Конспект урока по литературному чтению во 2 классе .Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе .Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"

Оценка 4.9
docx
11.12.2024
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе .Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока.docx

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».

Тип урока: освоение новых знаний

Участники: учащиеся 2 класса

Цель: развитие умения работать над художественным текстом.

Планируемый результат обучения

Предметные результаты:

ü  Научатся сравнивать, анализировать поступки героев, рассуждать;

ü  Сравнивать свои предположения с замыслом автора;

ü  Совершенствовать приемы выразительного чтения;

ü  Объяснять лексические значения слов: сени, чулан,

ü  Научатся составлять план художественного текста.

Личностные результаты:

ü  Научатся бережно относиться к природе и «братьям нашим меньшим».

Метапредметные:

1)      Регулятивные:

ü  Развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

ü  Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самопроверку.

2)      Познавательные:

ü  Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

ü  Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

ü  Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

ü  Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

ü  Развивать умения ставить вопросы по тексту, спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;

3)      Коммуникативные:

ü  Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

ü  Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

.

Ресурсы: 

ü  Учебник  Литературное чтение для общеобразовательных организаций. 2 класс. В двух частях. Часть 1. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М. Просвещение 2021 г.

ü  Вид медиапродукта:  презентация учебного материала;

ü  Текст  с биографией писателя;

ü  Карточки для работы в парах;

ü  Книги Е.И. Чарушина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I .Оргмомент.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

 

Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь    друг другу, пожелайте мысленно удачи и  тихо сядьте за  парты.

 

Речевая разминка

1)      Дыхательная гимнастика.

2)      Чтение чистоговорок.

ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты
АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки
АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют
НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята
ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котят

II. Актуализация знаний.  

1.Работа над выразительным чтением стихотворения.

Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
                                          С. Погореловский

-  О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Какие предложения по цели высказывания часто встречаются в стихотворении? (вопросительные)

- Что скрывают они? (тайну, загадку)

- Давайте прочитаем вопросы и постараемся на них ответить.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

  • Какие звери и птицы живут в лесу?

-  Объясните лексическое значение слова «лес»  (толковый словарь).

2.Проверка домашнего задания.

Разгадывание ребуса.

( У.  – уточка)

- Из какого произведения эта уточка? (М. Пришвин «Ребята и утята»).

- Почему рассказ так называется?

- Что можно сказать о ребятах , которые ловили утят?

ОТЧЕТ ПО ГРУППАМ.

1 группа .  Соотнести пословицу с содержанием рассказа.

       ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ДЕЛЕ ПОЗНАЕТСЯ.

2 группа. Составить план текста.

3 группа. Ответить на вопросы:

 Как ты думаешь, осознали ли ребята свой поступок? Что бы ты хотел им сказать?

4 .группа.  Нарисовать иллюстрацию к произведению и объяснить, к какому эпизоду в тексте она подходит.

- Какова главная мысль этого произведения?

ΙIΙ. Совместное «открытие» новых  знаний.

   Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями из раздела «О братьях наших меньших».  Один из них является героем нашего произведения, а кто он, вы узнаете, когда выполните задание.

 

РЕБУС                  

 http://www.clker.com/cliparts/5/c/2/1/13189635421045354399Beetle%20Art.svg.hi.png У  = И

 А чтобы узнать, в каком произведении живет наш герой, необходимо поработать в парах.

-  Соедините произведение и его автора. (Приложение 1)

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“ Жила – была собака”

- Какова тема урока?

- Определите цель сегодняшнего урока.

Рассказ о  Е. Чарушине (учитель)

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора .

- Что за профессия архитектор? Чем занимаются люди этой профессии? (Толковый словарь)

 Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.  Евгений Чарушин был не только замечательным писателем, но и отличным художником – анималистом. (Толковый словарь)

- Как вы поняли, кто такой художник – анималист?  Ребята , это очень интересная профессия.  Он писал рассказы и рисовал к ним иллюстрации. Кроме того, Чарушин создавал иллюстрации для книг других авторов – С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, В.В. Бианки. Также он являлся автором журнала «Чиж» как писатель и художник. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

 

Ребята, кое- что вы узнали  о жизни Евгения Чарушине из моего рассказа. Я вам предлагаю продолжить знакомство с этим удивительным человеком. 

