Конспект урока по музыке на тему:
Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»
(2 класс)
Учитель музыки МБОУ гимназия № 19 им. Н. З. Поповичевой г.Липецка
Воробьева Е. И.
Цель: создать условия для освоения детьми знаний инструментов симфонического оркестра.
· образами симфонической сказки.
Планируемые результаты:
1) научаться различать на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;
2) узнают значение понятий музыкальных терминов.
1. Личностные:
· Воспитывать любовь к музыке;
· Способствовать формированию потребности в общении с музыкой;
2. Предметные:
· дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их
особенностях;
· научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
3. Метапредметные:
· Развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
· Формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
· Формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку;
· Способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.
УУД
Регулятивные:
1) уметь определять по характеру музыки героев;
2) включаться в процесс решения поставленных задач;
3) осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности;
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
5) в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
1) узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;
2) понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр, лейтмотив;
3) выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их
взаимодействии.
Коммуникативные:
1) высказывать свое мнение;
2) отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
3) критично относиться к собственному мнению, слушать других.
Личностные:
1) эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным
образам;
2) доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;
Тип урока: ОНЗ
1. Этап мотивации
(дети входят в класс под музыку М.И. Глинки Увертюра к опере «Руслан и
Людмила»)
У.: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствовать вас на этом уроке.
2. Актуализация знаний
У.: О чем вам напомнила музыка, под которую вы вошли в класс.
Д.: Она напомнила о том, что на прошлом уроке мы побывали в музыкальном
театре.
У.: Верно! На предыдущих уроках мы с вами начали знакомство с музыкальносценическими
жанрами, с музыкальными произведениями, которые мы можем
увидеть на сцене музыкального театра.
Как называется во всем мире известный театр в Москве? (Большой театр)
Чем отличается опера от балета?
Что лежит в основе каждой оперы и балета? (литературный текст)
Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является
сказка? («Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка»)
Что общего в этих жанрах? (начинаются с увертюры)
Что такое увертюра? (оркестровое вступление)
Как называется коллектив музыкантов, которым руководит один человек?
(симфонический оркестр)
Как называют человека, который руководит симфоническим оркестром?
(дирижер)
3. Этап выявления места и причины затруднения
Сейчас я предлагаю вам проверить себя самим. У каждой группы в центре стола
лежит листок, на котором написаны музыкальные жанры и названия
произведений, с которыми мы уже знакомы. Соедините стрелками название
произведения с его жанром. Затем сделайте самолетик и запустите его к другой
группе для проверки.
(Работа в группах)
4. Этап подготовки к усвоению нового материала
У.: А сейчас немного поиграем. Закройте глаза и внимательно прислушайтесь.
Тот, кого я трону за плечо, должен сказать: «Волшебный мир музыки». А
остальные попытаются отгадать на слух, кто произнес эту фразу.
Проводится игра «Угадай по голосу»
У.: Хорошо! Как же вам удалось, не видя одноклассника, точно определить его
имя? – по голосу
У.: Правильно! А каким образом вы смогли определить, чей именно голос
прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
Голоса
мальчиков отличаются от голосов девочек.
У кого-то голос нежный, у кого-тоочень высокий, у других он низкий и поэтомуу всех он разный.
У.: Какие же вы молодцы! Действительно, каждый человек имеет голос,
присущий только ему. Так и каждый музыкальный инструмент имеет свой
неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты. ТЕМБР –
ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть и у каждого человеческого голоса, и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
У.: Итак, ребята, из МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА мы перемещаемся в
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, где мы не увидим на сцене героев, декораций, а
только услышим звуки музыки. На прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой, которую нам подарил русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Окунуться в эту сказочную историю нам поможет поэтическая загадка.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Квартет, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные дверистраницы,
В нее поскорей отвори.
Вот мы и попали в сказку, но необычную, а симфоническую, и ее название
напрямую связано именами главных героев. Значит, сегодня мы говорим о
симфонической сказке…:
Д.: «Петя и волк»
У.: Молодцы!
