Конспект урока по обществознанию на тему «Политическое сознание»
Оценка 5

Конспект урока по обществознанию на тему «Политическое сознание»

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
обществознание
11 кл
09.04.2023
Конспект урока по обществознанию на тему «Политическое сознание»
полсоз.pdf

Урок по обществознанию на тему «Политическое сознание» 

 

Цель: рассмотреть сущность и структуру политического сознания, взаимосвязь политического сознания и средств массовой информации. 

 

Предмет: обществознание. 

Класс: 11. 

 

I.      Сообщение темы и цели урока. 

 

II.   Изложение (с элементами беседы) программного материала. 

 

Всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей? 

 

Политическое сознание, как вы знаете, - это одна из форм общественного сознания. Это мыли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями – классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях. 

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе – положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях – обыденно-практическом и идеологотеоретическом. 

 

Обыденное и теоретическое сознание 

 

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическим институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы, переживая политические события, люди познаю мир политики, у них формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникает практический опыт, представления, эмоции, привычки. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей. 

Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создаёт науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов. 

Между обыденным и теоретическим сознанием нет непреодолимой стены. Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики. 

 

Что такое идеология 

 

Термин «идеология», появившийся в XVIII в., первоначально означал «наука об идеях» (сравним: геология – наука о Земле, зоология – наука о животном мире и т. п.). А слово «идея» греческого происхождения, в переводе – понятие, представление. Однако в дальнейшем значение слова «идеология» менялось. 

В современной науке под политической идеологией понимается совокупность по преимуществу систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на неё. 

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. В самом деле, могли ли люди, составлявшие во Франции в XVIII в. «третье сословие», смотреть на существующие общественные условия так же, как первые два сословия – дворянство и духовенство? Могли ли наёмные рабочие в XIX в. так же относиться к фабричным порядкам, как владельцы предприятий? 

Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определённого сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определённые изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а её создателей – идеологами. Так, интересы «третьего сословия» во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескье, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах К. Маркса. 

И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на её использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определённый субъект политики отражает в своём сознании политическую жизнь, осознаёт собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. В отличие от обыденного мировоззрения, которое содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную, целостную совокупность понятий, идей, оценок. 

Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества. То, что для одного человека имеет большую ценность, для другого – малую или вообще не представляет никакой ценности, а подчас является антиценностью, т. е. вызывает негативное отношение. Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Ценность – это не свойство самих объектов, а результат их включенности в сферу человеческой деятельности, их потребностей и интересов. Когда, например, люди участвуют в выборах, они руководствуются своими ценностными ориентациями, которые определяют их социальные установки, т. е. предрасположенность к каким-либо политическим решениям. Идеология, выдвигая систему ценностей, задаёт цели, ориентиры для политических действий. 

В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов определённых субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания. 

На процессе познания общества сказываются субъективные позиции исследователя, а выводы учёных, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука призвана дать объективное знание, достигаемое в результате всестороннего и по возможности беспристрастного изучения политического процесса. 

Что же касается идеологии, то ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную её картину. Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой содержания идеологии. 

Социальная группа, чьи интересы обслуживает определённая идеология, предрасположена к её восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощённая интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру. 

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задаётся принятой ими идеологией. Определённая идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет её идеологическим позициям других политических партий, ведёт с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу. 

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего, она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса. Идеологи систематизируют идеи и понятия, придают своим оценкам, принципам, идеалам упорядоченность и согласованность. Идеология предстаёт в логически стройном, теоретическом виде. 

Важными формами воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего, партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают её цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашённых лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры. 

Идеология присутствует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-рациональными. Сила идеологии измеряется степенью её освоения гражданами, мерой её воплощения в политической деятельности. 

Таким образом, политическая идеология – это и учение, и программа, и её претворение в политической практике. 

 

Современные политические идеологии 

 

Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские. 

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII-XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях – равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни – свободу мысли и слова. 

В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищённой от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признаёт необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоёв общества. 

Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма – традиционализм, стабильность, порядок. Признаётся естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоёв. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма, интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида. Вместе с тем, консерватизм, как и либерализм, придаёт основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства. 

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма – мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть. 

Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой угнетённых классов об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу. 

Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм (по имени его основоположника К. Маркса). Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растёт пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду. 

На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм. 

Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение состояния окружающей среды. 

Социализм, с точки зрения социал-демократов, - это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Социал-демократические партии, находившиеся у власти в некоторых странах (например, в ФРГ, Швеции), реализовав в политике свою идеологию, существенно повлияли на развитие в этих странах социальной демократии. 

Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Опыт реализации коммунистической идеологии правящими партиями в СССР и ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы в конце XX в. завершился крахом созданной в этих странах общественной системы. 

Идеология фашизма, в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей, возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации. 

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия – всё это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей националсоциализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы. 

В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников. 

 

Роль идеологии в политической жизни 

 

Политические партии как носители определённой идеологии используют её как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объединение в одной политической организации. Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, её сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за неё на выборах. Поэтому любая партия ведёт борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии. Различные политические организации стремятся распространить в обществе или определённой части населения свои оценки прошлого и настоящего, своё понимание политической ситуации, свои представления о будущем. Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определённых социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль. (Подумайте, какое место занимает идеология среди других мотивов политической деятельности.) 

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию. 

 

Политическая психология 

 

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология – политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания и является плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с инструментами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания. Он представляет собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включает как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы. 

Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой – настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики. 

Учёные, изучающие политическую психологию, раскрывают её роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и её отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвёртых, психология масс и массовых настроений. Важное направление – изучение восприятия населением политической информации, распространяемой, прежде всего, по каналам радио и телевидения. 

 

Средства массовой информации и политическое сознание 

 

Средством распространения идеологии является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определённых настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, её неприятия. Широко используется устная, печатная агитация, в том числе наглядная (плакаты, карикатуры и т. п.), с целью побудить население поддерживать правительство, определённые политические организации или, наоборот, выступать против них. 

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Ещё одна функция – представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям. 

Наиболее распространённые СМИ – радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создаёт «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, лёгкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвёртой властью». 

Возникновение Интернета обусловило качественно новую ситуацию в сфере политических коммуникаций. Благодаря ему появился мировой рынок новостей, функционирующий без контроля органов власти. Интернет дал возможность каждому его пользователю получать те сведения, которые ему нужны. Возросла открытость политики.

Интерактивный характер Интернета предоставил новые возможности для выражения гражданами своих потребностей, для участия в обсуждении волнующих их общественнополитических проблем. Вместе с тем Интернет создаёт опасность манипулирования потребителями сетевой информации, поскольку в ней содержится огромный поток непроверенных, недостоверных материалов. 

Учёные, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни одна политическая группа не добьётся значительных успехов в политике, если не имеет доступа к СМИ, и, прежде всего, к электронным; ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьёзных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. 

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы, как сказано выше, и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определённым общественным силам сторону. 

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации – подтасовка фактов, дезинформация. 

Попытки тех или иных политических сил, используя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию; отличать объективную от искажённой, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество и его развитие. Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу действительности, не владеет научными методами социального познания, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание воспринимает идеологию на веру. Но независимо от того, является ли принятая идеология результатом её критического осмысления или опирается на веру, она всегда становится существенной стороной любой политической деятельности. 

 

III. Практические выводы. 

 

1.                       Успешно действует в политической сфере лишь тот, кто обладает развитым политическим сознанием, кто понимает суть происходящих событий, их причины и возможные последствия. Теоретический уровень политического сознания даёт возможность верно определить направленность своего политического поведения, сделать осознанный и ответственный выбор, найти эффективные способы решения политических задач. Такой уровень сознания не возникает сам по себе. Тот, кто не хочет заблудиться в дебрях политики, должен обогащать свои научно-политологические знания и развивать умение применять их на практике. 

2.                       Важно воспитывать в себе критическое отношение к политическим идеологиям. Нельзя забывать, что идеологии, политические программы и лозунги, как правило, отражают групповые интересы и с этих позиций оценивают действительность, обосновывают цели и средства политической борьбы. Поэтому важно осознать общенародные, а также собственные интересы и с этих позиций ориентироваться в сфере идеологий. 

