Конспект урока по обучению грамоте в 1 в классе ТЕМА: «Звук [ ч']. Буква Ч ч . Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»
Оценка 4.6

Конспект урока по обучению грамоте в 1 в классе ТЕМА: «Звук [ ч']. Буква Ч ч . Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»

Оценка 4.6
docx
04.03.2020
Конспект урока по обучению грамоте в 1 в классе ТЕМА: «Звук [ ч']. Буква Ч ч . Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»
урок.docx

 

Конспект урока по обучению грамоте в 1 в классе

ТЕМА:

«Звук [ ч']. Буква Ч ч . Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»

 

 

 

 

                                                                                      Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Романовская СОШ» Дильмухаметова Е.А.

Урок  обучение грамоте.

Тема : Звук [ ч' ]. Буква Ч ч . Правописание сочетаний ЧА – ЧУ

 

Методическая цель уроказнакомство со звуком  [ч’]  и буквой Ч. Правописание сочетаний ча-чу.

 

Задачи урока:

 

1. Предметные:

формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;

учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;

познакомить с правописанием слогов ча, чу;

учить читать слоги, слова с новой буквой;

2. Метапредметные:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

2. Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные:  проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, исследовательская работа.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого; карточки с заданиями, Флипчарт к уроку, проектор, ноутбук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход урока:

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

УУД

 

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

 

                Слышишь звонкий голосок?

                Нам пора начать урок!

                Друг на друга посмотрели

                И тихонечко все сели.

Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

 

Прежде, чем получить  новые знания,  давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

 

Дети готовятся к уроку

 

 

 

 

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое,  способность откликаться на добрые чувства;

 

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать

 

2

 

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 

Минуточка

- Внимательно посмотрите и прочитайте слово.

-Это много или мало?

- Когда мы так говорим?

_ Внимательно посмотрите на слово, объедините все изученные буквы в две группы:

1 группа: согласные (м, н, т, к)

- Какие бывают согласные звуки?  (звонкие и глухие)

-Назовите звонкие.

-Назовите глухие.

 

2 группа:гласные  (и, у, о, а)

- Что вы можете сказать про гласные?

(ударные и безударные)

-Какую гласную можно выделить отдельно? (и) Почему?

- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?

 

 

 Отгадывают слово «минуточка»

Работа с интерактивной доской

 

 

Работа по ленте

 

 

 

Коммуникативные:

проявляют интерес к общению на уроке и предмету

 

 

Регулятивные:

понимают цель и смысл выполняемых заданий

 

3

 

Постановка учебной задачи

 

 

 Скажите, почему мы не включили ни в одну группу вот эту букву? (ч)

- Вы знаете, как она называется?  Чч

Отгадайте загадку.

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.                часы

 

- С какого звука начинается слово?

- Попробуем пропеть, протянуть этот звук. Знаком нам этот звук?

-На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.

 

Тема сегодняшнего урока «Звук [ч'] и буква Ч ч

Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.

Познакомиться со …(звуком [ч'] и буквой Чч)

Узнать, какую роль … (звук [ч'] и буква в словах

Научиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)

- Для чего человеку нужны часы? Обсудите в парах

В нашем классе тоже есть часы. Необычные волшебные Они сегодня на уроке будут указывать нам путь следования.

 

 

 

 

 

 

1 путь : Узнавай-ка

Откройте азбуку на стр 4.

Девизом нашего урока будут слова из пословицы «Делу время, а потехе-час».

-Что это означает?

Мы часто говорим, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине.

-Но постоянно ли человек работает?

Сколько времени вы находитесь в школе?

- Постоянно ли ваши родители находятся на работе?

  Сутки делятся на рабочее (учебное) время, свободное время и время для сна. Говорят в часы досуга.

- Что обозначает это слово? (Провести свой день с пользой.)

-Как вы любите проводить свой досуг?

- Как вы думаете, а в девизе нашего урока можно применить слово досуг?

- Как будет звучать пословица?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. Как называется устройство, помогающее нам определять время?  Часы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

 

 

Ставят задачи урока

 

 

 

 

Обсуждают в парах. Высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

Объясняют значение пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

Досуг

 1. Свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой день с пользой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну что же, стрелка начала двигаться, и мы переходим вместе с ней к следующему этапу.

2 путь: Рассуждай-ка

IV. Изучение нового материала. 

1) Знакомство с новым звуком.

Чтобы звуком управлять,                                                                                                                                                                О нём всё точно надо знать!

– Произнесите звук [ч'].

– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.)

–  Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? (При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.)

– Как звук произносится: твердо или мягко?

 (Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.) А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем  привычно. В русском языке слов с твёрдым звуком ч нет.

– Дайте короткую характеристику звука [ч'].

 (Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)

– Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Чч, которой на письме обозначается звук ч.

– Хором произнесем название буквы и запомним.

– На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)

Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Откройте тетради и напечатайте 3 раза заглавную Ч и маленькую

Возьмите зеленый карандаш и обведите ту букву, которая получилась у вас лучше других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с флипчартом.

Составление кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут в тетрадях букву Чч

 

 

 

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам

 

Коммуникативные:

учатся уважать мнение собеседника.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

3 путь  Отдыхай-ка

Ребята, а у нас физкультминутка,

Поднимитесь, наклонитесь,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Первичное закрепление

 

Продвигаем стрелку дальше.

4 путь Читай-ка

VI. Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой. («Читай-ка»)

1) Чтение слогов с новой буквой. 

– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ)

Работаем со схемами в парах.

