Конспект урока по обществознанию на тему «Долг и совесть»
Оценка 4.8

Конспект урока по обществознанию на тему «Долг и совесть»

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
обществознание
8 кл
11.04.2023
Конспект урока по обществознанию на тему «Долг и совесть»
долг и совесть.pdf

Урок по обществознанию на тему «Долг и совесть» 

 

Цель: рассмотреть понятия долга и совести. 

 

Предмет: обществознание.  Класс: 8. 

 

I. Повторение пройденного материала. 

 

1. Беседа по вопросам: 

 

1)      Что такое мораль? Зачем она нужна людям? 

2)      По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью? 

3)      Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью? 

4)      В каких поступках проявляется любовь к ближнему? 

5)      Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? 

6)      Какой смысл вкладывается в понятие «добро»? 

7)      Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным? 

 

2. Сообщение темы и цели урока. 

 

II. Изложение программного материала. 

 

Рассказ с элементами беседы 

 

ВСПОМНИ 

 

Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть? 

 

ПОДУМАЙ 

 

Что наша жизнь: долг, долг, долг? В чём тайна совести? 

 

Люди верующие считают долг искрой Божьей, которая вместе с разумом и голосом совести дана людям от Бога. Есть учёные, которые как бы продолжая линию религии, утверждают, что моральный долг является для человека врождённым законом или общественным инстинктом, сходным с инстинктами животных. Атеисты спорят с этими утверждениями, доказывая, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мерее развития человеческой истории. 

Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением. 

 

Факты 

 

Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия Армении – землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять. 

А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удаётся достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример – случившееся в 1989 г. землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскрёбами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать… Должны были… 

А ещё раньше, в 1986 г., был Чернобыль – величайшая в истории авария на атомной электростанции. Тут уж на стихию не сошлёшься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно всё проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были… 

 

Вы, возможно, подумали, что факты приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы обострить ваше внимание. А список этих фактов, к сожалению, можно продолжать и продолжать. И тут не только стихийные бедствия, но и «рукотворные», прежде всего, терроризм: взрывы домов, нападения на общественные и детские учреждения и т. д. Многое можно было бы предотвратить или хотя бы смягчить. Но для этого должны были честно, чётко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы. Не сработали… 

А теперь давайте присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни. 

 

Ситуация 

 

Друг поклялся всегда быть рядом – и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть… 

Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался, соврал да ещё пытался свалить вину на другого – сподличал. 

А ведь должен был просто честно всё рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен… 

Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают – так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них… Должны… 

 

Можно привести много подобных ситуаций. Однако вы, конечно, поняли, что речь идёт о долге. Даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем сопоставить ваши личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали. 

 

Что такое долг. Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. 

Серьёзное заявление. Что же оно означает? 

Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные обязанности. 

Во-вторых, на нас ложится ответственность – столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале своё, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д. 

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища – можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа, в конце концов, ударит по самому халтурщику и т. д. 

Долг общественный и долг моральный. Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем – и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям. 

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.  Что же такое моральный долг? Начнём с фактов. 

 

Факты 

 

Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов – знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причём в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день грёб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю. 

В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства. 

 

А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего? 

Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению – добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга. 

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолевать внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. 

Совесть. Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? 

Существует, и даже двойной: внешний – контроль общества (общественное мнение) и внутренний – самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим. И опять начнём с фактов. 

 

Факты 

 

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожил сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети». 

Януш Корчак (1879-1942) – великий польский педагог и детский врач. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска ворвались в Польшу, фашистский топор был занесён и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошёл учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нёс больную девочку. Поезд увёз всех в концлагерь, в камеру смерти. 

 

Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не может изменить в их судьбе? 

Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать. 

Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг он исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты не щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. Но со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обречённых детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошёл на самопожертвование. 

Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть. 

На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет всё, ради любви человек идёт на любую жертву. Но было бы несправедливо утверждать, что любовь не связана с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя? 

На наш взгляд, ответ может быть только один: нет, это противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга. 

Как же быть? 

Ну, а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае всё решает сам человек – лично, глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашёл единственно приемлемый для него вариант поведения – идти на казнь вместе с детьми…  Таковы наши предположения. 

А теперь давайте вернёмся к теоретическим вопросам и подумаем: что это собственно такое – внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идёт о совести. 

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение. 

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести – что тогда ждёт его? (Постарайтесь сами ответить на этот вопрос.) 

И всё же тайну совести, наверное, никогда не смогут раскрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть – это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что она результат долгого развития человеческого опыта.  Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть. 

 

III. Итог урока. 

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 

 

1)      Что такое долг? 

2)      Что такое объективные обязанности? 

3)      Какие стороны предлагает наука различать в долге? 

4)      Что такое моральный долг? 

5)      Кто контролирует и оценивает исполнение долга? 

6)      Что такое совесть? 

 

В КЛАССЕ И ДОМА 

 

1.                       В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»  Выскажите свою оценку столкнувшихся позиций. 

2.                       Вы уже знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. Подумайте, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайтесь оценить это явление. 

3.                       Объясните, как вы понимаете смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», нечистая совесть», «спокойная совесть». 

4.                       Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием». 

Раскройте смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие? 

5.                       Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого? 

6.                       Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясните почему. 

 

Говорят мудрые 

 

«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнять». 

 

Т. Карлейль (1795-1881), английский публицист, философ 

 

«Человеку даётся не только жизнь один раз, но и совесть». 

 

А. И. Солженицын (1918-2008) – русский писатель 

 

Оценивание ответов учащихся. 

 

Домашнее задание: читать §6 «Долг и совесть» (сс. 45-52); выполнить задания «В классе и дома» (с. 52). 

Урок по обществознанию на тему «Долг и совесть»

Урок по обществознанию на тему «Долг и совесть»

Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия

Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия

Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные обязанности

Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные обязанности

Общественный долг? Тут нечто большее

Общественный долг? Тут нечто большее

Фашисты не щадили никого, даже детей

Фашисты не щадили никого, даже детей

Впрочем, так ли уж это важно?

Впрочем, так ли уж это важно?

Человеку даётся не только жизнь один раз, но и совесть»

Человеку даётся не только жизнь один раз, но и совесть»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023