3.                       Теоретические знания о политике могут стать компасом в океане текущей информации. Однако этот компас бесполезен для человека, не использующего современные источники политической информации. Умение получать необходимую информацию опирается на знания о возможностях и особенностях различных СМИ. Способность ориентироваться в потоке сообщений предполагает обращение к разным источникам, средствам, каналам распространения информации, сопоставление сведений о конкретных фактах, критическую оценку различных суждений. 

 

IV. Документ. 

 

Из коллективной монографии учёных ИМЭМО РАН «Глобализация и Россия». 

 

…Чисто количественное расширение объёма доступной человеку информации не является однозначно позитивной тенденцией. Гигантский рост накапливаемой и распространяемой с помощью Интернета информации имеет свою обратную сторону. На смену временам информационного дефицита пришли времена информационных перегрузок и переизбытка информации, масштабы которой намного превышают возможности её использования. Человечество сталкивается с им же созданной угрозой – с опасностью утонуть в безбрежном океане неструктурированной информации. Причём эта опасность связана не только с переизбытком информации, но и с возрастающей энтропией информационного пространства, наполняемого неравноценной по своему качеству информацией, а то и вовсе захламляемого «информационной отравой». И в этих условиях своеобразной защитной реакцией значительной части масс оказывается стремление ограничиться в повседневной жизни использованием привычных источников политической информации, оставляя невостребованным всё остальное. 

 

Вопросы и задания к документу 

 

1)                       В чём состоит позитивное значение расширения объёма общедоступной информации?  

2)                       Каковы негативные последствия такого расширения?  

3)                       В чём проявляются трудности ориентации в неструктурированной информации?  

4)                       Как следует понимать слова об энтропии информационного пространства?  

5)                       Как вы думаете, почему многие предпочитают пользоваться «привычными источниками политической информации»?  

 

V. Вопросы для самопроверки. 

 

1.      Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»? 

2.      Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 

3.      Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 

4.      Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в. 

5.      Каковы характерные черты политической психологии? 

6.      Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют своё политическое влияние? 

 

VI. Задания. 

 

1.      Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале XX в. Какая идеология лежала в основе политической программы каждой из них? (При выполнении задания используйте учебник истории.)  

2.      Как вы думаете, что имел в виду польский писатель Богдан Чешко в следующем рассуждении: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем»? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос? 

3.      Объясните, как вы понимаете высказывание основателя фирмы «Майкрософт» Билла Гейтса: «При словах «информационная магистраль» не думайте о дороге, а представьте рынок или биржу». На чём может быть основано такое суждение? Какие черты рынка или биржи можно усмотреть в функционировании Интернета? Предположите, какие выводы из этого совета должен сделать для себя каждый пользователь Интернета. 

4.      Закон «О средствах массовой информации», дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами, в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Объясните значение этой правовой нормы. 

5.      Посмотрите            информационно-аналитические    программы    телевидения, подводящие итоги недели, и дайте оценку их влияния на политическое сознание зрителей. 

 

VII.     Мысли мудрых. 

 

«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». 

 

К. Маркс (1818-1883), немецкий мыслитель 

 

VIII.  Заключительная часть. 

 

1.      Оценивание ответов учащихся. 

2.      Домашнее задание: читать §14 «Политическое сознание» (сс. 156-169); письменно выполнить задания 4 и 5 (с. 169). 

Урок по обществознанию на тему «Политическое сознание»

Урок по обществознанию на тему «Политическое сознание»

Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов

Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов

Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам

Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам

В какой форме существует политическая идеология?

В какой форме существует политическая идеология?

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в

Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования

Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования

В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях

В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях

Наиболее распространённые СМИ – радио, телевидение, пресса

Наиболее распространённые СМИ – радио, телевидение, пресса

Теоретический уровень политического сознания даёт возможность верно определить направленность своего политического поведения, сделать осознанный и ответственный выбор, найти эффективные способы решения политических задач

Теоретический уровень политического сознания даёт возможность верно определить направленность своего политического поведения, сделать осознанный и ответственный выбор, найти эффективные способы решения политических задач

V. Вопросы для самопроверки. 1

V. Вопросы для самопроверки. 1

Домашнее задание: читать §14 «Политическое сознание» (сс

Домашнее задание: читать §14 «Политическое сознание» (сс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023