Конспект урока по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Оценка 4.8

Конспект урока по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
обществознание
10 кл
09.04.2023
Конспект урока по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
kultura_i_dukhovnaja_zhizn_obshhestva.pdf

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества» 

 

Цель: рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества. 

 

Предмет: обществознание.  Класс: 10. 

 

I.            Сообщение темы и цели урока. 

 

II.         Активизация учебной деятельности. 

 

Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры? 

 

III.      Изложение программного материала. 

 

Рассказ с элементами беседы 

 

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живёт, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Всё это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества. 

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. 

Довольно часто учёные для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет своё специфическое содержание. 

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. 

Для этой деятельности характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Её продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность – это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей. 

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой её частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. 

 

 

 

 

 

 

Что такое культура 

 

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит ещё глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?» 

На поверхности лежит соображение, что искать её надо там, где заканчивается природа и начинается человек – существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создаёт новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом, становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе. 

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нём подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая всё, что изобретено человеком. С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого всё ещё нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. 

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с лёгкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое. 

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук – истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д. 

Культура – явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры – процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путём приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции – стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы. 

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создаёт новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс её деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведёт в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание всё разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство даёт положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчёт все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию 

 

Зачем нужна культура 

 

Казалось бы, странный вопрос. Всё и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы…» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймёте, что всё не так просто. 

Культура – неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции. 

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнём и в результате смог заселить огромные территории земного шара. 

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить своё место в мире и, используя накопленные о нём знания, развиваться от низшего к высшему. Её обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остаётся неизменным фундаментом творческих поисков человечества. 

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создаёт ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмём, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определённый образ жизни, заданный образцами и нормами. 

Функция социализации. Эта функция даёт возможность каждому конкретному человеку усваивать определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключённые из культурных процессов, в большинстве своём не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли – людей, найденных в лесу и воспитанных животными.) 

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство человечества. 

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие учёные добавили бы к этому перечню ещё десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума. 

 

 

 

 

 

Много ли культур? 

 

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. Древо культуры выглядит ещё сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т.

е. необходимо постоянно принимать в расчёт весь огромный культурный опыт человечества. 

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции. 

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями. 

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунёмся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур. В  обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурнобытовой уклад шахтёров от стиля жизни актёров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц. 

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе. 

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно её полноценное развитие. Отечественный учёный, академик Д. С. Лихачёв писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды?

Может! – но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает». 

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогресс, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда – всё это влечёт за собой интернационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы. 

Мы с вами живём в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребён под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые всё больше и больше растворяются в американском обществе и культуре. 

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры – к народным традициям, поскольку именно они являются её основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя. 

Народная культура – это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая её часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Её произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов. И именно поэтому она – плод коллективного творчества. Даже если её достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор её слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кот её исполняет. 

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Всё, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своём обиходе, - это народная культура. Её отличительная особенность в том, что она находится в постоянном употреблении. Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из неё перестаёт использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения учёных-фольклористов. Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие её, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения. 

 

Массовая и элитарная культуры 

 

Среди того многообразия культур, что прошли перед нами, есть одно разделение, особенно важное для наших дней, - это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во многом определяет культурную картину современного общества. 

Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в XX в. в связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени и свободных средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс. 

Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии в 1870-1890-х гг. закона об обязательной всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобретён кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего даже элементарного умения читать. Следующими этапами стали изобретение и внедрение граммофонных записей. Затем появились радио, телевидение, возможность тиражировать аудио- и видеозаписи в домашних условиях, Интернет. 

В XX в., с ростом уровня жизни и дальнейшим развитием технического прогресса, человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или, как её иначе называют, индустрии развлечений, коммерческой культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т. п. 

Сложившаяся таким образом массовая культура обладает своими характерными особенностями. В первую очередь её отличает коммерческая направленность, содержание этой культуры выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры – ориентация на вкусы и запросы массового потребителя. В содержательном плане, будучи «культурой антиусталости», она проста, доступна, развлекательна и стандартизирована. Она не требует усилий для освоения, позволяет отдыхать, потребляя её продукты. Простота и доступность массовой культуры очевидны, в противном случае она просто теряет спрос. Причём её потребителями могут быть и аристократы, и простые рабочие, в этом смысле она универсальна и демократична. Так, известный всем «агент 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и английского принца Чарльза. 

