«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10 »
(урок - сказка)
Цель- обобщение и закрепление знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»
Задачи:
1. обучающая - продолжить работу над умением решать задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10, обогащать словарный запас учащихся; повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
2. развивающая – развивать мышление, память в процессе игры;
3. воспитательная:
- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося,
- развивать творческий и интеллектуальный потенциал ребенка;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: обобщающий.
Формы и методы:
- индивидуальное, самостоятельное, проблемное обучение.
Оборудование мультимедиа, электронная презентация, рисунки с изображением Елены Прекрасной, Ивана- Царевича, Бабы-Яги, огурец, свекла, лимон, капуста, ступа, карта- схема путешествия Ивана- Царевича.
Ход урока
Этап урока/ оборудование |
учитель |
ученик |
I.Орг. момент
|
-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10, где нас ждёт много испытаний -Вы готовы? - Тогда сказка начинается…
|
Да
|
II. Ход сказки 1.Устный счет.
Презентация Слайд 1,2 Слагаемое+слагаемое=сумма
Уменьшаемое-вычитаемое=разность
Слайд №3, индивидуальные карточки для слабых детей
Слайд №4, условие задачи |
- Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста Елена - Прекрасная. Однажды гуляли они по лесу, и вдруг поднялся сильный ветер и унес Елену - Прекрасную. Заплакал Иван- Царевич. А береза над ним шелестит: «не плач добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики». Отправился Иван – Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он, вдруг на пути встретилась ему река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ними Иван, значит удержится на веревке и перейдет через реку. -Поможем Ивану- Царевичу? -Перед решением примеров давайте вспомним как называются компоненты при сложении?
-Как называются компоненты при вычитании?
-Каким арифметическим действием находим сумму?
-Каким арифметическим действие находим разность? -Найдите: 1) сумму чисел
2)разность чисел
-С вашей помощью Иван- Царевич благополучно переправился через реку. А за рекой - лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избушку и видит: сидит Баба- Яга с учебником математики в руках и говорит: «Подскажу тебе дорогу к Елене - Прекрасной. Но только ты сначала помоги мне решить задачу». - Задача Баба- Яга хочет сшить себе костюм. - Ребята, скажите, из каких деталей состоит женский костюм? -На пошив пиджака необходимо израсходовать 2м ткани. А на пошив юбки на 4м ткани больше. -Сколько метров ткани израсходуется на пошив юбки? -Сколько метров ткани требуется на пошив пиджака? -Сколько метров ткани идет на пошив юбки? -Что требуется узнать в задаче? - Каким арифметическим действием будем решать задачу? -Почему?
-Мы помогли Ивану- Царевичу решить задачу. Теперь движемся дальше…
|
-Да
-Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Сложением
- Вычитанием
- 3и2; 5и1; 6и2; 6и8; 4и2; 7и3; 5и3; 6и9; - 3и2; 5и1; 6и2; 9и8; 4и2; 7и3; 5и3; 9и9;
Женский костюм состоит из юбки и пиджака
Израсходуется -6м ткани
Потребуется -2м ткани
- на 4м больше
- Сколько метров ткани требуется на пошив юбки -Сложением
- В условии задачи сказано, что на 4 метра ткани больше 2м+4м=6м ткани требуется на пошив юбки.
|
Физкультминутка |
Верх руки подняли и покачали, это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем руки согнули на зад. |
|
2. Работа в тетради
Слайд 5 |
Поблагодарила Баба- Яга Ив.- Царевича и говорит: «Вот тебе волшебный клубок, который укажет дорогу к царству Кощея Бессмертного». «Нет»,- говорит Иван- «Мне надо быстрее, дай мне лучше ступу»! «Что ж, бери, да только она перевозит груз определенной тяжести. А какой – мы узнаем, решив задачу. -Открыли тетради, отступили 2 клеточки вниз, записали число. Отступили 1 клетку вниз записали классная работа. Отступили еще 1 клетку вниз записали тему урока. Отступили 1 клетку вниз записали слово «Задача». -Открыли учебники на стр.63 №2 (учитель записывает на доске)
- Вопрос- ответ -О чем говорится в задаче? -О каких овощах говорится в задаче? -Сколько килограмм огурцов отправили в магазин? -А знаем ли мы, сколько кг свеклы отправили в магазин? -А что мы знаем о свекле?
