Конспект урока по математике «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» 1 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта учебного занятия.docx

Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Орг. момент

Постановка учебной задачи и организации класса.

Словесный, фронтальная

1.     Организация класса.

С добрым утром

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и считать!

2. Приветствие класса

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по математике.

3. Проверка готовности к уч. занятию

- Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал.

- Сядьте все правильно, спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

 

 

Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Личностные:

- поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Актуализация знаний

Определение направления работы с текстом на  учебном занятии.

Словесный, наглядный, фронтальная

Устный счёт

Игра «Поймай рыбку» (на доске)

Выполните вычисления и положите каждую рыбку в своё ведёрко.

(По цепочке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

- Сейчас мы проведём минутку чистописания, но сначала подготовим нашу руки к письму.

«Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев».

- Откройте свои тетради и запишите число: 3 февраля. Классная работа.

- Молодцы! Теперь посмотрите на доску. Какое число вы видите на доске?

- Число 57.

- Какое это число? Однозначное или двузначное?

- Какие цифры используются для записи числа?

 - Каким разрядным единицам соответствует каждая цифра в этом числе.

 

 

 

 

 

 - Назовите соседей числа 57.

 

- Цифра 5 состоит из короткой прямой линии, полуовала и провисающей линии.  Сначала пишется короткая прямая линия. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут полуовал. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (провисающая линия). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 7 состоит из волнистой линии, короткой прямой линии и короткой прямой черты. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводят короткую прямую линию к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Короткая прямая черта должна перечеркивать прямую линию  примерно посередине.

 

- Пропишите это число через клетку в ваших тетрадях.

 

 

Логическая задача.

·         У Паши на 8 яблок больше, чем у Маши. Сколько яблок он должен дать Маше, чтобы яблок стало поровну? (4.)

К доске выходит один ученик, устно решает числовое выражение и кладет рыбку в ведёрко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют движения за учителем.

 

 

 

 

Записывают число и классная работа.

 

57.

 

Двузначное.

 

5 и 7.

 

 

- В нём 7 единиц и 5 десятков. Прописывают число в тетрадях по образцу учителя.

 

 

56 и 58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают в тетради число 57 через клетку.

 

 

 

 

4

Карточки

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

- поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Самоопределение к деятельности

Активизировать жизненный опыт и мотивацию детей к учебной деятельности.

Словесный, фронтальная

- Как назвать одним словом числа 24,33,42,81,60? (Двузначные.)

 

- Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? Назовите число, в котором 6 десятков, 8 десятков и 1 единица, число десятков и единиц одинаковое.

 

- Какое число лишнее? Почему?

 

- Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел. (Один ученик у доски, остальные в тетради)

 

- Прочитайте получившиеся числа. (14, 23, 32, 71, 50.)

 

- Запишите ряд чисел так, чтобы каждое число было на 1 единицу меньше чисел второго ряда.

 

- Прочитайте получившиеся числа. (13, 22, 31, 70, 49.)

 

- Каким правилом вы пользовались при выполнении вычислений? Как отнимали десятки, единицы? (Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.)

 

- Эти вычисления мы выполняли устно.

 

- Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (Письменный, столбиком.)

 

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

- Чему мы будем учиться сегодня на занятии?

 

Двузначные.

 

 

 

 

60, 81, 33.

 

 

 

 

60 – оно круглое.

 

 

 

 

 

 

14, 23, 32, 71, 50.

 

 

 

 

 

 

13, 22, 31, 70, 49.

 

 

Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

 

Изучение нового материала

Создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста.

Словесный, фронтальная, парная.

 Знакомство с вычислительным приемом.

На доске:

57-26

-Прочитайте выражение.

-Сколько десятков и единиц в каждом числе?

 

-Как будем вычитать 26?

 

 

 

 

 

-Какой получили ответ?

 

-Сделаем подробную запись этого выражения с помощью чисел (учитель – на доске, ученики –в тетрадях):

57 – 26 = (57 – 20) - 6 = 37- 6 = 31

- Чтобы легче было выполнить вычисления, удобно так же, как и при сложении, записывать числа друг под другом в столбик. Давайте вспомним, как правильно оформлять выражения в столбик.

 

 

 

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/60055/fd84f870_fff7_0130_022f_22000a1c9e18.png- При вычитании уменьшаемое пишется сверху, а вычитаемое под ним, так, чтобы под единицами уменьшаемого были записаны единицы вычитаемого, а под десятками уменьшаемого десятки вычитаемого. Знак действие пишется слева от записи, а знак «=» заменяется чертой.

