5 класс. Урок 1. 2019 г.
Тема: Интонация как носитель образного смысла.
Эпиграф:«…Песня и стих – это бомба и знамя».В.Маяковский
Цель:
Обучающая: активизировать жизненно-музыкальные впечатления обучающихся о роли музыки в жизни человека;
Развивающая: развить логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;
Мотивационная: пробудить интерес к творчеству греческого композитора М.Теодоракиса, музыке борьбы
Задачи:
· Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений
· Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
· Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью
Результаты освоения предмета:
Личностные:
· испытать глубокое эстетическое воздействие, чувство сопереживания;
· ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· проявлять сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач
Метапредметные:
· проявить познавательную активность, творчество, самостоятельность;
· выстраивать цели и гипотезы, видеть противоречия;
· участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнения и идеи одноклассников, формулировать собственную позицию, понимать содержание вопросов.
Предметные:
· убедиться в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели;
· овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: интонация, темп, ритм, песня, танец
· развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа
Характеристика деятельности учащихся: Владеть музыкальными понятиями и терминами в пределах изучаемой темы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме
Музыкальный материал:
для восприятия: 1. Греч. нар.танец «Сиртаки», М.Теодоракис «На побережье тайном»
для исполнения: М.Теодоракис «Я – фронт»
Оборудование:
Компьютер; проектор, фортепиано
План урока:
1. Организационный момент
2. Рассказ о жизни и творчестве М.Теодоракиса с демонстрацией презентации
3. Слушание и сравнительный анализ песен «Я – фронт!», «На побережье тайном»
4. Разучивание песни «Я – фронт!»
5. Слушание «Сиртаки»
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
8. Итог
9. Организационный момент
Ход урока:
1. Вход: «Я-фронт!», Музыкальное приветствие.
Вопросы:
1. Какое настроение создала музыка, под которую вы входили сегодня в класс?
(Бодрое, революционное, боевое…)
2. Какие средства музыкальной выразительности способствовали созданию бодрого, боевого настроения? (интонация,динамика).
3. Мы сегодня с вами остановимся на одном из средств музыкальной выразительности -интонация. Кто мне напомнит, что значит интонация? (ответы детей)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд №1. Тема: «Интонация как носитель образного смысла»
Посмотрите на доску. Перед вами слова поэта В.В.Маяковского.
Слайд №2-3 «_______ и _______ - это бомба и знамя!»
Вопрос:
1. Как вы считаете, что может быть у Маяковского бомбой и знаменем? Что помогает людям бороться? (Музыка, боевой дух, оружие…песня и стих)
2. С чем сравнивает Маяковский песню? (Песня – бомба (снаряд, обладающий силой)
3. Зачем нужны такие песни? (Чтобы бороться)
2. Сегодня мы начали с вами урок песней знаменитого греческого композитора Микиса Теодоракиса.
Слайд №4. Вопрос: Известно ли кому-нибудь из вас его имя?
Тогда я попрошу нашего Знатока познакомить вас с ним.
Выступление учащегося с показом презентации
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной жизнью и творчеством прекрасного греческого композитора Микиса Теодоракиса.
Слайд №5 Микис Теодоракис родился 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. Отец – выходец с острова Крит, мать родилась в Малой Азии. С детства Микис проявлял интерес и любовь к музыке, свои первые песни начал сочинять, ещё не умея играть на музыкальных инструментах.
Слайд №6 В возрасте 17 лет он организовал в пелопонесском городе Триполисе хор.
Во время Второй мировой войны Теодоракис участвовал в Движении Сопротивления.
Слайд №7 Был схвачен фашистами, подвергнут пыткам. Во время Гражданской войны в Греции (1946-1949) композитор был отправлен в ссылку на остров Икарис, а затем помещён в концлагерь на острове Макронисос, где также подвергался пыткам и избиениям. Все испытания Микис Теодоракис выдержал с честью.
В 1950г. Микис на «отлично» заканчивает консерваторию в Афинах и едет во Францию, где обучается в Парижской консерватории (1954-1959) и продолжает сочинять музыку.
