Организационный этап.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Альгисовна. Я учитель начальных классов. И сегодня мы с вами проведем этот урок вместе. Желаю вам всем удачи!
- Чтобы сформулировать тему, давайте посмотрим на экран. Вы видите ребус. Отгадайте его. Слайд 2
- Правильно! Что вы понимаете под словом «Родина», какой смысл вы в него вкладываете?
- Молодцы! Родина - место, где мы родились, выросли, живём. Это наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия.
- В каком районе мы живём?
- Правильно! Мы живём в Грязинком районе.
Слайд 3
Растительность на территории района богата сосновыми и смешанными лесами в которых есть грибы, ягоды, лекарственные растения. Животный мир так же как и растительный разнообразен.
- В какой области мы живём?
- Молодцы! Мы живём в Липецкой области.
Слайд 4
Липецкая область располагается в центральной части страны. Её природа чрезвычайно богата и разнообразна пейзажами. Кроме того, здесь располагается множество заповедных зон с редкими видами растительного и животного миров.
- А кто знает, какое растение изображено на гербе Липецкой области?
Слайд 5
- Молодцы! Липа – центральная фигура герба, олицетворяет жизнь и жизненный рост. Пять холмов символизируют территории областей, на исторических землях которых находится регион. Зеленые холмы также символизируют плодородие Липецкой земли и развитое сельское хозяйство.
- А вот еще ребусы! Отгадайте их! Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
- Объедините эти три сова. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Слайд 9
- Правильно! Тема нашего урока: «ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ». И сегодня мы с вами сделаем первые шаги в изучении нашего края.
- Запишите название темы в свои рабочие листы.
- А что такое флора? (С латинского языка растительный мир) Табличка на доске
- А что такое фауна? (С латинского языка животный мир) Табличка на доске
Слайд 10 пустой
Игра «Узнаем по описанию»
- А сейчас мы узнаем, какие наиболее распространённые представители флоры и фауны растут и обитают в нашем крае.
Учитель загадывает загадки. Каждая отгадка подтверждается иллюстрацией, которая вывешивается на доску.
1. Это дерево цветет, Аромат и мед дает. И спасает нас от гриппа, От простуд царевна – … (Липа)
2. Он в лесу, как богатырь – весь огромный – ввысь и вширь! Лист красивый, вырезной, зелен летом и весной. (Дуб)
3. Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке В белом сарафане (Берёза)
4.Он красивой розе брат, Если ты не виноват, Все равно имей в виду, Может уколоть в саду. (Шиповник)
5.Зелёная красавица, Тронешь, обжигается. (Крапива)
6.На дворе растёт трава, Золотая голова. (Одуванчик)
- Рассмотрите рисунки растений и подумайте, на какие группы их можно распределить.
Учащиеся распределяют «растения» по группам. В итоге должны получится «деревья», «кустарники», «травы». Учитель вывешивает название групп на доску.
- Откройте рабочие листы. Запишите название групп, и по одному представителю каждой группы в свои рабочие листы.
- Почему именно так вы объединили растения?
- Но кроме растений, в нашем крае есть и множество животных. Давайте узнаем, какие животные обитают в нашей местности.
Учитель загадывает загадки. Каждая отгадка подтверждается иллюстрацией, которая вывешивается на доску.
1.Сидит на ветке, а не птица Есть рыжий хвост, а не лисица (Белка)
2. Эта рыжая плутовка Наших кур ворует ловко. Зверя нет в лесу хитрей Кто она? Скажи скорей! (Лиса)
3.Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – Хмурый и сердитый (Лось)
4. Что за птичка на суку Нам поёт ку-ку, ку-ку? Всем в лесу она подружка, А зовут её – (Кукушка)
5.Эта маленькая птица Петь большая мастерица На берёзке средь ветвей Трель заводит… (Соловей)
6.Рыба полосатая, Хищная, опасная, Ловит маленьких мальков, Красный цвет у плавников! (Окунь)
7. Не человек, не зверь, а с усами. (Сом)
8. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
9. На ромашку у ворот Опустился вертолет- Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
10. Скачет по болоту Зелёная квакушка. Зелёненькие ножки, Зовут её… (Лягушка)
11. Потеряла пол – хвоста! Только это – не беда! У неё же снова Отрастает новый! (Ящерица)
- Рассмотрите рисунки животных и подумайте, на какие группы по определённым признакам их можно разделить.
Учащиеся распределяют «животные» по группам. В итоге должны получится «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «земноводные», «пресмыкающиеся». Учитель вывешивает названия групп на доску.
- Запишите название групп, и по одному представителю каждой группы в свои рабочие листы.
- Почему именно так вы объединили животных? (Звери – тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком. Птицы – тело покрыто перьями. Рыбы – тело покрыто чешуёй. Насекомые – имеют 6 ног. Земноводные – обитают и в воде и на земле. Пресмыкающиеся – ползают по земле.)
- Молодцы ребята!
Закрепление
- Вашему вниманию предоставляется самостоятельное задание в рабочих листах (таблица). Ваша задача выбрать только ту характеристику, которая относится к вашему животному или растению, напротив поставить галочку. Работаем в парах. Звуки природы.
(На рабочих листах таблица с характеристиками. Дети ищут нужную. Отмечают затем зачитывают).
- Кто готов зачитать описание?! Сначала называйте что изображено на картинке, потом описание.
- Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнём.
(Слайд 11)
Физкультминутка
- Богата наша область растениями и животными! Но человек должен беречь природу. Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Охранять природу - значит охранять Родину». (Слайд 12)
- А что делают люди для спасения растений и животных? (Ответы детей)
- Вы все правы!
- Для охраны природы создаются специальные заповедники. На территории Липецкой области находится заповедник «Галичья гора». (Слайд 13) Первый заповедник Центрального Черноземья, один из самых маленьких заповедников в мире.
- В красную книгу Липецкой области (Слайд 14) занесены объекты растительного и животного мира, находящиеся под угрозой исчезновения или состояние которых внушает серьезные опасения за их дальнейшую судьбу. 360 видов растений и 196 видов животных.
- А сейчас мы с вами расшифруем знаки и вспомним как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить животным и растениям вреда. (Слайд 15-22)
+Не рви растения.
+Не ломай ветки деревьев и кустарников.
+Не топчи траву.
+Подкармливай птиц зимой.
+Не разоряй гнезда
+Не лови бабочек
+Не уноси детёнышей животных домой
+Не шуми на природе
- Молодцы!
Рефлексия
(Слайд 23)
«Дерево чувств»
На ваших столах в файлах лежит раздаточный материал. Возьмите яблоки разных цветов. Я прошу вас выбрать яблоко соответствующего цвета. Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно – яблоко зеленого цвета. Если урок понравился, но не совсем справился – яблоко жёлтого цвета. Если было скучно и ничего не выполнил – яблоко красного цвета.
(Слайд 24)
А теперь пришло время оценить себя и свою работу на уроке.
Сейчас работаем с листом учебных достижений.
Подпишите его.
Вы видите 5 утверждений. Если вы согласны с утверждением, ставите знак «+», не согласны - не ставите. Подсчитайте количество и выставляйте оценку в дневник и запишите домашнюю работу, которая прописана в рабочих листах (разгадать кроссворд).
Итог урока
- Вот мы и познакомились с природой нашего края. Очень хотелось бы, чтобы вы любили вашу малую родину и сохраняли её красоту и богатство. Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода и многое другое.
(Слайд 25)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.