Урок по обществознанию на тему «Гражданское общество и правовое государство»
Цель: обобщить и углубить теоретические знания о гражданском обществе и правовом государстве.
Предмет: обществознание.
Класс: 10.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Активизация учебной деятельности.
Почему люди хотят жить в правовом государстве? Какими правами обладает каждый человек? Как он может их защитить?
III. Изложение программного материала.
Государственная власть располагает возможностью осуществлять принуждение в отношении отдельных граждан или социальных групп. Исторически проявилось стремление государства встать над обществом, подчинить его себе. (Приведите соответствующие примеры из истории.) Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу общества. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран. (Подумайте, какие идеи, теории и практические образцы стали основой его создания.)
Признаки правового государства
В социально-политической жизни идея правового государства означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правого государства.
Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело за неуплату налогов против министра экономики, в США – против второго лица в государстве – вице-президента.
Прочная власть, как утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский, это власть плюс законность; общество с развитым правопорядком – это дисциплинированное общество.
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «правайси», т. е. на частную (личную) жизнь, её интимность, на уединение, на личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на неё. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.
Правовое государство признаёт и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирождённые качества каждого человека. Тем самым государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнёра. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют ещё один признак правового государства.
Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Вместе с тем если ни одна из трёх ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения.
Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает его верховенство в обществе.
В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.
В президентской республике, скажем, в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгресс в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь его к особому суду, роль которого выполняет сенат.
Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется, прежде всего, верховенством парламента, который формирует правительство и перед которым оно несёт ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, возглавляющего правительство.
В смешанной, или полупрезидентской, республике (Франция) наряду со всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), который может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.
В парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент.
Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.
Международные документы о правах человека. Защита прав
Современное мировое сообщество закрепило идею естественных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. В ней содержится, как известно, минимальный объём прав и свобод, которым должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни. Например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступа к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и пр.
Помимо этого, в Декларации имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в семейную жизнь; право на тайну корреспонденции; право на владение имуществом
(собственностью) и пр. На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также Факультативный протокол к последнему пакту. Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определённые международные средства защиты прав человека. Так, Факультативный протокол предоставил возможность отдельным гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный орган – Комитет по правам человека.
Декларация, два Пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.
Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся, во-первых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; во-вторых, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Заключительный акт которого, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников; в-третьих, система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы – Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена такая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба. Анализируя Европейскую конвенцию и учреждённые ею контрольные механизмы, многие учёные и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.
Гражданское общество
На основе прав, прежде всего, гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовнонравственном самосовершенствовании, учёбе, творчестве, информации и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определённые институты, скажем, семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры. (Приведите примеры.)
В гражданском обществе прослеживается несколько слоёв связей и отношений. Фундамент его составляют рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создаваемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.
Второй слой – это социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.
Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодёжные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и государство, порождают социально-политические отношения.
Подчеркнём, что наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственноправового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.
Местное самоуправление
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах – местное самоуправление в городских и сельских поселениях. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада территориальных сообществ людей. Например, организация самоуправления станиц Краснодарского края учитывает традиции казачьего самоуправления; сельское самоуправление не во всём похоже на городское; неодинаково самоуправление в большом и малом городе.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называются муниципальными образованиями (от лат. municipium – самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть поселения, составлять иные населённые территории.
К ведению муниципальных образований относятся местный бюджет, муниципальная собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранительные и другие вопросы местного значения. Решая их, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.
Местное самоуправление реализуется гражданами непосредственно (на выборах, референдумах, сходах), а также через создаваемые местные органы. К ним относятся представительные органы (совет, земство, дума) и органы администрации во главе с мэром, старостой и пр.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.
Никакой государственный орган не вправе вмешиваться в решения местного характера, если они приняты в рамках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав местного самоуправления в суде.
Таким образом, местное самоуправление придаёт гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
Большая роль в его становлении принадлежит средствам массовой информации (СМИ).
Средства массовой информации в политике
Негосударственные средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, оказывают на политическую жизнь сильное воздействие, поэтому их нередко называют четвёртой ветвью власти.
