Технологическая карта учебного занятия
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
Постановка учебной задачи и организации класса. |
Словесный, фронтальная |
1. Организация класса. С добрым утром Начат день. Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать, А работать и считать! 2. Приветствие класса - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по математике. 3. Проверка готовности к уч. занятию - Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал. - Сядьте все правильно, спина прямая, ноги вместе, руки перед собой. |
Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя.
|
- |
Личностные: - поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Определение направления работы с текстом на учебном занятии. |
Словесный, наглядный, фронтальная |
Устный счёт Игра «Поймай рыбку» (на доске) - Выполните вычисления и положите каждую рыбку в своё ведёрко. (По цепочке)
Минутка чистописания - Сейчас мы проведём минутку чистописания, но сначала подготовим нашу руки к письму. «Бабочка» Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев». - Откройте свои тетради и запишите число: 3 февраля. Классная работа. - Молодцы! Теперь посмотрите на доску. Какое число вы видите на доске? - Число 57. - Какое это число? Однозначное или двузначное? - Какие цифры используются для записи числа? - Каким разрядным единицам соответствует каждая цифра в этом числе.
- Назовите соседей числа 57.
- Цифра 5 состоит из короткой прямой линии, полуовала и провисающей линии. Сначала пишется короткая прямая линия. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут полуовал. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (провисающая линия). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки. Цифра 7 состоит из волнистой линии, короткой прямой линии и короткой прямой черты. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводят короткую прямую линию к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Короткая прямая черта должна перечеркивать прямую линию примерно посередине.
- Пропишите это число через клетку в ваших тетрадях.
Логическая задача. · У Паши на 8 яблок больше, чем у Маши. Сколько яблок он должен дать Маше, чтобы яблок стало поровну? (4.) |
К доске выходит один ученик, устно решает числовое выражение и кладет рыбку в ведёрко.
Повторяют движения за учителем.
Записывают число и классная работа.
57.
Двузначное.
5 и 7.
- В нём 7 единиц и 5 десятков. Прописывают число в тетрадях по образцу учителя.
56 и 58.
Прописывают в тетради число 57 через клетку.
4 |
Карточки |
Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: - умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: - поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности |
Активизировать жизненный опыт и мотивацию детей к учебной деятельности. |
Словесный, фронтальная |
- Как назвать одним словом числа 24,33,42,81,60? (Двузначные.)
- Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? Назовите число, в котором 6 десятков, 8 десятков и 1 единица, число десятков и единиц одинаковое.
- Какое число лишнее? Почему?
- Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел. (Один ученик у доски, остальные в тетради)
- Прочитайте получившиеся числа. (14, 23, 32, 71, 50.)
- Запишите ряд чисел так, чтобы каждое число было на 1 единицу меньше чисел второго ряда.
- Прочитайте получившиеся числа. (13, 22, 31, 70, 49.)
- Каким правилом вы пользовались при выполнении вычислений? Как отнимали десятки, единицы? (Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.)
- Эти вычисления мы выполняли устно.
- Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (Письменный, столбиком.)
- Кто догадался, какая тема нашего занятия? - Чему мы будем учиться сегодня на занятии? |
Двузначные.
60, 81, 33.
60 – оно круглое.
14, 23, 32, 71, 50.
13, 22, 31, 70, 49.
Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.
|
|
Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: - умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
Создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста. |
Словесный, фронтальная, парная. |
Знакомство с вычислительным приемом. На доске: 57-26 -Прочитайте выражение. -Сколько десятков и единиц в каждом числе?
-Как будем вычитать 26?
-Какой получили ответ?
-Сделаем подробную запись этого выражения с помощью чисел (учитель – на доске, ученики –в тетрадях): 57 – 26 = (57 – 20) - 6 = 37- 6 = 31 - Чтобы легче было выполнить вычисления, удобно так же, как и при сложении, записывать числа друг под другом в столбик. Давайте вспомним, как правильно оформлять выражения в столбик.
- При вычитании уменьшаемое пишется сверху, а вычитаемое под ним, так, чтобы под единицами уменьшаемого были записаны единицы вычитаемого, а под десятками уменьшаемого десятки вычитаемого. Знак действие пишется слева от записи, а знак «=» заменяется чертой.
