КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак»

  • docx
  • 10.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семья и брак+.docx

 Тема: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак.»

Цели: 1.Познакомить обучающихся  с  понятиями семья и брак.    Охарактеризовать    порядок, условия заключения и расторжения брака.    

2.Развитие познавательных способностей обучающихся.

3.Воспитание культурно-нравственных качеств человека.

Форма урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: конспекты обучающихся, опорные конспекты, учебные пособия, компьютер, проекционная аппаратура, аудиоаппаратура.

 

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент (целевые установки)

2.Повторение изученного материала

3.Новый материал.

·         Беседа(ответы на вопросы преподавателя по теме «Семья»)

-понятие семьи

-функции семьи

-виды семей

·         Работа по учебнику с 241-243

·         Написание опорного конспекта

Семья – основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью

 

 

функции

 

сферы семейной деятельности

 

 

 

– репродуктивная – воспроизводство новых членов общества

– социализации – формирование индивида как личности

– экономическая – общее хозяйство, помощь, поддержка

– защитная – физическая, экономическая, психологическая защита

– статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т.д.

– эмоционального удовлетворения – доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь

 

– репродуктивная

– хозяйственно-бытовая

– экономическая

– воспитательная

– досуговая

– эмоциональная

– духовное общение

– социально-статусная

– первичный социальный контроль

 


Линии
сравнения

Виды семьи

По числу детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

По характеру распределения домашних обязанностей

Традиционная

 

 

 


домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине

Коллективистская

 

 

 

обязанности выполняются совместно или по очереди

По родственной структуре

Нуклеарная

 

 

 

супружеская пара
с детьми

Расширенная

 

 

 

супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

Полигамная

 

 

 

жена с мужьями или муж с женами

По типу воспитания

Авторитарная

 

 

 

основывается на авторитете родителей

Либеральная

 

 

 

строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек

Демократическая

 

 

 

характеризует постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей

Брак – добровольный равноправный пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи, рождения и воспитания детей, ведения общего хозяйства.

 

4. Работа с опорным конспектом (учебными пособиями)

5. Рефлексия

6. Домашнее задание - выучить конспект.Учебник с 241-243


Тема: Семейное право и семейные правоотношения.

 

Цели: 1.Познакомить обучающихся  с  понятиями семейное право и семейные правоотношения.   

2.Развитие познавательных способностей обучающихся.

3.Воспитание культурно-нравственных качеств человека.

Форма урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: конспекты обучающихся, опорные конспекты, учебные пособия, компьютер, проекционная аппаратура, аудиоаппаратура.

 

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент (целевые установки)

2.Повторение изученного материала

3.Новый материал.

 

·         Работа по учебнику с 246-248

·         Написание опорного конспекта

 

Брак – добровольный равноправный пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи, рождения и воспитания детей, ведения общего хозяйства.

Условия заключения брака:

  • взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
  • достижение ими брачного возраста (18 лет, может быть снижен не больше, чем на 2 года);
  • отсутствие брачных отношений у будущих супругов;
  • отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты;
  • дееспособность лиц, вступающих в брак;
  • отсутствие отношений усыновителя и усыновленного.

Порядок заключения брака:

    1. Подача заявления в загс или органы сельского самоуправления;
    2. Назначения дня регистрации – через месяц после подачи заявления (может быть сокращен по уважительным причинам);
    3. Присутствие жениха и невесты;
    4. Подписи жениха и невесты, скрепленные подписью должностного лица загса, в книге актов гражданского состояния;
    5. Пометка в паспортах;
    6. Выдача свидетельства о браке.

Недействительность брака (производится судом):

o   несоблюдение вышеперечисленных условий;

o   сокрытие венерической болезни или ВИЧ-инфекции.

Недействительность брака означает отсутствие прав и обязанностей супругов с момента заключения. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в этом браке. При вынесении решения судом о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака, право на получение от другого супруга содержания и раздела имущества на более выгодных для себе условиях.

Основания прекращения брака:

  • вследствие смерти одного из супругов;
  • расторжение по заявлению одного или обоих супругов.

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течении года после рождения ребенка.