5. Этап построения проекта выхода из затруднения
У.: Сегодня на уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различными интонациям мелодии.
6. Этап усвоения новых знаний
У.: А как вы думаете, почему эта сказка называется «симфоническая»?
Д.: Потому что ее исполняет симфонический оркестр.
У.: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра, а у каждого персонажа этой сказки есть своя музыкальная тема, присущая только ему. И если в опере свои темы персонажи поют, то в сказке Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра.
Композитор создал эту сказку для детей, таких как вы, чтобы познакомить с
симфоническим оркестром и научить слушать и понимать симфоническую
музыку. Но эту сказку полюбили и взрослые. Ведь даже взрослым людям
симфоническая музыка иногда кажется сложной и непонятной. Прокофьев первый в мире написал такое произведение, а уже на его музыку позже появился и балет, и мультфильм.
Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.
У.: Итак, каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему или свой
лейтмотив. ЛЕЙТМОТИВ – КРАТКАЯМУЗЫКАЛЬНАЯТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
ПЕРСОНАЖА.
У.: А теперь, ребята, я предлагаю поближе познакомиться с героями сказки.
Рассматриваем героев сказки!
Кто главный герой сказки?
Д.: Петя.
У.: Петя – главный герой сказки, возможно, это мальчик примерно вашего возраста, который приехал на каникулы к дедушке. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Д.: Ксюша: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Андрей: «Я сочинил бы для него в стиле рэп, даже в нашем классе дети такие
разные!» (Исполняет импровизацию).
У.: Спасибо!
А теперь послушаем тему Пети, чтобы понять, какой же он, главный
герой сказки.
Д.: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то
напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.
Петя имеет светлую, задорную мелодию.
У.: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Д.: Скрипки
У.: Покажите движениями рук, как на них играют.
Д.: Дети имитируют игру на скрипках.
У.: Как вы думаете – почему композитор охарактеризовал Петю с помощью
скрипок?
Д.:(высказывают свое мнение)
У.: Скрипка считается инструментом наиболее эмоциональным,
очеловеченным. Поэтому, чтобы подчеркнуть характер главного персонажа
композитор передал тему Пети скрипкам.
У.: Квартет скрипок образуют группу струнных инструментов
симфоническом оркестре.
Подумайте и ответьте: почему эту группу инструментов назвали
струнными?
Д.: Потому что у этих инструментов есть струны…
У.: Да, это правильный ответ! Звук на этих инструментах извлекается с
помощью струн! Поэтому их и назвали – струнными.А вы заметили, что
скрипки не одинаковы по размеру?
Д.: Да. Последние скрипки самые большие!
У.: Посмотрите на экран: это СКРИПКА ПРИМА, чаще всего она
исполняет солирующую ведущую партию. Следующая скрипка несколько
больше по размеру и называется она – АЛЬТ! Третья скрипка получила
название – ВИОЛОНЧЕЛЬ. И самая большая из всех скрипок, называется:
КОНТРАБАС!
Ребята, а какой, по вашему мнению, инструмент будет иметь высокий
регистр, а какой из них – низкий?
Д.: (отвечают на вопрос учителя)
У.: Запомните! Чем больше по размеру инструмент, тем струны у него толще,
а значит и звук гуще, ниже!
Посмотрите на карточку – найдите Петю и соедините со СТРУННЫМ
КВАРТЕТОМ ЖЕЛТЫМ
карандашом.
У.: Еще в первом классе мы узнали, что любая мелодия несет в себе характер песни, танца или марша. А что несет в себе музыкальная темаПети?В каком жанре она написана: в жанре песни, танца или марша?
Д.: Это марш.
У.: Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)
У.: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Слушание
музыкального фрагмента
Д.: Эта музыкальная тема изображает – ПТИЧКУ. Мелодия звучала
быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У.: Какой инструмент ее озвучивает?
Д.: Флейта
У.: Какое настроение у Птички?
Д.: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
У.: А как вы это поняли?
Д.: С помощью музыки.
