Конспект урока по математике в малокомплектном классе

  • docx
  • 13.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект ур.матем. 1,3.docx

Урок математики

 1 класс

Тема урока: «Литр»

Цель урока:

·         познакомить с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром;

·         развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.

 

 

 

 

 

Урок математики

3 класс

Тема урока: «Откуда берутся нули?»

Цель урока:

  • продолжать знакомить учащихся с умножением в столбик;
  • формировать умение решать примеры на умножение на однозначное число;
  • совершенствовать вычислительные навыки.

 

1.Организационный этап

Посмотрите каждый на своего соседа, улыбнитесь ему, теперь улыбнитесь нашим гостям, теперь тихонько сели на свои места.

2.Устный счёт

         1.Логическая разминка.

        - Если суп горячее чая, то чай …

        - Если ночь короче дня, то день …

        - Если куст ниже дерева, то дерево …

        - Если река шире ручья, то ручей …

        - Если сестра старше брата, то брат …

        - Если арбуз тяжелее дыни, то дыня …

        - Если стержень тоньше ручки, то ручка …

         2.Примеры с мячом.

         3.Задачи (веер чисел)

- Я буду читать вам задачи в стихах, а вы показывайте ответ веером.

    За тетради Михаил три рубля заплатил,

   А за новенький пенал шесть рублей отдал.

   Сколько, дети, заплатил за покупку Михаил?(9)

           Два снегиря и пять  синиц.

          Ребята, сколько будет птиц? (7)

У меня четыре книжки,                                        Три машинки и три мишки,                     

         Кто ответит побыстрей,                      

         Сколько у меня вещей?(10)                         

У меня и Аллочки

Десять счетных палочек

Две из них сломались

Сколько их осталось?(8)

        4. Работа над задачами.

        1) Масса котенка и щенка 5 кг. Масса котенка 1 кг.

        Какова масса щенка?

        2) Масса двух одинаковых арбузов 6 кг. Какова масса одного арбуза?

        3) Что легче килограмм фруктов или килограмм сухофруктов?

 

Самоопределение к деятельности Рассмотрите  схему.

Прочитайте слова в прямоугольниках.

- Какое слово здесь лишнее? Почему? Кубик – это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов). Слово «кубик» зачеркиваю.

- Поработаем по схеме с оставшимися словами. Послушайте предложения и назовите свойства, о  которых шла речь.

* Стол прямоугольный, а зеркало круглое. (Форма.)

* Одуванчик желтый, а василёк синий. (Цвет.)

* Лимон кислый а малина сладкая. (Вкус.)

* Гусь тяжелый, а цыпленок легкий. (Масса.)

* Дерево высокое, а трава низкая. (Длина.)

- Какие из свойств можно измерить? (Длину, массу.)

-В чем измеряется длина? (В сантиметрах.)

- В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке? (В килограммах.)

- Соединим эти свойства со словом в овале. Как они называются? (Величины)

- Посмотрите на рамку с вопросом. Здесь тоже должна быть величина. Попробуйте догадаться какая. Наверное, вам приходилось покупать в магазине молоко, сок, квас, газированную воду. Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в тетрапакет и в пластиковую бутылку?

Почему?

- Кто уже догадался с какой новой величиной мы познакомимся? Верно.

Тема нашего урока: «Единица вместимости – литр».

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

      Практическая  работа.

- 1 литр жидкости вмещается вот в эти сосуды (показываю): литровая банка, пакет из-под сока, бутылка.

- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять стаканами?

     Опыт № 1. Три ученика выходят к доске и выливают  воду из литровых сосудов в стаканы.

- Сколько стаканов вам потребовалось? (5) Сделайте вывод.

 

      Вывод: Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости.

-  Об этом говорится  в задаче из учебника № 4 на с. 38. Прочитайте задачу.

      Решение задачи.

 - Как вы думаете, куда поместится воды больше: а кастрюлю или в банку? (Сосуды одинаковой вместимости). Как это сделать? (Нужно измерить вместимость кастрюли и банки).

 

      Опыт № 2. Два ученика выходят к доске. Литровыми банками они заполняют кастрюлю и банку. Какой вывод можно сделать?

      Вывод: Кастрюля и банка вмещают одинаковое количество воды.

      Опыт № 3. Два ученика выходят к доске, и один наполняет банку стаканом, а другой наполняет кастрюлю литровой банкой.

- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось? (Ответы детей)

       Вывод:  вместимость нужно определять одинаковой меркой.

 

- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах. Вспомните, с какими литровыми сосудами мы проводили  опыт № 1.

Сокращенно слово литр записывают так:  (на доске: литр – л).

Закрепление изученного материала.

     1.   Работа по учебнику

      № 3, с. 38 (устно). Задача состоит из цепочки двух задач.

 

      2.  Работа в тетради № 2. (Правила посадки)

      № 1(Самостоятельно. Взаимопроверка)

 

3.   Работа в группах.

Задание 1-й группе. На карточках изображены емкости  различной вместимости. Расположите картинки с надписями в порядке возрастания вместимости этих емкостей.

 (  стакан, литровая банка,  бутылка – 2л, пятилитровая кастрюля, ведро)

- В каком случае ведро будет на последнем месте?

 

Задание  2-й группе. Задача на смекалку. Тетрадь № 2, с. 22, № 3

 

Задание 3-й группе. Составить слова, а из слов – предложение.

             Жизнь – знь + д + кость =

             Извоз – воз + мера – а + ить =

             Лил – л + тр =

Проверка выполненной работы.

 

VI. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Где пригодятся вам новые знания.

- На нашей классной доске висит поднос. Сейчас вы поставите на него чашечки со своим настроением. Если у вас отличное настроение, поставьте красную чашечку, хорошее – желтую, плохое – синюю.

 

 

 

 

-Решение таблицы умножения на листочке

-Решение теста

-Решение примера с круглыми числами у доски.

31*10         4*10             50*6           7*100                23*100        85*100         10*8

 

 

 

 

 

Скажите, каким способом мы выполняли вычисления на прошлом уроке? (столбиком)

На какие числа мы только что умножали? (на «круглые»)

Что есть в «круглых» числах?(нули)

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Откуда берутся нули?)

Какие задачи мы можем поставить?

  • продолжать знакомиться с умножением в столбик;
  • учиться решать примеры на умножение на однозначное число;

совершенствовать вычислительные навыки.

 

Работа с учебником

№1, стр.70 (у доски)

 

 

 

 

1.      Открытие новых знаний.

 

Стр. 70 № 2-4

 

2.      Закрепление изученного материала.

 

№ 5, 7

 

3.      Итог урока.  Рефлексия.

 

- Чему был посвящён урок?

- Какие цели ставили?

- Какие ошибки были допущены?

- Что вам помогло преодолеть трудности? (Алгоритм.)

- Над чем ещё стоит поработать?

 

4.      Домашнее задание

стр.71 №6, 8, 9

 

5.      Оценивание.