лучшедома
Конспект урока по окружающему миру (1 класс) Тема: «Дыхательная система»

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) Тема: «Дыхательная система»

docx
11.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект «Дыхательная система» 6 окруж мир.docx

Приложение

Конспект урока по окружающему миру

(1 класс)

 

Тема: «Дыхательная система»  

Цели: формировать знания учащихся о дыхательной системе; расширять знания о значении чистого воздуха для организма человека; ознакомить с гигиеной дыхания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Жизнь! Люблю ее безмерно!

В ней лишь ключ к познанью верный.

Холод, зной, восход, закат,

Лед и пламя, свет и тени –

Мудрой жизни проявленье

В них приветствовать я рад.

                                 Наим Фрашери

Учитель: - Эти замечательные строки вдохновляют нас на активное и заинтересованное продолжение познания окружающего мира, в котором столько таинств и открытий нас еще ждет.

– А кто из вас знает, в чем секрет Винни-Пуха, который, взбираясь на большое дерево, чтобы полакомиться медом, способен, несмотря на усталость, еще и петь?

Это и неудивительно, что вы затрудняетесь с правильным ответом.

А в том и секрет, что с правильным дыханием у медвежонка все в порядке. У него, как говорят спортсмены, хорошая «дыхалка». Может, кто-то из вас помнит художественный фильм о десантниках «В зоне особого действия»? Там об этом достоинстве Винни-Пуха авторы фильма напоминают в следующем эпизоде. Молодой командир группы лейтенант Виктор Тарасов, получив ответственное особое задание и выкладываясь на предельном режиме движения через лес, все время подбадривает себя песенкой из репертуара плюшевого мишки:

Хорошо живет на свете Винни-Пух!

Оттого поет он эти песни вслух!..

Согласитесь, что распевать во время выматывающего марш-броска способен не каждый.

Нам, существам, дышащим воздухом, обычно в голову не приходит, что мы живем в сущности на дне гигантского бассейна, состоящего из газовой  смеси.  Общий  вес  ее  в  тоннах  составляет  труднопостижимую цифру – 6 000 000 000 000 000. Еще удивительнее, что нам «ни жарко ни холодно» от сознания, что значительную часть этой тяжести мы буквально носим на себе. В среднем на поверхность тела человека атмосфера давит тяжестью в 18 тонн (что сопоставимо с весом тяжелого танка). А нам при этом и горя мало – бегаем, прыгаем, смеемся и даже сами поднимаем тяжести, правда, куда более скромные.

Вы, наверное, догадались, что говорить сегодня мы будем о дыхании.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

– Как вы заботитесь о своих зубах?

– Что вы делаете для их профилактики?

– Расскажите, как правильно чистить зубы.

– Какие вы знаете правила для сохранения здоровых и красивых зубов?

2. Чтение составленных меню учащимися.

Выбор наиболее удачных из них. Обмен кулинарными рецептами и блюдами между учащимися.

III. Формирование новых знаний.

1. Вводное слово.

Учитель:  – Без пищи, как известно, человек может прожить несколько недель. Бывали, впрочем, случаи, когда люди выживали и после многомесячного голодания, но здесь играли роль особенности организма и умение «управлять» им в процессе голодания. Иначе говоря, «запас прочности» против временного недоедания, заложенный в нас природой, достаточно велик.

А вот без воды человек не может прожить и недели, хотя сам он в основном из нее и состоит. В организме человека 65 процентов воды (даже в костях ее 22 процента). Вроде бы многовато? Но лишней нет, и организм моментально реагирует на водный дисбаланс. Потеря даже 10 процентов воды может вызвать обморочное состояние, при более значительной потере воды смерть неизбежна. И все же обратите внимание, что даже при таком жестком режиме водообмена эволюция предоставляет человеку возможность выжить (если, к примеру, он проявит старание и смекалку в стремлении утолить жажду).

Но природа, увы, никак не позаботилась о нас на случай нехватки третьего и самого главного компонента поддержания жизни – воздуха, которым мы дышим. Впрочем, некоторые млекопитающие и в этих обстоятельствах не так уж беспомощны. Легкие кита, например, способны вместить до 10 тысяч литров воздуха, и с этим запасом он может нырнуть на километровую глубину океана, а дельфин может охотиться на глубине 300 метров. Навыками задержки дыхания при погружении в воду обладают и многие птицы.

А человек? Эти способности он может развить у себя только тренировкой. Самые искусные собиратели жемчуга и губок проводят до трех минут на глубине 40 метров, а на меньшей глубине – и до пяти минут. Но для этого тренироваться им нужно еще с детства.