На доске схемы и картинки . Соотнесите схемы с  картинками. (2 человека)

Мяч,  ручка

 

 

 

-Какую работу вы выполняли?

-Ты делал сам или тебе помогали?

- Ты доволен своей работой?

(Лесенка успеха)

 

Поработаем в парах.

Поставьте в словах гласную букву после ч  а или я, у или ю.

Часы, туча, свеча, куча.

Чудо, чудак, чулок, чучело

 

- А чтобы проверить правильно ли мы поставили буквы в словах, посмотрите и послушайте  сказку.

 

Жила – была буква Ч. Однажды  позвала буква ч поиграть в прятки буквы А Я У Ю. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались, кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У

- Теперь мы должны знать правило

-Найдите  правило в азбуке и прочитайте стр 5

Физкультминутка

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так,тик-так,тик-так.

Налево- раз , направо- раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так, тик-так.

2) Чтение слов и предложений с новой буквой.

а) Работа по картинке.

– Рассмотрите картинку на с.5. Кто изображён? Часовщик.

-Кого называют часовщиком?

-Это ребята есть такая профессия, вы когда вырастите, то сможете тоже чинить часы.

- А какие часы чинит часовщик?

- Прочитайте текст стр 5

-Какое особое правило должны соблюдать все часы?

 

- Подумайте, где мы сможем найти сведения о часах. (в книгах, энциклопедиях)

- Сейчас я предлагаю вам провести виртуальную экскурсию по страницам энциклопедии

Я познакомлю вас, какие бывают часы.

Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Время отмерялось по тени, которую отбрасывала стрелка, когда светило солнце

Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. У таких часов должен постоянно дежурить человек.

 Механические часы вначале были большим, башенными.

Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты.  Их создал английский мастер. За свою работу он получил серебряный кубок и в придачу  меха соболей и куниц. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом

 Сейчас делают электронные часы.

 

Настало время поработать в группах Правила работы в группах

Наши часы показывают следующий этап :

 

 

Напечатайте в тетради

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/14/s_5a8489f960ce6/img16.jpg

 

Задание выполняют в карточках.

 

 

 

 

 

 

 

Сценка

Показывают дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

Часы должны точно показывать время.

 

 

 

Виртуальная экскурсия.

Рассматривание  картинок, изображения разных часов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям

 

 

 

 

Регулятивные: умение определять успешность

 

 

Коммуникативные:

адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 путь« Хочу всё знать.» Всезнайка

 

1 группа

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

2 группа- Когда говорят о часах: спешат, стоят, идут, отстают?

 

3 группа

  Чем отличается время от часов? Отделите картинки со временем и часами.

 

 

 

 

4 группа

Кончил дело, гуляй смело.

5 группа.

Век живи, век учись.

6 группа

Землю красит солнце, а человека труд.

 

 

Афиширование – представление

своих работ.

 

 

 

- Время нельзя остановить, а часы - можно, Время идет с одинаковой скоростью: 7 дней в неделе, 3 месяца у каждого времени года, 12 месяцев в году,  а часы могут идти вперед, или отставать.  Часы - это прибор измерения времени

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

умение слушать других.

 

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания

 

Познавательные:

смысловое восприятие познавательного текста

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились….

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Дома я расскажу….

А сейчас отметьте своё настроение по лесенке.

На интерактивной доске лесенка, внизу находятся смайлики, поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве Ч.

 

 

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 «В» классе

учитель Дильмухаметова Елена Анатольевна

25.11.2019 г.

 

Тема урока: Звук  [ч`],буквы Ч, Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ

УМК «Школа России» .

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием, построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.

В классе 33 ученика, из них 17 мальчиков и 16 девочек. Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, очень подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: большая часть детей имеют средний и выше среднего уровни развития.

Ставилась следующая цель: знакомство со звуком  [ч’]  и буквой Ч. Правописание сочетаний ча-чу.

Предметные задачи:

формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;

учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;

познакомить с правописанием слогов ча, чу;

учить читать слоги, слова с новой буквой;

 

Метапредмедные задачи:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

 

На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, дети старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: работа в группах,  индивидуальная работа у интерактивной доски, фронтальный опрос. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода.

Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. На уроке проведены две физминутки для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональной разрядки. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараясь прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В перспективе, наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения ; особое внимание уделять обучению учащихся дисциплине на уроках.

 


 

Конспект урока по обучению грамоте в 1 в классе

Конспект урока по обучению грамоте в 1 в классе

Урок обучение грамоте. Тема :

Урок обучение грамоте. Тема :

Познавательные : владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание

Познавательные : владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание

Структура и ход урока: №

Структура и ход урока: №

Минуточка - Внимательно посмотрите и прочитайте слово

Минуточка - Внимательно посмотрите и прочитайте слово

Попробуем пропеть, протянуть этот звук

Попробуем пропеть, протянуть этот звук

Родине. -Но постоянно ли человек работает?

Родине. -Но постоянно ли человек работает?

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка 3 путь Отдыхай-ка

Физминутка 3 путь Отдыхай-ка

Поработаем в парах. Поставьте в словах гласную букву после ч а или я, у или ю

Поработаем в парах. Поставьте в словах гласную букву после ч а или я, у или ю

Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так, тик-так

Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так, тик-так

Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу с ча стья и поздравляем с

Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу с ча стья и поздравляем с

Рефлексия учебной деятельности на уроке –

Рефлексия учебной деятельности на уроке –

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 «В» классе учитель

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 «В» классе учитель

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020