- Прочитайте рассказ о писателе и сделайте соответствующие пометки. (Чтение с пометами, приём «Инсерт»). Биографические сведения о Е. И. Чарушине (Приложение 2)

 

ВЫСТАВКА КНИГ

 

ΙV Физминутка

 

V. Знакомство с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно–«Страшный рассказ»

- Было ли вам когда-либо страшно?

– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе?

– Верны ли ваши предположения, вы узнаете, если прочитаете рассказ.

1.Первичное чтение рассказа. (учитель, хорошо читающие ученики)

- Оправдался ли прогноз?

- Почему рассказ так называется?

2.Словарная работа:

- Какие непонятные  слова и выражения вам встретились в тексте? (Толковый словарь)

(Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом ).  

 

3.Самостоятельное чтение и анализ содержания по вопросам.

- Можно ли назвать детей смелыми? Почему?

- Что сказано про мальчиков в начале рассказа? (Найти и прочитать)

- Что напугало детей? (Найти и прочитать)

- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться (Найти и прочитать)

- Как вел себя ёжик?

- Подберите в тексте и зачитайте строки к иллюстрации.

- Почему ёж свернулся шариком?

- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

- Что вы знаете об этих животных?

 

VI.Самооценка и самоконтроль

РАБОТА С РАБОЧИМИ ЛИСТАМИ (Приложение 4 )

 

VIΙ Итог урока.

 

- Как называется рассказ, который мы читали на уроке?

- Кто его автор?

- Чему учит рассказ?

- Какова главная мысль рассказа?

(Надо быть смелым и не бояться не разобравшись в ситуации)

Рефлексия

 Выберите  и продолжите любое предложение: 

 Сегодня на уроке: Я узнал….

                                Я запомнил…

                                Я  похвалил бы себя за…

 

VIΙΙ. Домашнее задание (по выбору учащихся)

- Выполнить задание 10 (стр 119)

-  Составить 3  вопроса к прочитанному тексту.

- Подобрать к прочитанному тексту пословицы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

 

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“ Жила – была собака”

 

 

Приложение 2

 

                              Биографические сведения о Е. И. Чарушине.

      Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

      В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –«Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке». Эти книги Женя читал постоянно.

    Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

 

 

 

Приложение 3

 

                                                                    

     Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.

     Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей листвы. Ночью выходят на охоту. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

          В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

      К зиме ежи впадают в глубокую спячку,

     Ёж приносит пользу, уничтожая вредителей леса.. Еж поедает мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

 

 

 

 

 

Приложение 4

Евгений Чарушин

Cтрашный рассказ

   1. Как звали главных героев? Запиши _______________ и __________________

 

   2. Раскрась синим карандашом, что испытывали дети, когда слышали шорохи и звуки?

 

злость

страх

обида

  

   3. Отметь только те выражения, которые говорят о действиях мальчиков во время испуга:

 

прижались друг к другу

начали плакать

убежали в другую комнату

закрылись с головой одеялом

  

   4. Раскрась фигуру животного, которое заставило мальчиков испугаться

    https://i.pinimg.com/474x/fc/23/68/fc236840f2142db260bdea7c57c94970.jpg      https://i.pinimg.com/originals/b4/4a/b8/b44ab83d7197288f77a3d6c1e863317f.png           https://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/9/apps/2/124/2125064_thumb_rrrrrrs.jpg           https://i.pinimg.com/736x/ef/1e/2d/ef1e2db6ebd3f993eee107f286052345.jpg       

  

   5. Расставь по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст

 

 

Родители вернулись

 

Странные звуки

 

Испуганные дети

 

Мальчики остались одни

 

Неожиданная находка

 

Ёжик остался на даче

 

 

  


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Ход урока I .Оргмомент.

Ход урока I .Оргмомент.

Из какого произведения эта уточка? (

Из какого произведения эта уточка? (

Чиж» как писатель и художник. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные

Чиж» как писатель и художник. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные

Я похвалил бы себя за… VIΙΙ

Я похвалил бы себя за… VIΙΙ

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Приложение 4 Евгений Чарушин

Приложение 4 Евгений Чарушин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024