«Dum spiro, spero», – сказал римский поэт Овидий, и эта фраза («Пока дышу, надеюсь») стала крылатой, ибо дыхание – действительно самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», на которой висит наше земное существование. И мы, также не случайно, говорим, когда нам что-то крайне, позарез необходимо, что это нам нужно «как воздух».

Как же все-таки относиться нам к этой «ниточке», связывающей нас с жизнью? Считать ли нам, что она у всех одинаковой прочности и беспокоиться не о чем? Вспомнив о том, что не каждый способен петь на бегу песни, многие из вас, думается, с этим не согласятся. И правильно сделают! «Ниточку», несомненно, нужно по возможности укреплять. Чтобы научиться это делать, надо прежде всего хорошо уразуметь, что такое дыхание и как мы дышим.

Жизнь человека – это непрерывный расход энергии, которая используется для деятельности различных органов. Даже при полном покое, глубоком сне ее расход не прекращается, хотя и сокращается в 2–3 раза по сравнению с бодрствованием. Поэтому нормальная жизнедеятельность возможна лишь при регулярном пополнении израсходованной энергии.

Каждому известно, что источниками энергии в живом организме служат питательные вещества: углеводы, жиры, белки – словом, то, что содержится в пище. Чтобы высвободить скрытую в них энергию, необходимо их в организме «сжечь», то есть окислить. При этом никак не обойтись без кислорода. Разумеется, во время окислительных процессов в результате обмена веществ в тканях образуется углекислый газ. Его-то мы и удаляем из организма с выдыхаемым воздухом.

Никакое самое современное промышленное предприятие с десятками взаимосвязанных цехов, отделов и служб не сравнится по сложности с взаимодействием органов и тканей даже обыкновенной мыши. У человека эти взаимосвязи и взаимодействия много сложнее, и процесс непрерывного обеспечения особенно важен. Ведь только на работу его уникального мозга уходит львиная доля поступающей в организм энергии.

Вот почему воздух нужен нам «как воздух», то есть жизненно необходимо постоянное поступление кислорода в организм из окружающей среды. «Экономить» на этом человек не вправе, ибо даже временное прекращение доставки кислорода к тканям резко нарушает обмен веществ, ведет к массовой гибели клеток, словом, грозит необратимыми последствиями.

За всю свою жизнь человек делает примерно 800 миллионов вдохов и столько же выдохов. Но сами мы не командуем этим процессом – все за нас «автоматически» делает уполномоченный на это отдел головного мозга (продолговатый мозг), чутко реагирующий на малейшую нехватку кислорода в крови. Хотя, конечно, в любой момент мы можем перевести процесс дыхания с «автоматического» на свое осознанное управление, задать ему  нужный  нам  ритм,  изменить глубину вдохов и продолжительность выдохов.

Теперь давайте вместе медленно вдохнем и представим, что при этом происходит. Мышцы грудной клетки заставили ее раздаться пошире, и в образовавшееся пространство легочных мешков ринулся воздух, пробежавший мгновенно через носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи и бронхиолы. В этой «системе трубок» нет ничего лишнего. В носовой полости, например, воздух согревается, очищается и увлажняется. Да, носовая полость – это наш природный «кондиционер», обеспечивающий легким определенный стандарт поступающего в них воздуха, то есть благоприятные условия для их работы.

Из носа воздух попадает в глотку, а затем в гортань. Здесь продолжается его согревание, увлажнение, а при необходимости и очищение: любая инородная частица будет немедленно выброшена при кашле.

Наши легкие занимают внутри грудной полости почти все пространство. Каждый легочный мешок одет снаружи тонкой пленкой – легочной плеврой. Кроме того, внутренняя стенка грудной полости тоже покрыта пристеночной плеврой. Между ними имеется герметически замкнутое пространство (плевральная полость), заполненное плевральной жидкостью – это как бы смазка непрерывно работающей живой машины, поскольку уменьшает трение легких о стенки грудной полости при дыхательных движениях.

Благодаря ритмическим сокращениям и расслаблениям дыхательных мышц грудной клетки, а также диафрагмы в легких обновляется воздух. Весьма существенно, что кроме мышц всасыванию воздуха в легкие помогает своими движениями и диафрагма, расположенная ниже легочных мешков. Это не только дополнительный мощный насос – врачи называют ее «венозным сердцем» человека. Соседствуя с печенью, селезенкой, она своей активностью и им не дает «спокойной жизни», чем способствует оживлению кровообращения. В то же время, сжимая кровеносные и лимфатические сосуды брюшной полости, диафрагма не дает застаиваться густой венозной крови и лимфе.

