УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,
анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;
4.Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.
6. Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).
№ п/п |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. |
Оргмомент. |
Проверка готовности к уроку.
|
Уточнять и конкретизировать действия учащегося. -Урок литературного чтения. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! |
Контролировать свою готовность к уроку. (слайд №1) |
Готовность к учебной деятельности. |
2. |
Актуализация знаний. Постановка учащимися цели урока. |
Формулировать познавательную цель с помощью учителя. |
На доске в хаотичном порядке расположены карточки: научились читать сказки Мы
Составьте из данных слов предложение.
• Что такое сказка? • Сказка - это... • Какие виды сказок вы знаете? • Кто автор народной сказки? • Почему сказка авторская? • Чему учат сказки?
|
Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки».
Дети формулируют цель урока: «Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению». (слайд №2)
|
Дети сформулировали цель урока. |
3. |
Самоопределение к деятельности. |
Включение детей в урок. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.
|
Речевая разминка (запись на доске и иллюстрация): - Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро.
Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.
- В каких сказках действующее лицо – мышка? |
Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.
Ответы детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». |
Самооценка. J K L
|
4. |
Мотивация учебной деятельности. |
Проверка домашнего задания.
Выставка детских рисунков.
Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок». |
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки Е. Чарушина «Теремок». (на доске выставлены иллюстрации главных героев) - В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?
|
Ответ детей: «Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок». (слайд №3)
Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».
Дети ищут и исправляют ошибки. |
Самооценка. J K L
|
5. |
Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели. |
Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя. |
- Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали? - Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку.
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:28-03-018.jpg • Откройте учебник на с. 38. Прочитайте название. Есть ли автор у этой сказки? • Как называется такая сказка? - Итак, уточните тему сегодняшнего урока. - Давайте повторим цель нашего урока, связав её с темой. |
Ответы детей.
Дети работают в парах, расставляя в нужном порядке буквы у доски.
Ответ детей: «Р У К А В И Ч К А».
Ответ детей: «Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка». (слайд №4) |
|
6. |
Постановка учебной задачи. |
Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.
|
- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям? - Как ещё можно сберечь руки от холода? - Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»? - Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? … Перед тем как послушать сказку поработаем со словами.(Словарная работа) - Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос. |
Ответы детей.
Ответ детей: «Нет, не можем».
Аудиозапись
|
Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.
|
7. |
Решение учебной задачи. |
Построение проекта выхода из затруднений. |
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто обронил рукавичку?
- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?
- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».
Наводящие вопросы: «Куда пошёл дедушка?» «Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?» «Можно ли догадаться?» «Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?» «Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»
- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? - Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать. - Назовите родственное слово к слову «рукавички».
- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». - Что услышали? - Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».
|
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответ детей: «Нет, не можем».
Ответы детей.
(слайд №5)
Ответ детей: «Рукавицы».
Ответ детей: «Слово состоит из двух частей: «рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки». (слайд №6)
|
Поставленная проблема решена. |
8. |
Физминутка. |
Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.
|
Направлять.
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь.
|
Выполнять.
(слайд №7)
|
Снять усталость.
|
9. |
Первичное закрепление. |
Проговаривание нового знания.
|
1. Подготовка к пересказу. Составление картинного плана: - Как начинается сказка? - Кто первый стал жить в рукавичке? - Кто за кем появился в сказке? - Кто был последним? - Пустили звери медведя в рукавичку? 2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану. 3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». Работа в тетради (с.32) - Чем они похожи? - Чем они отличаются?
4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке: «В тесноте, да не в обиде». «Знает сорока, где зиму зимовать». «Согласие крепче каменных стен». - Чему нас учат данные сказки?
|
(слайд №8)
Ответы детей.
Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.
Дети пересказывают сказку.
(слайд №9) • Название; • Главные герои; (слайд №10) • Содержание сказки; • Конец сказки.
(слайд №11)
Ответ детей: «В тесноте, да не в обиде».
|
Самооценка. J K L
|
10. |
Выборочное чтение. |
Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.
|
А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку. Речевая разминка. 1). Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”. - Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот). 2). “Застёгивание и расстёгивание молнии”. - Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию). 3). “Большие пуговицы и маленькие пуговки”. - Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка). 4). Гимнастика для глаз “Пуговица”. - Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами:
- влево – вправо; - вверх – вниз; - далеко – близко.
Выборочное чтение сказки «Рукавичка». -Найдите в тексте и прочитайте: Кто пришел первым и поселился в рукавичке? Как просился в рукавичку кабан? Кто пришел за мышкой? Почему дед вернулся в лес? Кто сломал домик зверей? 6) Игра «Найди слово в слове» -Найдите в слове рукавичка другие слова, которые в нем спрятались (проводится орфографическая подготовка). Викторина: « Да или нет.»
1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет) 2 Идет дед с собачкой полем? (Нет.)
3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)
4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)
5.После волка там спрятался медведь? (Нет)
6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.)
7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)
8.Звери ей обрадовались? (Нет.) 9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)
|
|
Самооценка. J K L
|
11.
|
Итог урока.
|
Самооценка результатов деятельности.
|
Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.
- Чему нас учат данные сказки?
- Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?
- Как мы решили эту проблему?
|
Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.
Ответ детей: «Почему сказка называется «Рукавичка»?
«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы». |
Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели. |
12. |
Рефлексия. |
Оценка своих достижений на уроке. |
- Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какое задание было самым трудным? - Какое – самым простым? - Продолжите предложение:
• На уроке я узнал… • Я запомнил… • Мне понравилось… • Похвалил бы себя за… • После урока мне захотелось…
- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?
- У кого весёлые смайлики?
- У кого серьёзные смайлики?
- Спасибо всем за урок.
-Урок окончен. |
Ответы детей.
(слайд №13)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.