У.: Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид
любого героя. И все это благодаря тембру!
У.: К какой группе инструментов относится флейта?
Д.: Флейта – деревянный духовой инструмент.
У.: Соединяем птичку и ФЛЕЙТУ ЗЕЛЕНЫМ
карандашом!
У.: Сейчас мы услышим, как же Прокофьев изобразил еще одного героя сказки. Кого?
из героев сказки изображает эта мелодия?
Д.: Тема этого героя неторопливая, неуклюжая, медлительная – я думаю, что это?
утка. Утка переваливается с лапки на лапку, крякает.
У: Конечно, вы правы – это уточка. Инструмент, исполняющий тему Уточки,
называется гобой. И он тоже относится к группе деревянных духовых
инструментов. Посмотрите внимательно, как выглядит гобой. Вы услышали
тембр гобоя, какой он?
Д.: Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.
У.: Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.
У.: Соединяем уточку и ГОБОЙ ЗЕЛЕНЫМ
карандашом
У.: Наш следующий герой - Какой у нас может быть кошка?
Д.: Хитренькая, она ходит неслышно, вкрадчиво
У.: Покажите жестами, движениями этого героя сказки
Какой может быть мелодия Кошки?
Д.: Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.
Слушание темы кошки
У.: Какой инструмент исполнял тему кошки?
Д.: Тему исполняет кларнет.
У.: Какой тембр у кларнета?
Д.: Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый.
У.: Как звучала мелодия?
Д.: Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто
У.: Правильно! Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках,
изображают отрывистые звуки. Мелодия построена на чередовании долгих и
коротких звуков. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.
Характер у кошки хитренький, острожный.
Попробуйте прохлопать этот ритм – дети хлопают в ладоши. – повтор темы
У.: К какой группе инструментов относится?
Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Рисунок КОШКИ соединяем
с КЛАРНЕТОМ ЗЕЛЕНЫМ
карандашом
У.: Как я уже говорила, Петя приехал погостить к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?
Д.: Добрую, веселую, сердитую, нежную…
У: Послушаем тему Дедушки у Сергея Сергеевича, определим характер. Совпадет ли наше предположение с темой композитора?
Д.: Дедушка добрый, но строгий, немножко сердитый.
У.: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он
обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места
опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» В мелодии слышно как он
ходит и ругает его.
У.: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Фагот – это деревянный духовой инструмент. Посмотрите, как он выглядит. Какой голос у фагота: высокий или низкий?
Д: Низкий, густой, сердитый, ворчливый.
У.; Дедушку соединяем с ФАГОТОМ – ЗЕЛЕНЫМ карандашом.
У.: ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, ГОБОЙ и ФАГОТ в симфоническом оркестре
образуют группу – ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ!
Ребята, подумайте и ответьте: почему группа этих инструментов называется
ДЕРЕВЯННЫМИ?
Д.: Они сделаны из дерева…
У.: Эти инструменты на ранних этапах своего развития, действительно,
изготавливались исключительно из дерева (тростника и бамбука), откуда
исторически и получили своё название. Современные инструменты этой
группы инструментов, на сегодня уже изготавливаются из другого
материала: пластика, серебра, мельхиора, но название осталось
первоначальным.
Физкультминутка:
А сейчас давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.
Мы сегодня музыканты (поклоны головой)
Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)
Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)
Дружно мы играть начнем. (потираем ладони)
Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в
сторону)
Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)
Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)
Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)
Зал захлопал (хлопаем)
Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)
У: Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился.
У.: Как вы думаете, кто кроме Пети еще главный герой сказки?
Д.: ВОЛК.
У.: Какой может быть волк?
Д.: Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.
У.: Волк – по вашему мнению, положительный или отрицательный герой
сказок?
Д.: Отрицательный.
У.: Покажите, как может рычать волк, двигаться? – дети показывают
У.: Послушаем тему волка
У.: Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные?
Д.: Духовые
У.: Правильно! Страшного Волка изображают валторны, резкие гармонии в
звучании трех валторн.
У.: Какой тембр у валторны?
