Конспект урока по ОБЖ на тему: "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ АВТОНОМИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ." (10 КЛАСС )
Оценка 4.9

Конспект урока по ОБЖ на тему: "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ АВТОНОМИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ." (10 КЛАСС )

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
ОБЖ
10 кл
18.04.2020
Конспект урока по ОБЖ на тему: "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ АВТОНОМИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ."  (10 КЛАСС )
конспект урока обж 10 класс вынужденная автономия.docx

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ АВТОНОМИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

                                 10 КЛАСС – 2 ЧАСА

Преподаватель ОБЖ Землянкин М.С.

Учебные вопросы.

1.     Причины попадания человека в условия вынужденной автономии.

2.     Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.

3.     Отработка правил ориентирования на местности. Движение по азимуту.

4.     Обеспечение водой и питанием.

5.     Оборудование временного жилища, добыча огня.

Цель.

Научить действовать в условиях вынужденной автономии.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения.

К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.


Выжить в случае вынужденной автономии в природе — это значит решить три важнейшие задачи:

1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

2. Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.

3. Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.

5. Ориентирование на местности.

 

                 1 – й учебный вопрос.

Человек может попасть в условия вынужденного автономного существования по разным причинам. Это может быть транспортная или авиационная авария в безлюдной местности, кораблекрушение  или происшествие в туристическом походе.

Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей, оказавшихся в

 экстремальных условиях, гибнут из-за того, что их парализует страх

перед разгулявшейся стихией, неправильные действия. Успех выживания во многом зависит от умения действовать в

экстремальных условиях, оснащённости средствами на случай  аварии, экипировки, психической устойчивости и физической подготовленности.

                2 – й учебный вопрос.

Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что основным методом,  определяющим успех выживания или гибель,  является настрой человек на выход из этой ситуации, его твёрдое сказанное себе слово «Я должен выжить, я должен победить».

Чтобы выйти победителем из единоборства с суровой природой, порой недостаточно лишь воли и мужества, нужны ещё и знания, как действовать в той или иной ситуации. Недаром говорят: «Изученная опасность – безопасна».

1. Обученность действиям при выживании – главный фактор,

  определяющий благополучный исход автономного существования. Известно немало случаев, когда люди, нередко травмированные, но подготовленные к действиям в экстремальных условиях, выходили победителями в борьбе за жизнь. Это: капитан Куницин, проведший 12 часов в ледяной воде Баренцева моря, капитан Ефремов, совершивший вынужденную посадку самолёта на воду зимой в районе Камчатки, экипаж старшего лейтенанта Гордиенко, трое суток  добиравшийся до своего аэродрома в Афганистане, сумевший с честью выйти из сурового испытания, и многие другие.

      Но есть и иные примеры, когда люди, оказавшиеся в аварийной ситуации,терялись, делали ошибки, не владели навыками  добывания воды и пищи, оказания само- и взаимопомощи, что нередко приводило к трагическим исходам.

2.Психическое состояние.

     Специалисты по выживанию говорят, что 50-75% людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, испытывают своеобразное ошеломление и только 12-25% - быстро оценивают ситуацию, действуют решительно и разумно.

Однако через некоторое время все люди, за небольшим исключением, приспосабливаются к деятельности, необходимой для сохранения жизни и здоровья. В этой ситуации важную роль играет руководитель (лидер), который своим примером, умением привлечь всех к ликвидации ЧС мобилизует людей. Не последнюю роль в условиях выживания играет чувство юмора.

3.Физическая подготовленность оказывает существенное влияние на исход выживания – гибель или спасение. Хорошо физически подготовленный человек легче переносит все тяготы автономного существования.

4.Наличие аварийно-спасательного снаряжения существенно ускоряет проведение поисково-спасательных работ. Главное, чтобы снаряжение было исправно и люди умели пользоваться этим снаряжением.

5.Заболевание и  травмыв значительной мере воздействуют на исход выживания. Как показывает опыт, вовремя оказанная первая помощь зачастую предрешает исход выживания. Поэтому так важно научиться оказывать само- и взаимопомощь заранее.

6.Климатогеографические особенности района оказывают существенное влияние при разработке плана действий и тактики выживания потерпевших бедствие.

В зависимости от этих факторов и их неблагоприятного воздействия принимаются меры по защите от них.

3-й учебный вопрос.

Данный материал изучается в 6 классе. На этом уроке целесообразно сначала повторить пройденный материал. Преподаватель предлагает вопросы для повторения:

1. Где невозможно пользоваться компасом?

2. Определение направления по Солнцу и часам.

3. Определение сторон горизонта по постройкам.

4. Определение сторон горизонта по растениям.

5. В чем довольно часто заключается ошибочные представления, что кроны у деревьев с южной стороны более пышные, чем с северной?

6. Полагают, что кольца на пнях спиленных деревьев шире  с юга, чем с севера. В чем неточность? От чего зависит ширина колец?

7. Дать определение азимуту, определить азимут на предмет.

4-й учебный вопрос.

Обеспечение водой.

