Кратное сравнение чисел и величин
Цели: учить выполнять кратное сравнение чисел и величин; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение сравнивать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Догадайтесь, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:
а) 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, ...
б) 80, 78, 75, 76, 74, 72, ...
в) 35, 29, 23, 18, 17, 11, ...
г) 395, 385, 375, 366, 365, 355, ...
2. Задача.
В зоопарке в одной клетке 7 обезьян, в другой – 3, а в третьей – 6. Каждая обезьяна съедает в день 5 бананов. На какие вопросы вы ответите, выполнив действия?
7 + 3 + 6 5 · 3 + 5 · 6 + 5 · 7 5 · 6 + 5 · 7 5 · 3
5 · 6 5 · 7 5 · 6 – 5 · 3 5· 7 – 5 · 6
3. Игра «Угадай задуманное число».
– Задумайте любое однозначное число, кроме нуля.
– Умножьте его на 9.
– Результат разделите на задуманное число.
– Объясните, почему получилось 9.
4. Игра «Танграм».
Из фигур квадрата (а) сложите другие фигуры.
В чем сходство и различие этих фигур?
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте ряд чисел, записанных на доске:
2, 5, 10, 7, 1, 4, 50, 9.
– На какие две группы можно разделить эти числа? (Однозначные и двузначные.)
– Используя цветные фишки, ответьте на вопрос: во сколько раз 5 меньше, чем 10?
Ответ: в 2 раза меньше.
– Во сколько раз 10 меньше, чем 50?
– Можно ли ответить на этот вопрос, используя фишки?
– Сегодня на уроке мы узнаем, каким арифметическим действием можно ответить на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 309.
– На какое число нужно разделить число 12, чтобы уменьшить его в 2 раза? (На 2.)
– Выполните это действие.
12 · 2 = 6
– Чем является число 6 для частного 12 : 2? (Значением частного чисел.)
– Во сколько раз число 12 больше числа 6? (В 2 раза.)
– Сколько раз число 6 содержится в числе 12? (Два раза.)
– С помощью какого действия это можно узнать? (С помощью деления.)
12 : 6 = 2
– Чем является число 2 для частного 12 : 6? (Значением частного чисел.)
– Случайно ли при делении 12 на 6 получилось такое же число, как и при ответе на вопрос о том, во сколько раз число 12 больше числа 6? (Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее число.)
2. Задание 310.
– Разделите 12 на 4. (12 : 4 = 3.)
– Во сколько раз число 12 больше числа 4? (В 3 раза.)
– Во сколько раз число 4 меньше числа 12? (В 3 раза.)
3. Задание 311.
– Во сколько раз первое число больше или меньше второго в каждой паре чисел?
Запись:
12 : 3 = 4
15 : 5 = 3
16 : 8 = 2
18 : 6 = 3
20 : 10 = 2
– Как называется выражение, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число отличается от другого? (С помощью деления. Выражение называется «частное чисел».)
– В результате деления чисел мы можем узнать, во сколько раз делимое больше делителя или во сколько раз делитель меньше делимого.
– Такой способ сравнения чисел или величин называется «кратным сравнением».
4. Задание 312.
– Если веревку длиной 20 м разрезать на части по 5 м, то сколько таких частей получится?
– Ответьте на этот вопрос с помощью вычитания, а затем с помощью деления.
Запись:
а) 20 – 5 = 15 б) 20 : 5 = 4
15 – 5 = 10
10 – 5 = 5
5 – 5 = 0
– Чему равно значение частного 20 м : 5 м? (Значение частного равно 4.)
– Сколько раз 5 м содержится в 20 м? (4 раза.)
– Во сколько раз 20 м больше, чем 5 м? (В 4 раза.)
– Во сколько раз 20 м больше, чем 5 м? (В 4 раза.)
– Во сколько раз 5 м меньше, чем 20 м? (В 4 раза.)
5. Задание 313.
– Выполните кратное сравнение в каждой паре чисел.
32 : 8 = 4 24 : 6 = 4 24 : 8 = 3
48 : 6 = 8 32 : 4 = 8
– Из полученных частных составьте два верных равенства.
32 : 8 = 24 : 6
48 : 6 = 32 : 4
6. Самостоятельная работа по теме урока.
Задание 1.
– Измерьте длину каждого отрезка.
– Объясните, что обозначают выражения:
12 : 6 6 : 2 12 : 2
Задание 2.
– Рассмотрите рисунок.
– Какие арифметические действия нужно выполнить, чтобы ответить на вопросы?
а) Во сколько раз слева кругов меньше, чем справа?
б) На сколько слева кругов меньше, чем справа?
в) На сколько справа кругов больше, чем слева?
г) Во сколько раз справа кругов больше, чем слева?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сформулируйте правило, как выполнить кратное сравнение.
Домашнее задание. № 315.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.