Слайд №8 В 1959г. Теодоракис возвращается в Грецию и организует оркестр в Афинах и Музыкальное общество в Пирее.Микис Теодоракис занимает активную гражданскую позицию, занимается политической деятельностью (был депутатом парламента от Единой демократической партии (1964-1967).
Выступление учащегося 2
Слайд №9 В апреле 1967 года, после путча, устроенного «чёрными полковниками», Теодоракис ушёл в подполье. Полковники запретили его музыку под угрозой военного трибунала, а вскоре композитора посадили в тюрьму, где он провёл 5 месяцев.
Когда тяжелобольного Теодоракиса временно выпустили из тюрьмы и он жил дома в Афинах, к нему пришёл советский журналист и спросил: «Где можно послушать ваши песни?»
Микис ответил: «В Греции их нигде нельзя услышать. Они запрещены. Даже если стало известно, что их кто-то напевал у себя дома, этих людей арестовывают»
Но оказалось, что на окраине Афин, в маленьком кабачке, каждый вечер собирались любители песен М.Теодоракиса, его единомышленники. Каждый вечер приходил туда старый музыкант с гитарой и пел… Пел песни, которые можно услышать повсюду, -по радио, по телевидению, в кино… Песни Теодоракиса он не пел. Он не мог, не имел права их петь. Но слушателей становилось всё больше. Они сидели, слушали и ждали. В конце концов в вечере наступала минута, когда старый музыкант переставал играть, клал гитару на колени и замолкал. По выражению его лица, его глаз все сидящие вокруг понимали: он молчит песни Микиса Теодоракиса. И все вместе с ним тоже молчали песни М.Теодоракиса.
Учитель: Вдумайтесь, песни, которые не поют, а молчат. И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством и единой мыслью – свободу Родине! Молчащие песни стали оружием в борьбе!
Теодоракис был вновь брошен в тюрьму, но и там он продолжал сочинять песни, которые удавалось иногда передавать на волю, и они становились оружием греческих патриотов.
Вопросы:1. За что Теодоракис попал в тюрьму?(За свои песни)
2. Как, по вашему мнению, должны звучать песни, чтобы их боялись, как боятся оружия, бомб, снарядов?(Должна звучать уверенно, громко, призывно, мужественно)
3. Почему его песни были запрещены? Чего так боялись «чёрные полковники»?(…)Думаю, на этот вопрос мы с вами сможем ответить после того, как послушаем песни композитора. Сейчас мы услышим две песни М.Теодоракиса
Задание:
Послушайте и сравните две песни М.Теодоракиса.
3. «На побережье тайном» Слушание, анализ произведения.
Вопросы:1. Какая музыка по характеру?(Спокойная, нежная, лирическая, певучая, напевная, задумчивая, грустная, простая мелодия. Разнообразный ритм, берущий начало в народных традициях)
2. Какие средства музыкальной выразительности придали песне спокойный, нежный, лирический характер? (Умеренный темп, плавное, поступенное движение мелодии, не очень громкое звучание)
3. Как вы думаете, о чём эта песня?
(Это песня о том, «с каким вдохновением, с какой любовью мы стали бы жить, если бы могли начать всё с начала». Это песня - мечта о счастливой, свободной жизни.
Не зная греческого языка, по самой сути музыки, по её исполнению, мы почувствовали глубокую человечность этой песни, пронизывающую её жажду счастливой, спокойной жизни, а так же глубокую любовь к родной земле.
«Я- фронт» Слушание, анализ произведения.
1. Какой была музыка по характеру?
(Мужественная, суровая)
2. Какие средства музыкальной выразительности придали песне мужественный, суровый характер?
Приглушённая мелодия, внутренняя сила прорывается в проигрышах. В музыке контраст: сочетание народно-песенных и революционных интонаций (марш). Второй куплет – контраст первому. Звучит широко, твёрдо, мужественно. Призывную интонацию вносит интервал ч.4)
3. Как вы понимаете слова: «Я – фронт!»? Слайд № 10
Можно ли песню назвать песня – плакат?