Д.: Тембр звонкий,
резкий.
У.: Действительно Валторна
– самый высокий по звучанию из группы
духовых инструментов оркестра. Её голос поэтичный,
мягкий, нежный. И так как материал из которого она сделана – это медь она
относится к группе медных духовых инструментов. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка. Не забудем соединить волка с ВАЛТОРНАМИ – СИНИМ карандашом
У.: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили ?Волк – это
отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро
побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от
Волка. Кто это?
Д.: ОХОТНИКИ.
У.: Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы
думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников?
Д.: Смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки
должны победить Волка.
У.: Давайте послушаем, как С.Прокофьев описывает охотников. Звучит
тема охотников – динамики
У.Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям?
Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет?
Д.: Нет, они непохожи на смелых охотников.
У.: Почему вы так решили? Как звучит музыка?
Д.: Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то
гремит.
У.: Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные
стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные
инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры.
Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете
иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников.
Слушание темы выстрелы охотников.
У.: К какой группе инструментов относятся литавры и большой барабан?
Д.: К группе ударных инструментов
У.: Ребята, как вы думаете, почему эти инструменты называются ударными?
Д.: Потому что у них звук извлекается при помощи удара.
Не забываем охотников соединить с названиями инструментов ЛИТАВРЫ,
БОЛЬШОЙ БАРАБАН – КРАСНЫМ карандашом!
У.: Вот мы с вами познакомились с персонажами симфонической сказки
«Петя и Волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые
исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры
музыкальных инструментов на слух.
А какой герой вам больше всего понравился и почему?
Какие инструменты вы запомнили?
Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам?
Хотели бы вы послушать сказку «Петя и волк» в концертном зале в
исполнении настоящего оркестра?
У.: Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы
узнаете на следующем уроке.
А сейчас выполним задание, используя знания, полученные на уроке сегодня.
«Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя,
изображенного на экране.
У.: Ребята! Как вы думаете, что помогло Пете, Уточке и Птичке победить злого Волка?
Д.: Дружба!
У.: Конечно же, дружба! Давайте споем «Песню о дружбе». Но что нам необ-
ходимо сделать прежде, чем мы будем петь?
Правильно, распоемся.
Разминка на дыхание.
Исполнение «Песни о дружбе
У.: Молодцы, ребята настоящие друзья. Вот и закончилось наше знакомство с персонажами симфонической сказки и некоторыми инструментами
симфонического оркестра. Но я думаю, что каждое путешествие в удивительный мир музыки помогает нам все лучше и лучше узнавать музыкальные инструменты. И совсем скоро, уже на следующем уроке они расскажут нам сказку целиком. И мы не только сможем ее услышать, но и узнать всех рассказчиков, всех героев и еще раз удивиться красоте и многообразию мира музыкальных звуков.
Рефлексия:У.: И напоследок, прошу обратить внимание на экран. Я попрошу
сейчас каждого из вас выбрать одну из приведенных фраз и продолжить ее.
А сейчас я хочу задать вам несколько вопросов:
1. Сегодня на уроке я узнал… (что такое тембр)
что
самым тоненьким голосом обладает… (флейта)
что
инструмент, который звучит гнусаво называется …(гобой)
что
мягко, как движения кошки звучит … (кларнет)
что
самый мелодичный инструмент … (
это скрипка)
2. Сегодня на уроке я понял…
3. На уроке я научился… (различать голоса музыкальных инструментов)
4. Мне было интересно потому, что…..
5. Своей работой на уроке…
6. Я не умел, а теперь умею…
7. На следующем уроке я хочу…
Домашнее задание:
Вашим домашним заданием будет сказка «Репка». Вы должны каждому
герою, по примеру сказки «Петя и волк», подобрать соответствующий, по вашему мнению, музыкальный инструмент.
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и
голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета –
мне очень понравился урок и я получили много интересной информации;
голубого цвета – урок не понравился, мне было не интересно, не было
никакой полезной информации
Выставление оценок. Вы замечательно сегодня поработали, спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.