Для сохранения жизни и здоровья потерпевших бедствие вода имеет более важное значение, чем пища. Когда запасы воды ограничены, суточная норма её должна быть разбита на 4-8 порций. Пить воду следует маленькими глотками, задерживая её во рту.

При переходе хорошо утолить жажду помогает  древний прием жителей пустыни – сосать чистый гладкий камушек, косточку от сливы, урюка. При этом происходит усиленное слюноотделение и увлажнение слизистой оболочки рта, сухость которой и порождает чувство жажды.

Умение находить воду – очень важный навык для выживания. Преподаватель напоминает места с признаками наличия воды: земля, густо покрытая травой, долина под крутым склоном, леса, растущие в низменностях.

Обеззараживание воды – кипячение в течение 10 минут – наиболее радикальный способ обеззараживания болотной воды. Если вскипятить воду невозможно,  то обеззаразить её надо каплями йода – 8-10 капель на литр воды – или таблетками пантоцида- 2-3 таблетки на литр воды. Через 35- 40 минут вода будет пригодна для питья.

Для утоления жажды воду можно добыть из грунта при помощи пленочного конденсатора (до 1,5-2 литра за сутки).

Питание в условиях выживания.

Лишенный поступающего из вне «топлива» организм после соответствующей перестройки начинает расходовать свои внутренние запасы. Гибель человека наступает, если израсходуется 40-45% этих запасов. Тканевых запасов при суточных энергозатратах 1800 ккал может хватить на 30-40 суток полного голодания.

Что можно рекомендовать людям, оказавшимся в безлюдной местности с небольшим запасом продовольствия?

Необходимо учесть все имеющие продукты и распределить их на небольшие порции. Надо максимально использовать все, что дает окружающая природа: дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыб, пресмыкающихся (змей, ящериц).

Определение пригодности растений в пищу.

Чтобы обезопасить себя от отравлений, надо запомнить несколько правил:

1. Проверяйте на съедобность растения, ягоды в малых количествах. Если возникают неприятные ощущения, то эти растения не пригодны в пищу.

2. Избегайте употреблять в пищу растения со стручками, особенно в сыром виде.

3. Нередко растения с блестящими листьями бывают опасными.

4. Когда варите незнакомые растения, воду необходимо менять дважды. Варка в двух водах уменьшает количество ядовитых веществ или уничтожает их полностью.

5-й учебный вопрос.

Работы по устройству лагеря, в том числе и оборудование временного укрытия, определяются числом и физическим состоянием людей, наличием строительных материалов, природными условиями.

Место для лагеря должно удовлетворять следующим требованиям:

*  безопасность;

* наличие воды и дров;

* наличие условий для радиосвязи и применения сигнальных средств.

При выживании в составе группы главное, чтобы максимально возможное число дел  выполнялось параллельно.

       В любой ситуации, будь то одиночка или группа людей, последовательность действий будет определяться в зависимости от конкретных задач. На первом месте должны стоять работы по защите от неблагоприятных факторов внешней среды.

Старший группы должен дать распоряжение:

1. Куда сложить вещи.

2.Кто и что должен достать из своих рюкзаков.

3. Кому что сделать.

Советы по поведению в лагере.

1. Взятую у товарища вещь всегда отдай ему в руки.

2. Не ройся в укладке товарища.

3. Не разбрасывай вещи по территории лагеря во избежание их утери.

4.Закончив порученную работу, ищи себе дело. Работа должна кончаться по возможности одновременно для всех, так как выполнение различных работ отвлекает потерпевших бедствие от тягостных дум.

Если в группе несколько человек, то обязательно устанавливается дежурство.

Так как строительство различных укрытий изучалось подробно, то преподаватель задает вопрос классу:  какие возможно построить укрытия для защиты летом, зимой? Учащиеся отвечают, используя приготовленные преподавателем схемы.

На вопрос о добыче огня учащиеся отвечают по схемам, а преподаватель обращает внимание на сохранность спичек, их подготовку к походу.

В блокнот учителя

1)    Живые барометры

Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать: примеры, которые определяют погоду и  время. Они связаны с цветом неба, росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.

Кто не желает узнать погоду наперёд? И зачастую не просто из любопытства. Хозяйственная деятельность человека во многом зависит от капризов погоды. О важности её предсказания говорил Михаил Васильевич Ломоносов ещё 250 лет назад: «Человеку ничего не оставалось бы требовать у Бога, если бы он научился предсказывать погоду».

К сожалению, «боги погоды» - метеорологи не всегда отличаются точностью, а порой дело не обходится и без курьёзов. Неоценимую помощь могут оказать растения, животные, насекомые, которых мы хорошо знаем, но об их удивительных способностях подчас не догадываемся. Они чутко реагируют на изменения погоды и незамедлительно меняют своё поведение.

