Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель – продолжить знакомство с былинными сказами посредством стилистического анализа былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Задачи:
Образовательные:
- продолжить знакомство с новым жанром фольклора «былина»;
- познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
- выделять важнейшие признаки былины, доступные для восрприятия младших школьников, вызвать желание читать былины.
Развивающие:
- продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин;
- продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок
- продолжить развитие культуры речи.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словестности;
- воспитание патриотческих чувств и нравственных качеств личности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление интереса к жанру былин;
- осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
Познавательные:
- умение перерабатывать полученную информацию;
- умение находить сходство и различие между былиной и сказкой;
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение давать оценку своим действиям.
Регулятивные:
- умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение составлять совместный план действий;
- умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные:
- умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
- умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате;
- умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Предметные:
- умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;
- умение применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы»;
- умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: презентация, учебник литературоного чтения, аудиозапись с былиной.
Ход урока
| 
 Этапы урока  | 
 Формируемые УУД  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
| 
 1. Орг. момент 
 
 
 
 
 2. Актуализация знаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Подготовка к первичному восприятию произведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 постановка учебной задачи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. Целевая установка перед прослушиванием былины 
 Приемы: 
 прослушивание былины 
 5. Проверка первичного восприятия текста 
 
 
 
 
 
 
 
 чтение былины подготовленным учеником 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 работа с текстом (выборочное чтение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 6. Итог урока 
 
 
 
 
 
 
 
 
 работа в парах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 рефлексия 
 
 выставление отметок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Личностные УУД проявление интереса к жанру былин 
 
 Познавательные УУД умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Регулятивные УУД умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке; умение составлять совместный план действий; умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. 
 
 
 
 Коммуникативные УУД умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные УУД умение перерабатывать полученную информацию 
 Предметные УУД умение применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы»; умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Предметные УУД умение правильно, осознанно, выразительно читать былины; 
 
 
 
 
 
 
 Личностные УУД проявление творческого отношения к процессу обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные УУД умение находить сходство и различие между былиной и сказкой Личностные УУД осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев; умение давать оценку своим действиям Коммуникативные УУД умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 - Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. 
 - Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока. (Слайд 1) 
 - Как вы думаете, с произведением какого литературного жанра мы сегодня будем знакомиться? 
 - Почему «УСТНОЕ»? 
 
 
 
 - Почему «НАРОДНОЕ»? 
 
 
 - И почему «ТВОРЧЕСТВО»? 
 
 
 - Какие произведения русского народного творчества знаете вы? 
 
 
 - А с каким жанром мы познакомились совсем недавно? 
 - А кто скажет мне, что такое былины? О чем в них рассказывается? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Где исполняли былины и кто? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Молодцы! 
 Физминутка 
 - Тему сегодняшнего урока и учебную задачу вы поможете мне сформулировать, выполнив несколько заданий. Первое задание – отгадайте загадку. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?... 
 
 - Что это за птица? Что вы знаете о ней? 
 
 
 
 - Действительно, это так. Давайте посмотрим на слайде, как выглядит соловей. (Слайд 2) 
 - А кто такие разбойники? Они являются положительными или отрицательными героями? 
 
 
 - Что получится, если соединить два слова: соловей и разбойник? 
 - Как вы думаете, почему его так назвали? У вас будет возможность проверить свои предположения чуть позже. 
 
 - А какой богатырь сражался с этим разбойником? 
 - Ребята, как вы думаете с каким произведением познакомимся сегодня на уроке (тема урока)? 
 - Кто сформулирует учебную задачу урока? (Слайд 3) 
 
 
 
 
 
 - Молодцы! 
 
 - Скажите, пожалуйста, а почему былину нельзя назвать сказкой? 
 
 
 
 
 
 - А давайте вспомним, с какой былиной мы познакомились с вами на прошлом уроке? Каким мы видим Илью Муромца в этой былине? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Сейчас мы с вами прослушаем еще одну былину, где главным героем является Илья Муромец. И выпосле прослушивания расскажте мне о своем настроении. (Аудиозапись) 
 - Итак, какие чувста и эмоции вызвала у вас эта былина? 
 
