Конспект открытого урока по литературному чтению на тему:
«В. Белов «Малька провинилась»
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «Б»
Тема урока: В. Белов «Малька провинилась».
Учитель: Соболева А.А.
Форма урока: освоение новых знаний
Цель: создать условия для знакомства с творчеством В. Белова и его произведением «Малька провинилась».
Задачи, направленные на освоение личностных результатов:
· воспитывать гуманное отношение к животным;
· развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
· развивать познавательные интересы;
· желание больше читать произведений писателей о животных.
Задачи, направленные на освоение метапредметных результатов:
Личностные УУД:
· осознание детьми в потребности чтения;
· умение оценивать поступки героев, с точки зрения моральных норм;
· развитие готовности к сотрудничеству;
· самооценка, самоконтроль.
Регулятивные УУД:
· определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
· умение прогнозировать текст;
· умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· ориентирование в учебнике;
· анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
· определение основной и второстепенной информации;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
· извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
· установление причинно-следственных связей;
· постановка и решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
· слушание и понимание речи других;
· умение работать в паре, умение договориться.
Задачи, направленные на освоение предметных результатов:
· познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»;
· развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
· научить выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения;
· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы работы: применение технологий критического мышления «Чтение с остановками», «Кубик Блума», «Кластер».
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса, компьютер, проектор, экран, презентация о В.И.Белове, презентация «Музыкальная физкультминутка», индивидуальные листы для работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками. Повернитесь ко мне. Подарите свои улыбки друг другу, мне.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
- Присаживайтесь, ребята!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).
- Что означает слово любовь?
- Между кем может возникнуть любовь?
- Любовь бывает разная:
любовь между мужчиной и женщиной;
любовь родителей к детям;
любовь детей к родителям;
любовь к своим родственникам и друзьям;
любовь к животным.
- С каким произведением из этого раздела вы познакомились? («Листопадничек»)
- Кто такой Листопадничек? (зайчонок)
- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).
- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой DVD – фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).
- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.
- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов.
- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова? С этим автором мы познакомимся впервые.
- Название нашего произведения вам нужно расшифровать. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово?
МпроАвиЛниЬлаКсьА
- Прочитать сначала то, что напечатано заглавными буквами, затем—маленькими.
- Верно, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В.И. Белова «Малька провинилась».
- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).
* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).
* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).
* Учиться … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).
3. Изучение новой темы.
· Знакомство с писателем.
- Я предлагаю вам познакомиться с писателем.
Ученик 1. Писатель Василий Белов родился в семье крестьян 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Отца Василия Белова убили на фронте в 1943 году, когда мальчику было 11 лет.
Ученик 2. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.
Ученик 3. Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.
- В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».
- Как вы думаете, кто такая Малька?
- Почему ей дали такую кличку?
- В чём она могла провиниться?
- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.
· Речевая разминка
- Перед тем, как мы приступим читать, давайте прочитаем сложные слова, которые вам встретятся в тексте по слогам, а затем орфоэпически (целым словом).
кри-во-но-га-я
блуд-ня
ба-тяв-ка
о-ка-зы-ва-ет-ся
с не-до-у-ме-ни-ем
бес-по-мощ-но
ша-ро-мыж-ник
од-на - о-ди-не-шень-ка
ку-тё-нок
бес-со-вест-ный
· Словарная работа
- В тексте нам встретится много не знакомых слов. По мере чтения мы свами будем объяснять эти слова и выполнять задание с карточки. Будем соединять слово с его понятием. Будьте внимательны.
Честит - ругает
Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.
Блудня- так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
Батявка– старинное слово, которое означает «родитель, отец».
Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.
Кутенок - щенок, собачонка.
Шаромыжник - жулик.
Заречная деревня— деревня, находящаяся за рекой.
Деловито — толково, серьезно, озабоченно.
Всё впустую— напрасно, зря.
· Работа над текстом
Приём «Чтение с остановками».
Чтение рассказа хорошо читающими детьми.
ü (Чтение 1 части)
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»
- Что значит слово «честит»?
- Как вы думаете, кого ругала хозяйка? (Мальку)
ü (Чтение 2 части)
- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?
Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:
- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!
- Наши предположения совпали? ( Кого ругала хозяйка?).
- Вам понравилась хозяйка Лидия?
- Давайте подумаем, за что ругала хозяйка Мальку?
ü (Чтение 3 части)
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.
- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…
- Совпали ваши предположения о ругани хозяйки?
-А теперь, давайте представим, что может сделать Лидия со щенятами?
ü (Чтение 4 части)
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.
Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах.
- Вы, рады, что хозяйка оставила щенят у себя?
- Что же увидел он?
ü (Чтение 5 части)
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?
ü (Чтение 6 части)
Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день бегает?
- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
- Так куда же бегала Малька каждый день?
· Проверка читательского восприятия.
- Понравилось ли вам произведение?
- К какому жанру можно определить данное произведение? Докажите.
- Кто нам рассказывает этот текст?
- Как вы догадались?
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над текстом.