Известно более 400 видов растений, которые могут быть такими барометрами:

Луговые и садовые цветы, кусты жёлтой акации, сирени, жасмина сильнее благоухают перед дождём;

·        Слёзы на листьях канны, клёна, конского каштана появляются перед ненастьем;

·        Листья полевого красного клевера и кислицы в пасмурные дни складываются;

·        Цветок белой кувшинки на озере закрывается перед дождём и уходит под воду;

·        Обыкновенный папоротник закручивает листья к тёплой солнечной погоде и расправляет их к ненастью;

·        Длинные еловые веточки к метели сгибаются, к хорошей погоде распрямляются;

·        Одуванчик лекарственный перед непогодой обязательно закрывает свои цветочки, а если он уже отцвёл, то перед дождём никогда не удастся сдуть его серебряные парашютики;

·        Перед дождём зелёный «хвостик» моркови никнет, а в сухую погоду выпрямляется;

·        Листья картофеля к ветру поднимаются вверх;

·        Вьюнок полевой перед ухудшением погоды стелется по земле, вьётся по стеблям соседних растений, цветы свёртываются в трубочку;

·        Иван-чай перед дождём закрывают цветки. Открываются они в 5-6 часов утра;

·        Одуванчик раскрывает цветок в 5, а закрывается в 2 часа дня.

Живые синоптики есть среди бабочек и мошкары. Когда бабочка-крапивница прячется в укрытие, можно предсказать, что ясная сухая погода перейдёт в неустойчивую, с дождями и грозами.

Если мошкара в вечерние часы собирается в воздухе столбиком, это предвещает вёдро (хорошую погоду). Это же предсказывают и комары, когда летают тучками на одном месте, поднимаясь и снова опускаясь.

2)    Маленький, но очень опасный враг-иксодовый клещ

Укус иксодового клеща может привести к заражению клещевым энцефалитом-болезни, поражающей нервную систему, -или менее тяжкому, но более распространённому заболеванию-клещевому боррелиозу, болезни, поражающие вышечные ткани.

Наиболее любимые места обитания иксодовых клещей – места, где много лиственных насаждений. Самыми опасными месяцами являются май – июнь, когда активизируется голодные после зимней спячки клещи.

Как же уберечься от возможного укуса иксодового клеща?

1.     Без серьёзной необходимости не посещайте леса смешанного типа в мае – июне.

2.     При нахождении в лесу, как бы ни было жарко, необходимо носить закрытую одежду, плотно прилегающую к телу и хорошо заправленную, чтобы затруднить заползание клеща.

3.     Хорошо опрыскать одежду и открытые части тела специальными репеллентами, продающимися в аптеках и парфюмерных отделах магазинов.

4.     Периодически, каждые 10 – 15 минут, следует проводить само и взаимоосмотры  для обнаружения прицепившихся клещей (клещи присасываются не сразу, и 10 – 15 минут вполне хватает, чтобы обнаружить и снять ещё не присосавшегося клеща ).

5.     Если же клещ уже присосался, следует покрыть клеща каким – нибудь жиром – вазелином, маслом (дыхательные поры, расположенные на брюшке, перестанут пропускать воздух, и минут через 40 клещ отпадёт).

6.     Снятых с одежды и тела клещей надо обязательно сжигать.

7.     При укусе клещом надо немедленно прервать прогулку и обратиться в ближайший медпункт для проведения профилактических мероприятий.

ПОМНИТЕ!

1.     Если клещ присосался, его ни в коем случае нельзя вытаскивать из кожи. Соединение головогрудки клеща с брюшком весьма хрупкое и при попытки вытащить клеща оно разрывается.

2.     Ни в коем случае нельзя сбрасывать клещей на землю и раздавливать ногой, а тем более рукой, так как вирус заражённого клеща разбрызгивается с его внутриполостной жидкостью и может попасть в организм человека через поры кожи и слизистую оболочку глаз, носа, рта.


 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ

Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей, оказавшихся в экстремальных условиях, гибнут из-за того, что их парализует страх перед разгулявшейся стихией, неправильные действия

Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей, оказавшихся в экстремальных условиях, гибнут из-за того, что их парализует страх перед разгулявшейся стихией, неправильные действия

ЧС мобилизует людей. Не последнюю роль в условиях выживания играет чувство юмора

ЧС мобилизует людей. Не последнюю роль в условиях выживания играет чувство юмора

Умение находить воду – очень важный навык для выживания

Умение находить воду – очень важный навык для выживания

При выживании в составе группы главное, чтобы максимально возможное число дел выполнялось параллельно

При выживании в составе группы главное, чтобы максимально возможное число дел выполнялось параллельно

К сожалению, «боги погоды» - метеорологи не всегда отличаются точностью, а порой дело не обходится и без курьёзов

К сожалению, «боги погоды» - метеорологи не всегда отличаются точностью, а порой дело не обходится и без курьёзов

Укус иксодового клеща может привести к заражению клещевым энцефалитом-болезни, поражающей нервную систему, -или менее тяжкому, но более распространённому заболеванию-клещевому боррелиозу, болезни, поражающие вышечные ткани

Укус иксодового клеща может привести к заражению клещевым энцефалитом-болезни, поражающей нервную систему, -или менее тяжкому, но более распространённому заболеванию-клещевому боррелиозу, болезни, поражающие вышечные ткани
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020