Пути расторжения брака:

  • в органах загса (при взаимном согласии, если нет несовершеннолетних детей и каких-либо споров; если один из супругов признан безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден на 3 или более лет);
  • судом (при наличии споров о детях, разделе имущества, выплате средств или при уклонении одного из супругов от развода. Суд выносит решение с кем будут жить дети, размер алиментов).

Брак прекращается со временем внесения записи в книгу регистрации актов гражданского состояния либо с момента вступления в законную силу решения суда.

4. Работа с опорным конспектом (учебными пособиями)

5. Рефлексия

КАРТОЧКА № 1

1.В каких случаях муж не может подать на раз-

вод без согласия жены:

  а)во время беременности жены

  б)в течение года после рождения ребенка

  в)если пообещает выплачиваеть алименты бы-

вшей супруге

2.Как по общему правилу делится общее  имущест-

во при разделе его супругами:

  а) на равные доли

  б) большая доля тому,кто зарабатывал в браке бо-

льше

  в) больше тому,у кого остануться дети

3..Между какими лицами не допускается заключе-

ние брака:

      а)одно из которых проживает в иностранном государстве

       б)близкими родственниками

       в)если разница в  возрасте составляет более

30 лет

4.Брак расторгается в органах ЗАГСа:

    а) . при взаимном соглашении супругов, имеющих несовершеннолетних детей

    б) в случае, если 1 из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок более 3-х лет;

    в) . в случае, если 1 из супругов возражает против расторжения брака

5.Перечислить варианты  установления материнства

6.Дать определение понятию «брак»

7.Расшифровать аббревиатуру ЗАГС.

8.Перечислить права и обязанности родителей.

 

                                                                         КАРТОЧКА № 2

1Вопрос о лишении родительских прав реша-

ет:

а) . Орган опеки и попечительства

б) . Орган местного самоуправления

в)  Суд.

2. Разрешение на снижение брачного возраста до

16 лет дают:

     а) Родители лиц, вступающих в брак.

     б) Суд

      в) Органы местного самоуправления

3. Кому принадлежит имущество, полученное одним из супругов в период брака в дар?

 а)этому супругу

    б) обоим супругам

    в) детям                                                            

4. Непосредственно в органах загса брак может расторгнут в случае когда один из супругов:

а) признан судом умершим

б) привлечен к административной ответствен-ности

в) осужден за совершение преступления к лише-нию свободы сроком свыше трех лет

5.Перечислить варианты установления отцовства

6.Дать определение понятию «семья».

7.ВСТАВИТЬ СЛОВО: «На содержание детей  один из родителей ,находящийся в разводе с другим,с которым проживают несовершеннолетние дети, обязан выплачивать………..»

8.Перечислить права несовершеннолетних детей

 

6. Домашнее задание - выучить конспект.Учебник с с 246-248


Тема: Порядок, условия заключения и расторжения брака.

Цели: 1.Познакомить обучающихся  с  понятиями семья и брак.    Охарактеризовать    порядок, условия заключения и расторжения брака.    

2.Развитие познавательных способностей обучающихся.

3.Воспитание культурно-нравственных качеств человека.

Форма урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: конспекты обучающихся, опорные конспекты, учебные пособия, компьютер, проекционная аппаратура, аудиоаппаратура.

 

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент (целевые установки)

2.Повторение изученного материала

·          Беседа(ответы на вопросы преподавателя по теме «Семья и брак»)

- Условия заключения брака:

- Порядок заключения брака:

- Основания прекращения брака:

 

3.Новый материал.

 

·         Работа по учебнику с 244-246

·         Написание опорного конспекта

 

Семейное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения, вытекающие из состояния брака, родства и принятия детей в семью.

Отношения членов семьи, урегулированные правом, являются семейными правоотношениями.

Семейное право не регулирует отношения симпатии или антипатии между членами семьи. Это сфера морали семейной психологии. Но права и обязанности супругов, отца и матери, детей составляют значительную часть семейного права.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

D152D8A0

C5A1F26E4. Работа с опорным конспектом (учебными пособиями)

5. Рефлексия

6. Домашнее задание - выучить конспект.Учебник с 244-246