Урок ОБЖ в 10 классе
Урок по разделу: « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Форма учебного занятия - урок конференция
Дидактические материалы: плакаты, слайды,
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран
Программное обеспечение : программа по ОБЖ 10 класса
Цели урока:
· актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения;
· познакомить с понятием здоровый образ жизни и его составляющими;
· развивать у подростков осознанное восприятие и соблюдение таких составляющих, как режим дня, рациональное питание, активный, подвижный образ жизни;
· воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
· формирование навыков ЗОЖ;
· воспитание культуры общения;
· формирование чувства ответственности за своё здоровье.
Тема урока: Основы здорового образа жизни.
Оформление школьной доски:
“Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.” Геродот. Вырезанный из бумаги макет человека.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие
Здравствуйте! Я желаю вам здоровья! Это - самое ценное что есть у людей, а значит его нужно беречь. Прежде чем мы познакомимся с темой урока, проведем разминку.
· В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калория)
· В какое время года лучше всего начинать закаляться? (летом)
· Как называют людей, купающихся зимой в проруби? (моржами)
· Назовите эффективное средство приспособления к холоду и жаре. (закаливание )
Продолжите девиз Пьера де Кубертена:
· Главное - не победить, главное - …(участвовать)
· Закончите фразу «Когда я ем, - … (я глух и нем)
· Предупреждение заболеваний. (профилактика).
· Что дороже денег? (здоровье)
· Что означают эти буквы ЗОЖ? (здоровый образ жизни)
Сообщение темы и задач урока
Звучит музыка в исполнении Михаила Соловьева «Песенка о здоровье»
Слова учителя:
Девизом сегодняшней нашей работы по формированию ЗОЖ станут слова древнегреческого философа Геродота: “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.”
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Ответьте на вопрос, что такое по – вашему, здоровый образ жизни? (ответы детей)
Верно. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, активность людей, направленных на сохранение и улучшение здоровья. (показ слайда на экране)
Объясните мне, пожалуйста, как понимаете индивидуальная система
поведения (ответы детей).
Правильно ребята, каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениями возможностям.
А теперь обратите внимание на доску. На доске у нас изображён макет человека. К концу урока мы должны наделить его основными показателями здорового образа жизни. Все разработанные нами правила мы должны разместить к бумажные кармашки, которые закреплены на его фигуре. Листы бумаги лежат на отдельном столе. Кто то из вас будет подходить и записывать правила.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет
к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный
генетический набор, который должен обеспечить достижение
максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти
возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в
идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых
среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
Итак, разрабатываем правила здорового образа жизни - человека.
Ответы учащихся записываются на лист бумаги, и вкладываются в конвертик:
Здоровые родители (физически и духовно и нравственно) – здоровый ребёнок (вкладыш в первый конвертик)
Любовь и забота родителей
1. Гимнастика и подвижные игры для маленького ребёнка
2. Режим питания
3.Основные правила закаливания
4. Нормальная эмоционально – психическая атмосфера
(второй вкладыш)
Слово учителя:
Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий.
Ответы учащихся: записываются на лист бумаги, и вкладывается в конвертик
1. Соблюдение режима активности (труда) и отдыха
2. Правильное и рациональное питание
3. Занятие спортом или подвижными играми
4. Прогулки на свежем воздухе
5. Нормальный эмоциональный уровень
(третий вкладыш)
Показ презентации «Основы здорового образа жизни» (выполненные учащимися)
Слово учителя:
1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь 100 лет, а может быть, и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и чистом поле
Ответы учащихся записываются на лист бумаги, и вкладываются в конвертик:
1. Отказ от вредных привычек.
2. Ежегодное наблюдение у врачей
3. Работа над качественными личностными показателями
4. Всестороннее развитие
5. Трудовые навыки
6. Соблюдение гигиенических норм
7.Выполнение правил личной безопасности
Физкультминутка. ( Проводит ученик, ответственный в классе за спортивный сектор)
Игра “Будьте здоровы!”
Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот и я предлагаю вам всем вместе чихнуть…
(Разделимся на три группы: первая кричит слово “Ящик”, вторая – “Спички”, третья – “Хрящик”.) По моему сигналу все три группы кричат эти слова, и получается дружное: “Апчхи!”. Будьте здоровы! Или как говорят в народе: “Будь здоров на сто годов!”.
Слова учащегося:
В народе говорят, что если чихнёшь натощак:
· в понедельник – к гостям;
· во вторник – к вестям;
· в среду – к вкусному угощению;
· в четверг – к желанному поздравлению;
· в пятницу – к свиданию с любимым;
· в субботу – к другу новому;
· в воскресенье – к разудалому веселью.
Слова учителя:
Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, адекватности. Объективные показатели состояния здоровья связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др. Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество объективных методов диагностики состояния здоровья.
Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему часто судят по наличию или отсутствию болезней организма или психики. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные, биохимические или психические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80% жителей Земного шара. В таком состоянии здоровый образ жизни — насущная необходимость.
Слова учащихся:
Неправда, что выхода нет
Из разного рода несчастий:
Сердечнососудистых бед
И радикулитных напастей.
Спасенье от натиска их
В простом и проверенном средстве:
Бегом – на своих на двоих
С веселым азартом, как в детстве.
Бегом – если холод и мрак,
Бегом – если грязь под ногами,
Бегом – если свора собак
Пройдет полдистанции с вами,
Бегом – да не вспыхнет ни в ком
Трусливая фраза: «Ну, хватит»!
Бегом – вопреки ей – бегом,
Покуда восторг не охватит.
Восторг от того, что сейчас
В порядке и мышцы, и нервы.
Восторг от сознанья, что в вас
Открылись большие резервы.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
Слова учителя:
Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные ресурсы, добиться того жизненного уровня, который определен родительскими генами, то это возможно только при здоровом образе жизни. Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.
Урок подходит к концу, и мы должны с вами сделать вывод.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
Составляющие здорового образа жизни:
Учащиеся поднимают плакат «Наш выбор ЗОЖ»
Список литературы :
1.Л.А. Обухова «135 уроков здоровья». М. «Вако» 2005 г.
2.Титов С.В., Шабаева Г.И. “Тематические игры по ОБЖ” - М.:ТЦ Сфера, 2003 г.
3. А. Т. Смирнов. Б.И. Мишин. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. Издательский центр «Вентана-Граф» 2002г.
4.Школьникова Н.В. “Сценарии праздников и игровых занятий” - М.; Первое сентября, 2002.
5. А. Т. Смирнов «Основы безопасной жизни». М. «просвещение» 2001 г.
6. Использованы материалы Интернет ресурсов: http://www.ocsen.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.