 

- Вычитание мы начитаем с наименьшего разряда – разряда единиц. Из 7 единиц нужно вычесть 6 единиц. 7 – 6 = 1. Цифру 1 мы записываем под разрядом единиц.  Теперь переходим к разряду десятков. 5 – 2 = 3. Записываем 3 под разрядом десятков.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/60056/fe6a5800_fff7_0130_0230_22000a1c9e18.png

 

- А теперь давайте составим алгоритм вычитания. У вас на парте лежат карточки, из этих карточек вам нужно составит алгоритм. Работаете вы в парах. 1 минута вам на работу, а затем проверяем, что у вас получилось.

- Кто готов прочитать свой алгоритм? А у кого по-другому?

- А у меня получился следующий алгоритм.

Алгоритм вычитания

1.      Записываем уменьшаемое.

2.      Записываем вычитаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.

3.      Вычитаем единицы.

4.      Вычитаем десятки.

5.      Читаем ответ.

-  Чем похож алгоритм вычитания на алгоритм сложения? 

 

 

 

 

- Чем они отличаются? Какое слово мы заменили? 

 

Физкультминутка

- А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, из-за своих парт и повторяйте движения за мной.

Раз, два — стоит ракета.

(Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет.

 (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши,

(Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет.

 (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре

(Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире.

(Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили.

 (Шагаем на месте.)

- Молодцы, садитесь на свои места.

Работа по учебнику.

- Откройте свой учебник на с. 5. Найдите задание под №1. Задание: вычисли с устным объяснением.

- Кто попробует вычислить с объяснением? На слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ 2

- Прочитайте задачу. (Один обучающийся читает задачу вслух).

На елке было 8 красных шаров, золотых шаров на 3 меньше, чем красных, а зелёных столько, сколько красных и золотых шаров вместе. Сколько было зелёных шаров?

- О чём говорится в задаче?

 

 

- Известно, сколько было красных шаров?

- Сколько красных шаров?

 

 

- Известно, сколько было золотых шаров?

 

 

 

 

- Что известно ещё?

 

 

 

 

- Что требуется найти в задаче?

 

 

- Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? Почему?

 

 

 

- Можем ли мы это узнать?

- Если мы знаем, сколько на ёлке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи?

 

- Давайте составим краткую запись. (Один ученик у доски)

 

 

 

 

- Что значит «на 3 меньше»?

- Какое первое действие? Что мы найдём сначала?

1)     8 – 3 = 5 (ш.) – золотых шаров.

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

-Да, нам известно, сколько было золотых шаров. Как мы узнаем, сколько было зелёных шаров? Каким действием?

2)     8 + 5 = 13 (ш.) – зелёных шаров.

Ответ: 13 зелёных шаров.

Вывод: повторили действия сложения и вычитания. Чтобы вы не ошибались, нужно быть внимательными.

 

 

 

 

 

 

57 –это 5 дес. и 7 ед., 26 это 2 дес. и 6 ед.

 

Из 5 дес. вычесть 2 дес.; из 7ед. вычесть 6 ед.

 

31 это 3 дес. 1 ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единицы под единицами, десятки под десятками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Десятки пишем под десятками, а единицы — под единицами.

 

Слово «складываем» заменили на слово «вычитаем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычитаем единицы из единиц. Из 8 вычесть 4 будет 4. Вычитаем десятки из десятков. Из 6 вычесть 3 будет 3.  Ответ: 34. И т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О  красных, золотых и зелёных шарах.

 

Да, известно.

 

8 красных шаров.

 

Не известно. Сказано, что золотых шаров было на 3 меньше, чем красных.

 

Зелёных шаров столько, сколько красных и золотых шаров вместе.

 

Требуется найти, сколько было зелёных шаров.

 

 

Нет. Потому что не знаем, сколько не ёлке золотых шаров.

Учебник

Предметные:

- умение складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов.

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

- поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

_98           _65          _74         _86         _59          
  35             34            51           63           47
Словесный, индивидуальная

 - Я вам раздаю карточки с числовыми выражениями. Вам нужно вычислить значение выражения. Работаете самостоятельно в тетради. Затем мы проверяем.

_98           _65          _74         _86         _ 59          
  35             34             51           63           47
                                                  
 

 

 


- Проверка

_98           _65          _74         _86         _ 59          
  35             34             51           63           47
  63             31             23           23           12
 

 

 


Вычисляют разности. Работают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданием

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

Итог

Оценить собственную деятельность на уроке.

Словесный, фронтальная

-Чему вы научились на уроке?

- Какой способ вычитания вам понравился больше: устный или письменный?

- Сегодня на учебном занятии мы научились решать выражения нового вида с использованием письменного приёма вычислений.

Отвечают на вопросы

 

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности.

Словесный, фронтальная

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

 

Анонимно пишут на листочках своё мнение об уроке и кладут в коробку.

Коробочка

Регулятивные УУД:

 

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.

 

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный; фронтальная

- Открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание на следующий урок.

с. 5 №. 4.

 

Записывают домашнее задание в дневник.

 

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.