Тема: Задачи на уравнивание
Тип урока: урок комбинированный.
Цели урока: знакомство с новым типом текстовых задач – задачами на уравнивание, создание условия для развития наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
1. Предметные:
- совершенствовать навыки решения текстовых задач;
- раскрыть закономерности решения типовых задач, исследовать разные способы решения,
- создать условия для выработки навыков составления алгоритмов работы и организации решения с их помощью;
- создать условия для развития наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их.
2. Личностные:
- формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать труд одноклассников.
3. Метапредметные:
- формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Планируемые результаты
Учащийся научиться решать задачи данного типа.
Ход урока
1. Мотивационно - ориентировочный этап. (словесный метод)
Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.
- Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно! Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой! Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать!
Сегодня за работу на уроке я вам буду дарить «улыбку».
1. Проверка домашнего задания.
(методы: наглядный, метод контроля; формы организации: взаимопроверка, взаимооценка)
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, выявить и откорректировать пробелы
- С какой темой вы работали на прошлом уроке? (Решали задачи на части)
- Всё ли получилось в домашнем задании?
- Откройте свои тетради и проверьте себя по готовому решению на доске. Если у вас все так же – поставьте «+», если по-другому – знак «?».
- У кого остались вопросы? (…)
- Кто из вас может на них ответить?
- Молодцы! Итак, какой следующий шаг в работе?
2. Устная работа. Актуализация опорных знаний. (методы: частично-поисковый)
Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.
Устная работа
Вычислите:
1. Эстафета по рядам
Перед вами на партах лежат заготовки-таблички.
Задание:
- вычислите значение двух числовых выражений и запишите полученный результат;
- найдите полученное число в таблице;
- впишите букву, соответствующую данному числу в таблицу;
- передайте листок следующей парте.
(Работа выполняется индивидуально. Каждая парта выполняет вычисления двух примеров, затем передает по цепочке следующей парте ряда. Первая парта вычисляет и называет конечный результат).
Г. 15·2+14= |
Н. 3+9·7= |
М. 17·3-18= |
И. 51+12·4= |
А. 17+4·5= |
Ц. 8+8·10= |
К. 9+39:3= |
И. 36:4+2= |
Й. 11·9-44= |
|
33 |
37 |
44 |
66 |
11 |
88 |
22 |
99 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какой же ряд справился первый? Что же у вас получилось? Ответ: Магницкий.
А кто это? Чем он знаменит? Автор первого учебника по арифметике, который содержал много интересных задач.
Ну, что же с заданием на вычисление вы успешно справились, а теперь я предлагаю нам с вами также обратиться к решению задач.
1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Ребята, на столах у вас лежат 3 карточки с задачами. Решение 1-2 задачи.
Задача №1
Масса льва составляет 6 частей, а масса тигра – 5 частей. Чему равна масса тигра и льва, если их общая масса 550кг?
Как вы думаете, кто тяжелее: тигр или лев?
- Какому типу относиться эта задача? ( Задача на части)
- Как будите решать? ( По алгоритму)
Решение. 550:(6+5)=50(кг)-масса 1 части
50*5=250(кг) – масса тигра
50*6=300(кг) – масса льва Ответ:250 кг и 300кг
Задача № 2
На покупку куртки и ботинок потратили 6600 рублей. Ботинки стоят в 5 раз дешевле куртки. Сколько стоит куртка, сколько ботинки?
Решают задачу.
- А сейчас я вам предлагаю решить 3 задачу.
Пробное задание.
Задача №3
В двух пачках всего 70 тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?
- Прочтите задачу и скажите, что нового в этой задаче? ( Не даны части)
- Как вы думаете, это новый тип задачи? (Да.)
Учащимся предлагается 1 минута для выполнения задания.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (…..)
- У кого есть ответ? (……)
- В чём у вас затруднение? (…….) стр 93
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти схему, соответствующую условию задачи и построить математическую модель.)
- В чём было ваше затруднение? (У нас нет алгоритма решения задач такого типа)
- Что теперь будете делать? (Будем открывать новый способ, который позволит выполнить задание)
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Какую же цель вы перед собой поставите? (Построить алгоритм решения данной задачи)
- Какие шаги вы должны сделать, чтобы построить алгоритм? (Вспомнить общий план решения задач, составить алгоритм.)
