Единицы
объема.
Кубический метр и кубический дециметр
Цели: познакомить с единицей объема «кубический метр»; учить выражать в кубических дециметрах кубические метры; формировать умение располагать данные объемы в порядке возрастания; решать задачи на определение объема.
Ход урока
I. Устный счет.
1. На чертеже найдите различные треугольники и квадраты. Сосчитайте, сколько всего квадратов на этом чертеже. Сколько здесь различных треугольников?
Ответ: квадратов – 3, треугольников – 26.
2. Прочитайте текст. Останкинская телевизионная башня в Москве состоит из железобетонной опоры высотой 384 м и металлической части, которая короче этой опоры на 229 м. Можно ли этот текст назвать задачей? (Нет.) Докажите. (Нет вопроса.) Подберите вопрос к данному условию. (Чему равна высота Останкинской башни?) Решите задачу.
3. Найдите правило нахождения числа, стоящего в средней клетке первой строки, и по этому правилу вставьте в пустую клетку пропущенное число:
II. Работа по учебнику.
Задание 6. Как можно назвать единицу объёма, которая равна объёму куба с ребром 1 м? (Кубический метр.)
Задание 7. Можно ли из 8 одинаковых кубиков составить куб? Покажите с помощью рисунка, как это сделать. Выразите в кубических метрах объём куба с ребром 2 м.
2 · 2 · 2 = 8 (куб. м)
Задание 8. На сколько отрезков длиной 1 дм можно разбить отрезок длиной 1 м? (На 10 отрезков.) На сколько квадратов со стороной 1 дм можно разбить квадрат со стороной 1 м? (На 100 квадратов.) На сколько кубов с ребром 1 дм можно разбить куб с ребром 1 м? (На 1000 кубов.)
– Объясните данное соотношение. 1 куб. м = 1000 куб. дм.
Задание 9. Во сколько раз нужно увеличить 1 дм, чтобы получить 1 м? (В 10 раз.) Во сколько раз нужно увеличить 1 кв. дм, чтобы получить 1 кв. м? (В 100 раз.) Во сколько раз нужно увеличить 1 куб. дм, чтобы получить 1 куб. м? (В 1000 раз.)
Задание 10. Выразите в кубических дециметрах.
5 куб. м = 5000 куб. дм 10 куб. м = 10 000 куб. дм
9 куб. м = 9000 куб. дм 45 куб. м = 45 000 куб. дм
3 куб. м = 3000 куб. дм
Задание 11. Выразите в кубических метрах.
2000 куб. дм = 2 куб. м
7000 куб. дм = 7 куб. м
10 000 куб. дм = 10 куб. м
Задание 12. Какую глубину имеет бассейн прямоугольной формы, если его длина 5 м, ширина 4 м, а воды в нем помещается 60 куб. м?
Решение: 60 : (5 · 4) = 60 : 20 = 3 (м).
Ответ: 3 м.
Задание 13. Учащиеся выполняют записи:
20 куб. дм · 5 = 100 куб. дм – объём 5 брусов.
20 куб. дм · 10 = 200 куб. дм – объём 10 брусов.
20 куб. дм · 50 = 1000 куб. дм – объём 50 брусов.
– Сколько брусов нужно взять, чтобы их общий объём составил 1 куб. м? (50 брусов.)
Задание 14. Учащиеся выполняют сложение и вычитание объёмов.
а) 2 куб. м 500 куб. дм + 3 куб. м 500 куб. дм = 6 куб. м;
б) 4 куб. м – 1 куб. м 300 куб. дм = 2 куб. м 700 куб. дм.
Задание 15. Расположите данные объёмы в порядке возрастания.
а) 5000 куб. дм; г) 5 куб. м 55 куб. дм;
б) 5 куб. м 5 куб. дм; д) 5 куб. м 500 куб. дм;
в) 5050 куб. дм; е) 5550 куб. дм.
Задание 16. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните схему и решите задачу.
Решение: 1) 3 – 1 = 2 (ч.) – 12 куб. м;
2) 12 : 2 = 6 (куб. м) – на 1-м складе;
3) 6 · 3 = 18 (куб. м) – на 2-м складе.
О т в е т: 6 куб. м, 18 куб. м.
III. Итог урока.
– Назовите соотношение между кубическим метром и кубическим дециметром.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.