Конспект урока по математике «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» 1 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по математике «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» 1 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
07.09.2021
Конспект урока по математике «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» 1 класс
Технологическая карта учебного занятия.docx

Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Орг. момент

Постановка учебной задачи и организации класса.

Словесный, фронтальная

1.     Организация класса.

С добрым утром

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и считать!

2. Приветствие класса

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по математике.

3. Проверка готовности к уч. занятию

- Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал.

- Сядьте все правильно, спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

 

 

Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Личностные:

- поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Актуализация знаний

Определение направления работы с текстом на  учебном занятии.

Словесный, наглядный, фронтальная

Устный счёт

Игра «Поймай рыбку» (на доске)

Выполните вычисления и положите каждую рыбку в своё ведёрко.

(По цепочке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

- Сейчас мы проведём минутку чистописания, но сначала подготовим нашу руки к письму.

«Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев».

- Откройте свои тетради и запишите число: 3 февраля. Классная работа.

- Молодцы! Теперь посмотрите на доску. Какое число вы видите на доске?

- Число 57.

- Какое это число? Однозначное или двузначное?

- Какие цифры используются для записи числа?

 - Каким разрядным единицам соответствует каждая цифра в этом числе.

 

 

 

 

 

 - Назовите соседей числа 57.

 

- Цифра 5 состоит из короткой прямой линии, полуовала и провисающей линии.  Сначала пишется короткая прямая линия. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут полуовал. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (провисающая линия). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 7 состоит из волнистой линии, короткой прямой линии и короткой прямой черты. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводят короткую прямую линию к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Короткая прямая черта должна перечеркивать прямую линию  примерно посередине.

 

- Пропишите это число через клетку в ваших тетрадях.

 

 

Логическая задача.

·         У Паши на 8 яблок больше, чем у Маши. Сколько яблок он должен дать Маше, чтобы яблок стало поровну? (4.)

К доске выходит один ученик, устно решает числовое выражение и кладет рыбку в ведёрко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют движения за учителем.

 

 

 

 

Записывают число и классная работа.

 

57.

 

Двузначное.

 

5 и 7.

 

 

- В нём 7 единиц и 5 десятков. Прописывают число в тетрадях по образцу учителя.

 

 

56 и 58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают в тетради число 57 через клетку.

 

 

 

 

4

Карточки

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

- поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Самоопределение к деятельности

Активизировать жизненный опыт и мотивацию детей к учебной деятельности.

Словесный, фронтальная

- Как назвать одним словом числа 24,33,42,81,60? (Двузначные.)

 

- Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? Назовите число, в котором 6 десятков, 8 десятков и 1 единица, число десятков и единиц одинаковое.

 

- Какое число лишнее? Почему?

 

- Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел. (Один ученик у доски, остальные в тетради)

 

- Прочитайте получившиеся числа. (14, 23, 32, 71, 50.)

 

- Запишите ряд чисел так, чтобы каждое число было на 1 единицу меньше чисел второго ряда.

 

- Прочитайте получившиеся числа. (13, 22, 31, 70, 49.)

 

- Каким правилом вы пользовались при выполнении вычислений? Как отнимали десятки, единицы? (Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.)

 

- Эти вычисления мы выполняли устно.

 

- Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (Письменный, столбиком.)

 

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

- Чему мы будем учиться сегодня на занятии?

 

Двузначные.

 

 

 

 

60, 81, 33.

 

 

 

 

60 – оно круглое.

 

 

 

 

 

 

14, 23, 32, 71, 50.

 

 

 

 

 

 

13, 22, 31, 70, 49.

 

 

Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

 

Изучение нового материала

Создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста.

Словесный, фронтальная, парная.

 Знакомство с вычислительным приемом.

На доске:

57-26

-Прочитайте выражение.

-Сколько десятков и единиц в каждом числе?

 

-Как будем вычитать 26?

 

 

 

 

 

-Какой получили ответ?

 

-Сделаем подробную запись этого выражения с помощью чисел (учитель – на доске, ученики –в тетрадях):

57 – 26 = (57 – 20) - 6 = 37- 6 = 31

- Чтобы легче было выполнить вычисления, удобно так же, как и при сложении, записывать числа друг под другом в столбик. Давайте вспомним, как правильно оформлять выражения в столбик.

 

 

 

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/60055/fd84f870_fff7_0130_022f_22000a1c9e18.png- При вычитании уменьшаемое пишется сверху, а вычитаемое под ним, так, чтобы под единицами уменьшаемого были записаны единицы вычитаемого, а под десятками уменьшаемого десятки вычитаемого. Знак действие пишется слева от записи, а знак «=» заменяется чертой.

 

- Вычитание мы начитаем с наименьшего разряда – разряда единиц. Из 7 единиц нужно вычесть 6 единиц. 7 – 6 = 1. Цифру 1 мы записываем под разрядом единиц.  Теперь переходим к разряду десятков. 5 – 2 = 3. Записываем 3 под разрядом десятков.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/60056/fe6a5800_fff7_0130_0230_22000a1c9e18.png

 

- А теперь давайте составим алгоритм вычитания. У вас на парте лежат карточки, из этих карточек вам нужно составит алгоритм. Работаете вы в парах. 1 минута вам на работу, а затем проверяем, что у вас получилось.

- Кто готов прочитать свой алгоритм? А у кого по-другому?

- А у меня получился следующий алгоритм.

Алгоритм вычитания

1.      Записываем уменьшаемое.

2.      Записываем вычитаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.

3.      Вычитаем единицы.

4.      Вычитаем десятки.

5.      Читаем ответ.

-  Чем похож алгоритм вычитания на алгоритм сложения? 