-Сколько кг капусты отправили в магазин? -А что мы знаем о капусте? -Что требуется узнать в задаче?
-Какие слова возьмем для краткой записи?
Кр.запись: Огурцов- 4кг. Свеклы- ? на 5кгбольше, чем О Капусты-? На 1кг больше, чем С.
-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет) -Почему? -Что мы еще не знаем? -Можно ли из условия задачи узнать сколько кг свеклы отправили? -Каким арифметическим действием? (сложением) -Почему? (в условии задачи сказано на 5кг больше) -Когда мы узнаем сколько отправили свеклы, мы можем узнать сколько отправили кг капусты? -Каким арифметическим действием будем находить? (сложением) -Почему? -Сколько действий в задаче? (2) -Какое первое действие? -Что мы узнаем первым действием? -Какое второе действие? -Что мы узнаем вторым действием?
-Кто запишет на доске решение задачи с пояснением?
Закрепление решения задачи:
-Почему выполнили 1и2 действие сложением? -А если было бы сказано на …меньше, то каким действием решали бы задачу?
|
Дети читают задачу молча 1раз. -Дети читают задачу вслух 1 раз
-В задаче говорится об овощах. - В задаче говорится об огурцах, о капусте, о свекле. -Отправили в магазин 4 кг огурцов.
-Мы не знаем сколько свеклы отправлено в магазин Мы знаем, что свеклы на 5 кг больше, чем огурцов На неизвестно, сколько кг капусты отправили в магазин Мы знаем, что капусты на 1кг больше чем свеклы В задаче требуется узнать, сколько кг капусты отправили в магазин Огурец, свекла, капуста
Запись в тетрадях
1) 4кг+5кг=9 (кг)-свеклы 2) 9кг+1кг=10 (кг)- капусты Ответ: 10кг капусты отправили в магазин.
Отвечают на поставленные вопросы
|
3. Игра «Четвертый лишний»
Слайд 6 |
Посмотрите внимательно на картинки: огурец, капуста, лимон, свекла. -Найдите лишний предмет. (лимон) -Почему?
|
Лишний предмет лимон
Он лишний так как лимон это фрукт, а остальные это овощи |
Физкультминутка |
-Иван- Царевич устал и решил отдохнуть. Давайте отдохнем вместе. Положите головы на парты. Я считаю до 10, на счет 10 вы поднимаете головы, и мы продолжаем работать.
|
|
4. Конец сказки
Слайд № 7 |
-Отдохнули вместе с Иваном- Царевичем. И он отправился дальше в путь. Приземлился Иван- Царевич около огромного камня, который лежал на развилке двух дорог. Вылез Иван из ступы и видит: чтобы узнать правильную, нужную ему дорогу, необходимо решить примеры.
Решаем верхнюю строчку примеров. Один ученик решает примеры на обратной стороне доски. Затем проверяем примеры.
-Молодцы, ребята! Правильно решили примеры. Обрадовался Иван- Царевич, что нашел нужную ему дорожку. Дошел до царства Кощея Бессмертного. Отворились ворота в царство. Вышла оттуда Елена - Прекрасная. Обрадовался Иван- Царевич, и стал рассказывать о своих приключениях. И стали они вместе жить- поживать, да добра наживать.
|
Открывают учебники на стр. 63, №4.
ученики по одному примеру решают у доски
-Вторую строчку примеров решают самостоятельно.
|
III. Итог урока: Слайд 8 |
-Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? -А урок математики понравился? -Над какой темой мы сегодня работали? -Как называются компоненты при сложении? -Как называются компоненты при вычитании? -Все ребята молодцы! Хорошо работали.
В конце выставляются оценки.
|
Ученики отвечают то чем занимались на уроке |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛЕНИНСКОЕ
УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
«РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ
НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10»
Составила: О.Н. Шеньшина
учитель начальных классов
2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.