Массовая культура использует понятные всем образцы и темы: любовь, семья, секс, карьера, успех, приключения, героика, ужасы, преступность и насилие. Но подаётся всё это в упрощённом, сентиментальном и стандартизированном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, понятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой», и «хорошие парни» непременно побеждают «плохих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя – подростка, домохозяйку, бизнесмена и т. д. Через механизмы моды и престижности она влияет на образ жизни людей. В этом смысле реклама – обязательная часть массовой культуры – давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай то-то и то-то. 

Массовая культура, как вы уже догадались, неотделима от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др. Вся культура, а не только массовая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив качественный скачок в 1960-е гг., они стали универсальным средством распространения информации. Уже в 1964 г. выступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 млн человек по телевидению. Сейчас возможности СМИ стали гораздо шире. Способность к быстрому и практически полному охвату самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры. 

Массовой культуре противопоставляется культура элитарная, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п. 

Элита, являющаяся потребителем такой культуры, - это наиболее способная к духовной деятельности, одарённая творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс, поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе, поскольку без её отклика и оценки невозможно любое творчество в области высокого искусства. Получение коммерческой выгоды не является непременной целью для создателей произведений элитарного искусства – они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, но при этом их произведения зачастую становятся популярными и приносят авторам существенный доход. 

Элитарная культура является источником идей, приёмов и образов для массовой культуры. Вы сами с лёгкостью сможете привести тому массу примеров. Эти культуры не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре. 

Никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культуры и противником другого. Культура не терпит принуждения и назидательности. В её основе всегда лежит свободный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя. Природа даёт нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке. 

 

III. Практические выводы. 

 

1.                       Культура – сложное явление, для освоения которого нужен определённый опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую искажают её смысл. 

2.                       Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать её явления. Научитесь не отвергать то, что вам не понятно с первого взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен. 

3.                       Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо. 

4.                       Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры – отличительная черта культурного человека. 

 

IV. Документ. 

 

Фрагмент из эссе академика Д. С. Лихачёва «Заметки о русском».  

До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. 

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей… 

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. 

Вопросы и задания к документу 

 

1)     Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка. 

2)     Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры. 

3)     Как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»? 

4)     Вспомните содержание параграфа и аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах? 

5)     Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры. 

 

V. Вопросы для самопроверки. 

 

1.      Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя? 

2.      Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия. 

3.      Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре? 

4.      Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе. 

5.      Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур. 

6.      Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии. 

7.      С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы? 

8.      Опишите проявления народной культуры. 

9.      Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках. 

10.  Какова роль средств массовой информации в современном обществе? Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением? 

11.  Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой? 

 

VI. Задания. 

 

1.                       Назовите не менее десяти наук, которые изучают те или иные стороны культуры. 

2.                       Попросите кого-нибудь из пожилых людей рассказать о том, как раньше проходили народные праздники и гулянья. Напишите на эту тему сочинение. 

3.                       Объясните причины появления в обществе следующих жанров массовой культуры: боевик, фильм ужасов, «мыльная опера», семейное ток-шоу. Какие потребности зрителя они удовлетворяют? 

4.                       Английская писательница Джоан Ролинг, написав серию книг о юном волшебнике Гарри Потере, создала подлинный бестселлер. Только у нас в стране за один год этих книг было продано более 4 млн. На Западе, где существует такой же интерес к творчеству этого автора, многие с удивлением отметили, что дети, оторвавшись от экранов компьютеров и телевизоров, начали с удовольствием читать художественную литературу. 

Охарактеризуйте это явление, выделив в нём признаки массовой культуры. Попробуйте продемонстрировать на этом примере взаимодействие явлений массовой культуры и общекультурных процессов. 

 

 

 

 

 

 

VII.         Мысли мудрых. 

 

«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на её вершинах, находят своё выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека». 

 

Г. П. Федотов (1886-1951), 

русский религиозный мыслитель и историк 

 

VIII.      Завершение урока. 

 

1.      Оценивание ответов учащихся. 

2.      Домашнее задание: читать §8 «Культура и духовная жизнь общества» (сс. 78-90); выполнить задания (с. 89). 

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Что такое культура Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни

Что такое культура Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни

Как только она замирает, начинается процесс её деградации и вырождения

Как только она замирает, начинается процесс её деградации и вырождения

Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство человечества

Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство человечества

Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды?

Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды?

Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие её, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения

Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие её, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения

Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай то-то и то-то

Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай то-то и то-то

Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов

Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов

Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии

Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023