Какие слова вы считаете наиболее важными, главными?
4. В чьём исполнении прозвучало произведение «На побережье тайном»?
Слайд №11 (Солистка: Мария Фарандури, в сопровождении ансамбля. Запись этих песен на пластинку была сделана в Москве в 1966 году греческой певицей Марией Фарандури – ей тогда было всего 19 лет. В записи участвует ансамбль, состоящий из бузуки (греческого народного инструмента),
Слайд №12 , гитары, рояля и ударных.
Слайд № 13 Ансамблем руководил Теодоракис, но в те дни, когда Мария Фарандури выступала в Москве, он находился в тюрьме.
Вопрос: Почему же песни М.Теодоракиса были запрещены? Чего так боялись «чёрные полковники»? (Песни М.Теодоракиса помогали людям объединяться. Они призывали людей любить и защищать родную землю).
4. Сегодня мы с вами начнём работать над песней М.Теодоракиса «Я – фронт!»
Слайд №12 «Я – фронт!» - разучивание, работа над чистым интонированием, дикцией, исполнение 1 куплета.
В песне «Я – фронт!» всего 2 куплета, второй куплет мы выучим с вами на следующем уроке.
Вопрос: 1. Обратили ли вы внимание на проигрыш между куплетами? Кто знает, какая мелодия слышится в проигрыше? 2. Кто знает, как называется эта танцевальная мелодия?(«Сиртаки»)
Слайд13 Сиртаки (греч.-касание) – популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорбо». Танец сиртаки, а также музыку, написанную к нему греческим композитором М.Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы». После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции. Послушайте стихотворение поэта В.Якущенко, посвящённое Греции.
О, Греция, воспетая Гомером!
Ты многим поколеньям даришь вдохновенье!
Звучанье лир, кифар…
Волшебный мир нашёптывает шум твоих олив.
По горным склонам пусть журчат ручьи
Лазурны небеса…а солнышка лучи нежны…
Мотив сиртаки вечно пусть звучит,
А на Олимпе бог войны молчит!
Вопрос:
А вы видели, как танцуют сиртаки? Можете показать?
Слайд №14 (просмотр видеофильма, фрагмент)
7. Вопрос:
Хотите узнать, как в дальнейшем сложилась судьба М.Теодоракиса? Слово - Знатоку. Ответ 3 ученика.
В 1968 году под давлением мирового общественного мнения М.Теодоракиса освободили и отправили в ссылку, но уже через год (1969) поместили в концлагерь.
Слайд №15
За него вновь заступились деятели культуры, в частности Д.Д.Шостакович, Л.Бернстайн, А.Миллер, Г.Белафонте. Это возымело действие и в 1970 году композитор был освобождён. Теодоракис живёт во Франции.
В изгнании он продолжает борьбу, устраивает концерты в пользу борцов с хунтой. После падения хунты в июле 1974 года, Теодоракис вернулся в Грецию.
Слайд №16 Домашнее задание:
Рассказать о дальнейшей судьбе греческого композитора М.Теодоракиса.
Закончить наш сегодняшний разговор о греческом композиторе Микисе Теодоракисе я хотела бы его словами:
Слайд №17(«Я всего лишь капля своего народа. Всё что я сделал, сотворил, я сделал вместе с ним»)
Вопросы:
1. Чему научил вас нас сегодняшний урок?
(Цели можно добиться не кулаком, оружием, силовыми методами, а добрым словом, красивой песней, приятной улыбкой)
2. Чья жизнь и творчество убедили нас в этом?
3. Какие произведения М.Теодоракиса прозвучали сегодня на уроке?
4. Справедливы ли слова В.В.Маяковского «Песня и стих – это бомба и знамя»?
Выставление оценок.
9. Итог:
Музыка способна с большой силой влиять на человека, возбуждать в нём смелость, укреплять веру, объединять людей.
10. Выход: «Сиртаки»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.