 - Что вам показалось необычным? 
 
 
 - Вот такое пение называется речетативом. Сейчас это можно сравнить с неким видом современной песни. Как думаете с каким? 
 - Что еще оказалось необычным? 
 
 
 
 
 
 - Давайте теперь обратимся к нашему учебнику и прочитаем эту же былину. И посмотрим, есть ли какие-то отличия. 
 
 - Итак, какие отличия вы нашли? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Что указывает на небывалую силу Ильи Муромца? Зачитаем. 
 
 - Найдите в тексте описание встречи Ильи Муромца и Словья-разбойника. Прочитаем. 
 - Прочитаем описание поединка. 
 
 -Найдем диалог князя и Ильи Муромца. 
 - Каким вы представляете себе Илью Муромца? Я предлагаю вам дома нарисовать один из понравившихся эпизодов прочитанной былины. Это может быть поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником или, например, встреча Ильи и князя. На следующем занятии мы с вами устроим вычтавку получившихся картин. 
 
 
 - Итак, ребята, с каким произведением и какого автора мы сегодня познакомились с вами на уроке? 
 
 
 
 
 - А с каким жанром литературы можно перепутать былину? 
 - Чем отличается все же былина от сказки? На парте у вас лежит листочек, прделагаю вам в парах подумать и написать эти отличия. 
 
 
 - Как вы думаете, почему современному читателю нужно читать былины? Или это не нужно? 
 - Скажите, пожалуйста, легко или трудно вам было на уроке? Что вызвало трудности? 
 
 - А сейчас, у нас остается немного времени, предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте разгадаем кроссворд. (Слайды 4 -11) 
 
 1.Кличка коня Ильи Муромца? 2. Город из-под которого приехал этот богатырь? 3.Какая река встречается на пути Ильи Меромца? 4.Илья просидел на печи ….. и три года 5.Кто исцелил богатыря? 6.С кем борется Илья Муромец? 7. Имя богатыря 
 Спасибо за урок! (Слайд 12) 
 
 
 
  | 
 
 
 
 Один ученик читает слова на слайде 
 
 Былина – это произведение устного народного творчества 
 Эти произведения передавали из уст в уста, так как не было письменности 
 Автором был не один человек, а народ 
 Люди сочиняли, творили, придумывали. 
 Сказки, потешки, колыбельные, загадки, поговорки, былины. 
 Былины 
 
 Былина - фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). 
 В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Гусляры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Соловей 
 
 
 
 
 Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом. 
 
 
 
 
 Разбойники – это отрицательные персонажи, которые хотят сделать что-то плохое. 
 Соловей-разбойник 
 
 Его назвали так, потому что он был разбойником и его главным оружием было пение. 
 Илья Муромец 
 
 Илья Муромец и Соловей-разбойник 
 
 Продолжим знакомиться с особенностями такого жанра, как «былина» на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 
 
 
 В былине описывается то, что было на самом деле. А в сказках выдуманный сюжет и персонажи 
 
 «Исцеление Ильи Муромца» Он тридцать три года просидел на печи, так как не у него были проблемы с ногами. И калики, которые зашли испить воды его исцелили. После чего Илья Муромец стал сильным, храбрым и отважным богатырем. 
 
 Дети слушают аудиозапись 
 
 
 
 
 Дети высказвают свои предположения 
 Былину не просто читали, а ее как будто пели 
 
 Рэп 
 
 
 Слова устаревшие, заменяют окончания, приставки в словах, есть зачин, повторы. 
 
 Читает подготовленный усченик 
 
 
 
 Когда прослушивали, там больше непонятных, устаревших слов было и речетативом читали под гусли. А сейчас просто прочитали и слова более понятны. 
 Дети читают (стр. 175) 
 
 
 Дети читают (стр.175) 
 Дети читают (стр.175) 
 Дети читают (стр.176) 
 Предположения детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сегодня на уроке мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которую написал народ. 
 
 Со сказками 
 
 Дети сообща пишут 
 
 
 
 
 
 Дети высказывают свое мнение. 
 
 Выслушиваются мнения детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Бурушка Муром 
 Ока 
 Тридцать 
 Калики Разбойники Илья 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
Приложение 1
Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.