5. Реализация построенного проекта
Дальше работа организуется совместно с учителем.
Какие действия выполняем, чтобы решить задачу?
Направляет обсуждение на вывод алгоритма решения задач на уравнивание:
1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей.
2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента.
3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент.
4. Записать ответ
10т.
Решение.
![]() |
||
![]() |
70т.
1способ:Уравняем пачки, убрав из первой пачки 10 тетрадей.
1) 70 - 10 = 60 (тетр.) — столько тетрадей будет в двух пачках, если убрать 10 тетрадей;
2) 60 : 2 = 30 (тетр.) — во второй пачке;
3) 30 + 10 = 40 (тетр.) — в первой пачке.
Устно сделать проверку: 40 + 30 = 70 тетр. И 40 - 30 = 10 тетр.
Ответ: в пачках 40 и 30 тетрадей.
2 способ: .Уравняем пачки, добавив во вторую 10 тетрадей.
1) 70 + 10 = 80 (тетр.) — столько тетрадей будет в двух пачках, если добавить 10 тетрадей;
2) 80 : 2 = 40 (тетр.) — в первой пачке;
3) 40 - 10 = 30 (тетр.) — во второй пачке.
6. Первичное закрепление .
Цель:организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально
№359(а), №361(а)
Учащийся у доски выполняет задание, работая по алгоритму, комментируя каждый шаг
7. Рефлексия деятельности на уроке
- Что нового вы сегодня узнали? (Алгоритм решения задач нового типа.)
- Оцените свою работу на уроке
Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте на полях тетради треугольник.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то квадрат.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то круг.
Домашнее задание: П. 4.4, № 359(б), № 361(б)
Приложение 1
Карточка 1
Задача №1
Масса льва составляет 6 частей, а масса тигра – 5 частей. Чему равна масса тигра и льва, если их общая масса 550кг?
Как вы думаете, кто тяжелее: тигр или лев?
Карточка 2
Задача № 2
На покупку куртки и ботинок потратили 6600 рублей. Ботинки стоят в 5 раз дешевле куртки. Сколько стоит куртка, сколько ботинки?
Карточка 3
Задача № 3
В двух пачках всего 70 тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?
Карточка 1
Задача №1
Масса льва составляет 6 частей, а масса тигра – 5 частей. Чему равна масса тигра и льва, если их общая масса 550кг?
Как вы думаете, кто тяжелее: тигр или лев?
Карточка 2
Задача № 2
На покупку куртки и ботинок потратили 6600 рублей. Ботинки стоят в 5 раз дешевле куртки. Сколько стоит куртка, сколько ботинки?
Карточка 3
Задача № 3
В двух пачках всего 70 тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?
Карточка 1
Задача №1
Масса льва составляет 6 частей, а масса тигра – 5 частей. Чему равна масса тигра и льва, если их общая масса 550кг?
Как вы думаете, кто тяжелее: тигр или лев?
Карточка 2
Задача № 2
На покупку куртки и ботинок потратили 6600 рублей. Ботинки стоят в 5 раз дешевле куртки. Сколько стоит куртка, сколько ботинки?
Карточка 3
Задача № 3
В двух пачках всего 70 тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?
Карточка 1
Задача №1
Масса льва составляет 6 частей, а масса тигра – 5 частей. Чему равна масса тигра и льва, если их общая масса 550кг?
Как вы думаете, кто тяжелее: тигр или лев?
Карточка 2
Задача № 2
На покупку куртки и ботинок потратили 6600 рублей. Ботинки стоят в 5 раз дешевле куртки. Сколько стоит куртка, сколько ботинки?
Карточка 3
Задача № 3
В двух пачках всего 70 тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?
Приложение 2
Алгоритм решения задач на уравнивание. 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание. 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Алгоритм решения задач на уравнивание 1. Провести действие, приводящее к уравниванию частей. 2. Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента. 3. Добавить «лишнее» к меньшему элементу и получить больший элемент. 4. Записать ответ |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.