Длительное время для широкой публики главным источником информации были газеты и журналы. С 1960-х гг. всё больший вес в политическом процессе стало приобретать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ: 1) наблюдение за миром (сбор и распространение информации); 2) редактирование (отбор и комментарий событий); 3) формирование общественного мнения; 4) распространение культуры; 5) политическое просвещение широких слоёв населения. Иными словами, СМИ обеспечивают широкую сферу человеческой коммуникации.
Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя такие традиционные институты связи, как школа, политические партии и организации, церковь и т. д. Эта особенность СМИ используется и рекламными агентствами, пытающимися убедить публику купить тот или иной товар; и политическими деятелями и политическими партиями для мобилизации массовой поддержки своих программ.
В публикациях, репортажах и комментариях СМИ нередко проливают свет на скрытые пружины политики власть имущих, обращают внимание общественности на самые одиозные (вызывающие) стороны их деятельности. Тем самым они играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти. Следовательно, СМИ – важнейший атрибут политической жизни. К сожалению, не всегда они трактуют политические события и явления объективно и всесторонне, представляют полную информацию и проверенные факты. Поэтому при всей значимости СМИ необходимо критическое отношение к поступающей от них информации.
III. Практические выводы.
1. Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была свободнее, богаче, ярче и счастливее. А ведь для этого необходимо, прежде всего, знать и уметь осуществлять естественные и неотчуждаемые права как меру своей свободы; делать правильный и осознанный выбор; нести личную ответственность за последствия этого выбора.
2. Выраженная в правах свобода даёт возможность личности избавиться от излишней опеки государства, позволяет человеку проявлять самостоятельность, творчество, найти себя и собственное дело. Поэтому чем раньше удастся изжить в себе недостатки, скажем, лень, иждивенческие настроения и неспособность проявлять инициативу, тем скорее можно найти своё любимое дело.
3. Каждый, занимаясь с полной отдачей тем, что любит и умеет, обогащает не только себя, но и других людей, гражданское общество в целом. Поэтому благополучие и развитие личности тесно связаны с благополучием и развитием общества.
4. Служить гражданскому обществу, гражданину призвано правовое государство, а граждане обязаны выполнять официально принятые на государственном уровне законы и другие нормативные акты. В противном случае вряд ли удастся обеспечить атмосферу взаимодоверия между гражданином и государством, мир и стабильность в обществе, а значит, и стать счастливее.
IV. Документ.
Из Европейской хартии о местном самоуправлении (15 октября 1985 г.).
Часть 1
<…> Статья 2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления.
Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны.
Статья 3. Понятие местного самоуправления.
1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения. <…>
Статья 6. Соответствие административных структур и средств задачам органов местного самоуправления.
<…> 2. Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учёта опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе.
Вопросы и задания к документу
1) Объясните, почему принцип местного самоуправления должен быть закреплён по возможности в конституции страны.
2) Опираясь на изученный материал о местном самоуправлении, прокомментируйте ст. 3.
3) Чем объяснить наличие в Европейской хартии положения о муниципальных служащих? Какими качествами они должны обладать и почему?
4) На основе ст. 12, 130-133 Конституции РФ определите, какие из приведённых идей международного документа закреплены в ней. Аргументируйте свой ответ.
V. Вопросы для самопроверки.
1. Каковы признаки правового государства?
2. Какие международные документы о правах человека вам известны? В чём их сущность и значимость?
3. Что такое гражданское общество и как оно связано с правовым государством?
4. Что такое местное самоуправление? Какова его роль в гражданском обществе?
VI. Задания.
1. Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?
2. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
3. На какие из нижеприведённых положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценить обсуждаемый в обществе законопроект? Свой выбор аргументируйте.
− Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности.
− Приоритет в законопроекте классовых интересов над национальными. − Утверждение в законопроекте прав и свобод личности.
− Приоритет в законопроекте государственных интересов над личными.
4. В настоящее время в США 70% граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведённых данных?
VII. Мысли мудрых.
«В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы».
Б. Н. Чичерин (1828-1904), русский философ и правовед
VIII. Заключительная часть.
1. Оценивание ответов учащихся.
2. Домашнее задание: читать §22 «Гражданское общество и правовое государство» (сс. 241-251), ответить на вопросы №№ 3 и 4 (с. 251).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.