«Ты откуда, русская, зародилась музыка?» 4 класс
Цель: 1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
Задачи:
1.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
2.Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
3.Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока :комбинированный.
Ход урока: Орг.мом.
Здравствуйте ребята! Меня зовут … урок музыки сегодня проведу у вас я.
Проверка д.задания: давайте с вами вспомним что вы проходили на прошлом уроке?
Д:
У: Скажите, что такое вокализ?
Д: вокализ это - музыкальное произведение в котором нет слов, а мелодия поется на какой то звук или слог, а также специальные сочинениия для голоса.
С каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?
Д: Сергей Рахманинов
Нов. материал: а сегодня на уроке мы с вами поговорим о жанрах русской народной музыки. Обратите внимание на доску ПЕТЯ прочитай тему урока
Д: (дети читают тему урока) (На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Ответьте, так откуда зародилась русская музыка?
Определение темы урока:
Д: (ответы детей) - Конечно на Руси.
- Слово учителя: Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
- Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Познакомимся с новыми играми.
Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя… Дочь лежит и спать не хочет, Мнёт бельё постельное. Мать вокруг неё хлопочет С песней ….(колыбельною).
Д:
2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…
Если очень много дела, Запевайте песню смело.
Вяжут, ткут, прядут и жнут, Эти песни любят труд. ….
Д:(трудовые).
3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.
Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли. (Дети играют в игру «Пошла коза по лесу») Для этого нам нужно встать.
Пошла коза по лесу,
Искать себе принцессу.
- Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем.
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
И глазками поводим,
Туда-сюда походим,
Головкой покачаем,
И все начнем с начала.
4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:
На гулянке, на вечёрке,
И под горкой, и на горке Собирается народ,
Он и пляшет, и поёт. Песни бодрые, живые. Эти песни …
Д:(плясовые).
На лугу иль на опушке
Вместе собрались подружки. Удивляется народ: -Это что за хоровод?
А сейчас немодные Песни ….
Д:(хороводные).
5. А чтоб развеселить друг дружку, Они всегда поют ….
Д:(частушки).
7. Про любовь в них и про дружбу,
Про войну в них и про службу,
Прижимая автоматы,
Их всегда поют …
Какие это песни?
Д:(солдаты, солдатские).
А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.
- А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …
- Прослушивание «Солдатушки, бравы ребятушки…»
Этап закрепления изученного материала.
Ребята, чем занимались на уроке?
Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..
Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?
(о русской народной песне)
Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?
(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)
Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?
(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки). Написаны народом и для народа. Одинаковы были произведения? Разные по характеру, движению, смыслу, настроению. Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр. (слово на доске).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.