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.