 

 

 

 

- Чем они отличаются? Какое слово мы заменили? 

 

Физкультминутка

- А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, из-за своих парт и повторяйте движения за мной.

Раз, два — стоит ракета.

(Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет.

 (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши,

(Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет.

 (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре

(Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире.

(Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили.

 (Шагаем на месте.)

- Молодцы, садитесь на свои места.

Работа по учебнику.

- Откройте свой учебник на с. 5. Найдите задание под №1. Задание: вычисли с устным объяснением.

- Кто попробует вычислить с объяснением? На слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ 2

- Прочитайте задачу. (Один обучающийся читает задачу вслух).

На елке было 8 красных шаров, золотых шаров на 3 меньше, чем красных, а зелёных столько, сколько красных и золотых шаров вместе. Сколько было зелёных шаров?

- О чём говорится в задаче?

 

 

- Известно, сколько было красных шаров?

- Сколько красных шаров?

 

 

- Известно, сколько было золотых шаров?

 

 

 

 

- Что известно ещё?

 

 

 

 

- Что требуется найти в задаче?

 

 

- Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? Почему?

 

 

 

- Можем ли мы это узнать?

- Если мы знаем, сколько на ёлке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи?

 

- Давайте составим краткую запись. (Один ученик у доски)

 

 

 

 

- Что значит «на 3 меньше»?

- Какое первое действие? Что мы найдём сначала?

1)     8 – 3 = 5 (ш.) – золотых шаров.

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

-Да, нам известно, сколько было золотых шаров. Как мы узнаем, сколько было зелёных шаров? Каким действием?

2)     8 + 5 = 13 (ш.) – зелёных шаров.

Ответ: 13 зелёных шаров.

Вывод: повторили действия сложения и вычитания. Чтобы вы не ошибались, нужно быть внимательными.

 

 

 

 

 

 

57 –это 5 дес. и 7 ед., 26 это 2 дес. и 6 ед.

 

Из 5 дес. вычесть 2 дес.; из 7ед. вычесть 6 ед.

 

31 это 3 дес. 1 ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единицы под единицами, десятки под десятками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Десятки пишем под десятками, а единицы — под единицами.

 

Слово «складываем» заменили на слово «вычитаем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычитаем единицы из единиц. Из 8 вычесть 4 будет 4. Вычитаем десятки из десятков. Из 6 вычесть 3 будет 3.  Ответ: 34. И т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О  красных, золотых и зелёных шарах.

 

Да, известно.

 

8 красных шаров.

 

Не известно. Сказано, что золотых шаров было на 3 меньше, чем красных.

 

Зелёных шаров столько, сколько красных и золотых шаров вместе.

 

Требуется найти, сколько было зелёных шаров.

 

 

Нет. Потому что не знаем, сколько не ёлке золотых шаров.

Учебник

Предметные:

- умение складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов.

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

- поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

_98           _65          _74         _86         _59          
  35             34            51           63           47
Словесный, индивидуальная

 - Я вам раздаю карточки с числовыми выражениями. Вам нужно вычислить значение выражения. Работаете самостоятельно в тетради. Затем мы проверяем.

_98           _65          _74         _86         _ 59          
  35             34             51           63           47
                                                  
 

 

 


- Проверка

_98           _65          _74         _86         _ 59          
  35             34             51           63           47
  63             31             23           23           12
 

 

 


Вычисляют разности. Работают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданием

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

Итог

Оценить собственную деятельность на уроке.

Словесный, фронтальная

-Чему вы научились на уроке?

- Какой способ вычитания вам понравился больше: устный или письменный?

- Сегодня на учебном занятии мы научились решать выражения нового вида с использованием письменного приёма вычислений.

Отвечают на вопросы

 

Познавательные УУД:

- способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности.

Словесный, фронтальная

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

 

Анонимно пишут на листочках своё мнение об уроке и кладут в коробку.

Коробочка

Регулятивные УУД:

 

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.

 

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный; фронтальная

- Открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание на следующий урок.

с. 5 №. 4.

 

Записывают домашнее задание в дневник.

 

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

 


 

Технологическая карта учебного занятия

Технологическая карта учебного занятия

Минутка чистописания - Сейчас мы проведём минутку чистописания, но сначала подготовим нашу руки к письму

Минутка чистописания - Сейчас мы проведём минутку чистописания, но сначала подготовим нашу руки к письму

Каким разрядным единицам соответствует каждая цифра в этом числе

Каким разрядным единицам соответствует каждая цифра в этом числе

Короткая прямая черта должна перечеркивать прямую линию примерно посередине

Короткая прямая черта должна перечеркивать прямую линию примерно посередине

Прочитайте получившиеся числа

Прочитайте получившиеся числа

Какой получили ответ? - Сделаем подробную запись этого выражения с помощью чисел (учитель – на доске, ученики –в тетрадях): 57 – 26 = (57 –…

Какой получили ответ? - Сделаем подробную запись этого выражения с помощью чисел (учитель – на доске, ученики –в тетрадях): 57 – 26 = (57 –…

А теперь давайте составим алгоритм вычитания

А теперь давайте составим алгоритм вычитания

А теперь давайте немного отдохнём

А теперь давайте немного отдохнём

Прочитайте задачу. (Один обучающийся читает задачу вслух)

Прочитайте задачу. (Один обучающийся читает задачу вслух)

Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи?

Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи?

Словесный, индивидуальная - Я вам раздаю карточки с числовыми выражениями

Словесный, индивидуальная - Я вам раздаю карточки с числовыми выражениями

Рефлексия Самооценка результатов своей деятельности

Рефлексия Самооценка результатов своей деятельности
Скачать файл