Тема урока |
"Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
Цель, задачи |
Цель: Формирование представления о семье – как о ячейки общества; об основной общественной, культурной, государственной состовляющей, носителе исторических традиций. Задачи: Образовательные – представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи. Развивающие – развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, умения слушать собеседника. Воспитательные – осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; воспитание уважительного отношения друг к другу, культуре и традициям различных народов.
|
Планируемые результаты урока |
Личностные: -ступенька в развитии самосознания - присвоение коллективного опыта - развитие рефлексии Предметные; Овладение представлением о (традиционной) семье и ее культурной роли. Метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения: осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения; осуществление деятельности, направленной на решение поставленной задачи; анализ достигнутых результатов. |
Необходимое оборудование |
Учебник, мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска) |
Дидактическое обеспечение |
Ватман. Раздаточный и презентационный материал. |
Этап |
Время |
Активный метод обучения (прием, способ, техника) |
Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация |
1 мин |
Приветствие |
Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать. |
Вхождение или погружение в тему |
2-3 мин |
Притча |
Начать урок я хочу с притчи : «О детях и их родителях». Один человек пришел к старцу и сказал: - Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение? - Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?
|
Формирование ожиданий учеников |
1 мин |
|
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Учитель уточняет, говоря, что речь пойдет о семейных ценностях) |
Интерактивная лекция |
7 мин. |
«Герб семьи» |
Статья «Семейные ценности» Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности. Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений. Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семейный альбом, родословное дерево – кладезь исторической памяти – также являются семейными ценностями. Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи, ее ценности. Герб – дает уникальную возможность увековечить свою фамилию, создать династию, основать род. - Созданный герб является мощным оберегом своего
владельца, объединяющим род, принося ему жизнестойкость и процветание. - Демонстрация
гербов учениками. |
Погружение в проблему |
7 мин |
Метод «Дом – символ счастья». Презентация |
Перед вами дом. Он символизирует счастье человека.
Запишите в окошечках «домика» слова, характеризующие вашу семью, отношения
между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на
слайде. |
Эмоциональная разрядка (разминка) |
1-2 мин |
|
Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра , пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу, пусть помаршерует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных. |
Проработка содержания темы |
8-10 мин. |
Интеракция. Метод «Мозговой штурм» |
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. Каждый читает и анализирует материал, посвященный одной религии. Давайте внимательно прочитаем эти тексты , перескажет их. Зафиксируем основные ценности
семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые
соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных
культурах? (приложение №1)
|
Просмотр видеопроекта « Семья – главная ценность» |
5 мин |
|
|
|
5 мин. |
Составление семейных заповедей.
|
- Какая семья называется дружной? О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь. « Как появилась дружная семья». Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?). Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба. «Почитай отца твоего и мать твою» Ветхий Завет. Книга Исход. «Чти родителей и прародителей своих, и всё сотворённое ими чти и почитай» (Д. Лихачев) Свято храни честь своей семьи. Никогда не бездельничай, когда родители трудятся. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей. И т. д.
|
Подведение итогов |
2 мин. |
Рефлексия |
Сейчас
обратимся к символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза
и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам
понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и
интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если
урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным,
вызывающим сомнение – вопрос. |
Д/ з |
1 мин. |
|
Найти притчу о семье, объяснить ее смысл |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.