Конспект урока по математике в 5 классе "Умножение дробей"

  • docx
  • 05.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала математика 5 класс умножение дробей.docx

                                Конспект урока математики на тему: «Умножение дробей»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей. Умножение на натуральное число».

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению материала по теме «Умножение дробей», сформировать умение умножать обыкновенные дроби на натуральное число, а так же способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.

Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: использовать понятия «обыкновенная дробь» , «умножение обыкновенных дробей» , «умножение обыкновенной дроби на натуральное число» при решении задач.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Коммуникативные - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные – умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Оборудование: компьютер, доска, учебник по математике, раздаточный материал.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку, а также наличие раздаточного материала у вас на партах.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку. Запишите число.  Сегодня у нас не совсем обычный урок. Пожелайте удачи друг другу. Хочу начать урок со слов: «Дорогу осилит - идущий, математику – мыслящий!». А это значит, что мы на уроке будем думать и продолжим путь изучения математики.

 

2. Актуализация знаний.

- На протяжении уже достаточно длительного времени мы с вами работаем с обыкновенными дробями.

- Какие действия вы научились выполнять с обыкновенными дробями? (ответы обучающихся)

Но знания наши пока еще не совсем полные, поэтому мы продолжаем изучать обыкновенные дроби и сегодня узнаем кое-что новое.

- А пока поработаем устно:

-Как называется число, записанное на доске? Что вы о нем знаете?

 -Какая часть фигуры закрашена?

-Как называются данные числа?

2/3, 4/9, 11/8, 12/5.

-Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными?

 Другие две дроби. Какие две дроби называются неправильными?

-Сократить дроби: (Что означает «Сократить дробь»? А каким свойством мы пользуемся при сокращении дробей?)

14/21, 10/30, 18/36, 5/10.

-Сравнить дроби:

(Повторяем правила сравнения дробей – комментарии)

½ и ¼, 5/7 и 5/9, 7/8 и 5/8, 11/15 и 4/15. (рассмотреть другие случаи)

-Вычислить (решаем с комментариями)

1/6+ 2/6,      2/5 +5/6,      3/11-5/22,     6/18 - 4/18

- Сможем ли умножить дроби  1/3*5/6?

- Не умеем умножать дроби.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

-Почему не смогли выполнить умножение дробей?

- А  теперь я хочу вас попросить поработать в парах. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Ваша задача прорешать примеры на сложение и вычитание дробей и смешанных чисел и соотнести ответы с буквами, представленными ниже в задании.

       2)        3)       4)  +       5)

 

               6)           7)             8)            9) .

 

 

о

у

н

к

м

ж

е

л

и

 

- Кто готов, ребята, поднимете руки. Что у вас получилось?

Хорошо, молодцы. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (умножение)

-Запишите тему урока.

-Какие цели поставим на сегодняшний урок? Чему вы хотели бы сегодня научиться?

 

4. Изучение нового  материала.

а) Решение задачи.

- Рассмотрим с вами первую задачу.

Сторона квадрата равна . Найдите периметр квадрата.

Для начала вспомним, что такое периметр любой геометрической фигуры?

Т, е чтобы найти периметр квадрата необходимо все длины сторон сложить.

 +  + +  =  =  =  см

Как вы думаете можно ли быстрее решить эту задачу?

Запись на слайде:

  4 =  =  см

Кто попробует сформулировать правило, как умножить обыкновенную дробь на натуральное число?

 

б) Нахождение площади прямоугольника.

- Чтобы вывести правило умножения дробей, вспомним, как найти площадь прямоугольника. S= 4см*5см =20 см2.

- Рассмотрим квадрат. Разделим его на равные квадраты.

- Сколько всего квадратов получилось?  Какая часть квадрата закрашена? Какая фигура получилась? (прямоугольник). Значит, площадь этого прямоугольника равна 12/25.

 

- Длина этого квадрата равна 1, ее разделили на 5 частей и закрасили 4 части. Значит, длина прямоугольника составляет 4/5 от длины квадрата. А какую часть от ширины квадрата составляет ширина прямоугольника? (3/5)

- А как найти площадь этого прямоугольника? S=3/5*4/5, но мы получили, что площадь равна12/25. - - Значит, 3/5*4/5=12/25. (Мы умножаем две дроби. Как в числителе получить 12? Как в знаменателе получить 25?

- Давайте попробуем сформулировать правило умножения дробей: чтобы умножить две дроби, надо_____________________.

 

в) Физкультминутка.

Раз-два-три-четыре-пять! (ходьба на месте)

Вышли дети погулять

Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)

Остановились на лугу (приостанавливаются)

Лютики, ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)

Собирал ..... наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)

Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета).

 

5. Закрепление новых знаний.

а)  Найдите ошибку в решении

 *  = 

 *  =  =

 

б) Используя правило, выполните умножение обыкновенных дробей.

3/4 *5/7        1/2 *5/9

2/5*7/11         4/7 *5/11

1/8*3/4          2/5 *3/5

 

в) Самостоятельная работа.

 

На партах у вас лежат задания с работой. На выполнение даётся 7 минут.


           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заканчиваем, поменяйтесь вариантами с соседом и проверьте друг друга. Ответы вы видите на слайде.

 

6. Итог урока.

-Какая задача стояла перед нами в начале урока?

(Научиться умножать дроби.) Научились умножать дроби?

 Тогда, оцените свою работу на уроке, зажгите светофор.

Зажгите светофор

 

 


           

 

 

Зелёный цвет: Я хорошо потрудился на уроке.  Мне было интересно. Я доволен своей работой.

 

 

 


  Желтый цвет: У меня возникали трудности на уроке, но я c ними справился. Я понял свои ошибки, и больше постараюсь не допускать их.

 

 

 

 


Красный цвет: На уроке мне было  неинтересно. У меня было   много    ошибок. Я считаю, что мне еще нужно поработать над этой темой.

 

Выставление оценок.

 

7. Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу, открываем дневники, записываем домашнее задание.

 

8. Рефлексия.

Какую тему мы сегодня закрепляли на уроке? Что узнали нового? Что понравилось больше всего? Вы большие молодцы. Спасибо за урок!