- Вычитание мы начитаем с наименьшего разряда – разряда единиц. Из 7 единиц нужно вычесть 6 единиц. 7 – 6 = 1. Цифру 1 мы записываем под разрядом единиц. Теперь переходим к разряду десятков. 5 – 2 = 3. Записываем 3 под разрядом десятков.
- А теперь давайте составим алгоритм вычитания. У вас на парте лежат карточки, из этих карточек вам нужно составит алгоритм. Работаете вы в парах. 1 минута вам на работу, а затем проверяем, что у вас получилось. - Кто готов прочитать свой алгоритм? А у кого по-другому? - А у меня получился следующий алгоритм. Алгоритм вычитания 1. Записываем уменьшаемое. 2. Записываем вычитаемое: единицы под единицами; десятки под десятками. 3. Вычитаем единицы. 4. Вычитаем десятки. 5. Читаем ответ. - Чем похож алгоритм вычитания на алгоритм сложения?
- Чем они отличаются? Какое слово мы заменили?
Физкультминутка - А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, из-за своих парт и повторяйте движения за мной. Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.) Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.) А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.) Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) И на месте походили. (Шагаем на месте.) - Молодцы, садитесь на свои места. Работа по учебнику. - Откройте свой учебник на с. 5. Найдите задание под №1. Задание: вычисли с устным объяснением. - Кто попробует вычислить с объяснением? На слайде
№ 2 - Прочитайте задачу. (Один обучающийся читает задачу вслух). На елке было 8 красных шаров, золотых шаров на 3 меньше, чем красных, а зелёных столько, сколько красных и золотых шаров вместе. Сколько было зелёных шаров? - О чём говорится в задаче?
- Известно, сколько было красных шаров? - Сколько красных шаров?
- Известно, сколько было золотых шаров?
- Что известно ещё?
- Что требуется найти в задаче?
- Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? Почему?
- Можем ли мы это узнать? - Если мы знаем, сколько на ёлке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи?
- Давайте составим краткую запись. (Один ученик у доски)
- Что значит «на 3 меньше»? - Какое первое действие? Что мы найдём сначала? 1) 8 – 3 = 5 (ш.) – золотых шаров. - Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? -Да, нам известно, сколько было золотых шаров. Как мы узнаем, сколько было зелёных шаров? Каким действием? 2) 8 + 5 = 13 (ш.) – зелёных шаров. Ответ: 13 зелёных шаров. Вывод: повторили действия сложения и вычитания. Чтобы вы не ошибались, нужно быть внимательными.
|
57 –это 5 дес. и 7 ед., 26 это 2 дес. и 6 ед.
Из 5 дес. вычесть 2 дес.; из 7ед. вычесть 6 ед.
31 это 3 дес. 1 ед.
Единицы под единицами, десятки под десятками.
Десятки пишем под десятками, а единицы — под единицами.
Слово «складываем» заменили на слово «вычитаем».
Вычитаем единицы из единиц. Из 8 вычесть 4 будет 4. Вычитаем десятки из десятков. Из 6 вычесть 3 будет 3. Ответ: 34. И т. д.
О красных, золотых и зелёных шарах.
Да, известно.
8 красных шаров.
Не известно. Сказано, что золотых шаров было на 3 меньше, чем красных.
Зелёных шаров столько, сколько красных и золотых шаров вместе.
Требуется найти, сколько было зелёных шаров.
Нет. Потому что не знаем, сколько не ёлке золотых шаров. |
Учебник |
Предметные: - умение складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов. Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: - умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: - поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление |
Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
Словесный, индивидуальная |
- Я вам раздаю карточки с числовыми выражениями. Вам нужно вычислить значение выражения. Работаете самостоятельно в тетради. Затем мы проверяем.
- Проверка
|
Вычисляют разности. Работают в тетради.
|
Карточки с заданием |
Регулятивные УУД: - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Итог |
Оценить собственную деятельность на уроке. |
Словесный, фронтальная |
-Чему вы научились на уроке? - Какой способ вычитания вам понравился больше: устный или письменный? - Сегодня на учебном занятии мы научились решать выражения нового вида с использованием письменного приёма вычислений. |
Отвечают на вопросы |
|
Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Самооценка результатов своей деятельности. |
Словесный, фронтальная |
«Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
|
Анонимно пишут на листочках своё мнение об уроке и кладут в коробку. |
Коробочка |
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Словесный; фронтальная |
- Открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание на следующий урок. с. 5 №. 4.
|
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
Регулятивные УУД: - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.