Я поняла, что рассказ всем нам понравился. Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов.
- Давайте дадим характеристику главному герою. Составим кластер.
- Назовите главного героя рассказа.
В кластере пишем МАЛЬКА.
- Кто такая Малька?
В кластере пишем СОБАКА.
- Почему ей дали такую кличку?
- Найдите в тексте рассказа и зачитайте, как автор оказался свидетелем описываемых событий? (Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.)
- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)
- Какая Малька? Опишите её. (породистая собака или дворняжка)
В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.
- За что ее ругала Лидия? Прочитайте. (Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят.)
В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.
- Прочитайте, как ругала ее Лидия?
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место. (Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают.)
- Как хозяйка поступила со щенками? (отдала)
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (скучала)
- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился? (Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.)
- Куда и зачем каждый день бегала Малька? (Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка.)
В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.
- Как поступала с ней хозяйка? (Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.)
- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день? (через лаву, в другую деревню)
- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста. (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша.)
- Что значит «верная»?
- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).
В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША
- Какими словами, из составленной нами характеристики, можно выразить основную мысль рассказа? (Малька любит своих детей, поэтому бегает к ним в другую деревню, чтобы он не оставались голодными.)
7. Работа в парах.
Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно собрать пословицы, соединив их начало и конец:
Всякой матери свое дитя мило.
Материнское сердце не знает покоя.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица радуется весне, а мать — деткам.
Для матери ребёнок до ста лет детёнок.
-Обсудите со своим соседом по парте, что объединяет эти пословицы?
- Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?
8. Рефлексия.
- Подведём итог нашего урока, пользуясь Кубиком Блума.
1. Назови автора рассказа. (Василий Иванович Белов)
2. Назови героев рассказа «Малька провинилась». (автор, Малька, хозяйка)
3. Объясни, как ты понимаешь значение пословицы «Материнское сердце не знает покоя.» (Каждая мама переживает за своего ребенка, чтобы ничего с ним не случилось)
4. Почему Мальке дали такую кличку? (она была маленькой собачкой)
5. Почему автор назвал рассказ "Малька провинилась". (потому что хозяйке не понравилось то, что Малька принесла щенят)
6. Почему Мальке пришлось однажды плыть по реке?
7. Придумай продолжение к рассказу.
8. Предложи как можно озаглавить этот рассказ по-другому.
9. Поделись своими чувствами о прочитанном произведении.
9. Итог урока.
- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.
- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
- Чему люди могут научиться у Мальки?
- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.
- Какой рассказ прочитали? О ком он?
- Что вы знали до урока по нашей теме?
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).
Ученик 1. Писатель Василий Белов родился в семье крестьян 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Отца Василия Белова убили на фронте в 1943 году, когда мальчику было 11 лет.
Ученик 2. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.
Ученик 3. Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.
Самоанализ урока
Класс: 3 «Б»
Предмет: литературное чтение
УМК: «Школа России»
Тема: В.И. Белов «Малька провинилась»
Характеристика класса
В 3 «Б» классе обучается 31 человек (14 мальчиков и 17 девочек). Присутствовало ___ человек, отсутствовало ___ человек.
В классе присутствуют ребята с разными уровнями знаний. По окончанию 2 четверти были получены следующие результаты: 8 отличников, 8 хорошистов, отстающих нет.
Дети очень любят принимать участие в различных акциях, внеклассных мероприятиях, праздниках, конкурсах, где получают призовые места.
Между учениками существует еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. Но дети общаются с одноклассниками не только в школе, но и за её пределами.
Учащиеся класса очень подвижные, иногда нарушают нормы поведения.
В основном, в классе обучаются воспитанные, культурные дети. Они отзывчивые, чуткие, умеют спокойно найти конструктивный выход из сложной ситуации, соблюдать порядок в общении со сверстниками и взрослыми.
Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения по теме: В.И. Белов «Малька провинилась». Данный рассказ входит в раздел «Люби всё живое». Тип урока: открытие новых знаний.
Исходя из темы и типа урока были поставлены следующие цели: создать условия для знакомства с творчеством В. Белова и его произведением «Малька провинилась».
Задачи урока:
· воспитывать гуманное отношение к животным;
· развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
· развивать познавательные интересы;
· умение оценивать поступки героев, с точки зрения моральных норм;
· умение прогнозировать текст;
· развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
· научить выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
На уроке было использовано следующее оборудование: компьютер, колонки, проектор, выставка книг автора, кубик Блума, учебники, рабочие листы для учащихся.
На уроке были использованы следующие методы:
· словесные (беседа, инструктаж)
· наглядные (презентация, видеофрагмент, выставка книг писателя)
· практические (составление кластера, игра «Кубик Блума», собери пословицы)
Формы познавательной активности: индивидуальная – работа в рабочем листе, фронтальная, парная – работа с пословицами.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Для эмоционального восприятия материала я использовала компьютерную презентацию, сообщения учащихся о жизни и творчестве В.И. Белова, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме «Люби живое».
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления мною была проведена физминутка.
Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.