Но вернемся к легким. В них, как известно, совершается газообмен между воздухом и кровью. Представьте себе виноградную гроздь из 300–350 миллионов ягод. Она была бы, вероятно, не меньше одноэтажного дома величиной, но вызвать зрительный образ этого изобилия все же можно. Несколько труднее представить себе, что такое количество «ягодок», только крошечных, находится в «грозди», умещающейся в одном легочном мешке, но эта картинка и будет схематично иллюстрировать всю мощь газообменного легочного аппарата, насыщающего нашу кровь кислородом.

Каждая «ягодка» (альвеола) – это наполненный воздухом пузырек. Подобно хоккейному мячу, оплетенному красными веревочными жгутами, альвеола тоже оплетена тончайшими кровеносными сосудами – капиллярами, а пленка пузырька так тонка, что сквозь нее в кровь свободно проходят молекулы кислорода, а из крови – молекулы углекислого газа.

Молекулы? Да, но ведь это такая малость! Сколько же их должно проходить, чтобы быстро обогащать кислородом литры и литры крови?

Не  будем,  однако,  недооценивать  могущества  более  чем  полумиллиардной армии неустанно работающих альвеол. Если поверхности их тончайших  пленок  сложить  в одну, это займет площадь от 100 до 150 квадратных метров! И кстати, на такой площади действительно можно построить дом.

Но вот еще вопрос: почему это кислород «хочет» соединяться с кровью? Дело в том, что в крови находится вещество – гемоглобин, который легко берет его себе в попутчики. Вещество это, можно сказать, волшебное, и его недаром называют «дыхательным пигментом». «Да, но "пигмент" – это значит "красящее"», – удивится, может быть, кто-нибудь из вас. И этому есть объяснение. Хотя гемоглобин – сложное белковое соединение, в нем нашлось место и атомам железа, которые в этой упряжке отнюдь не бездельники. Вы замечали, как простое железо стремительно окисляется (проще говоря, ржавеет), стоит ему попасть в достаточно влажную среду? Рыжий слой ржавчины покрывает поверхность железного предмета в воде и буквально у вас на глазах окрашивает его. Так вот, биологи утверждают, что именно наличие в гемоглобине железа и делает нашу кровь красной.

Но окрашивание само по себе не так уж важно. Важно то, что, будучи ответственным за транспортировку по нашим сосудам как кислорода, так и углекислого газа, гемоглобин все же прочнее связывается как раз с кислородом и легко отдает в обмен на него углекислый газ. В этом его незаменимое достоинство и большая ценность для нашего здоровья. В 100 граммах крови содержится до 16,5 грамма гемоглобина, а ведь каждый грамм этого вещества способен присоединить к себе 1,33 миллилитра кислорода!

Еще надо заметить, что частично человеку помогает дышать и его кожа. Ее поверхность составляет площадь от полутора до двух квадратных метров в зависимости от комплекции, роста и возраста владельца этой замечательной «одежды». По сравнению с суммарной площадью поверхности альвеол это, конечно, ничтожно мало. Но миллионы пор кожного покрова делают свое дело, и, конечно же, не раз замечали, что человек с грязной, осалившейся кожей, давно не смывавший пота, как правило, дышит тяжелее обычного, быстрее устает.

2. Объяснение по теме урока.

 Учитель:  – Заметьте время и задержите дыхание.

– Долго ли вы сможете не дышать? Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3–4 и даже 6 минут, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, а потребление его идёт непрерывно. Поэтому кислород должен поступать в организм постоянно.

Учитель: – Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживёт и несколько минут. Человек дышит всегда – и когда работает, и когда гуляет, и когда спит. Дыхание происходит при помощи целой системы органов дыхания. Когда мы делаем вдох, воздух поступает в носовую полость.

Учитель показывает изображения на таблице «Дыхательная система».

Учитель: – На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль  и разнообразные мелкие частицы. Кроме того, здесь воздух обогревается.

– Подумайте, почему надо дышать через нос, а не через рот.

Ответы учащихся.

Учитель: – Дальше воздух попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в легкие. Из легких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очередь приносит в легкие использованный в организме воздух, и мы его выдыхаем.

Учитель: – Понаблюдайте за своим дыханием. Ваши рёбра и живот то поднимаются, то опускаются. Это вдох и выдох. При вдохе в лёгкие входит чистый воздух; кровь забирает из воздуха кислород и разносит его по всему телу.  В  обмен  кровь  отдаёт  лёгким  переработанный  воздух,  который выделяется во время работы мышцами, мозгом и другими органами. При выдохе грудная клетка сжимается и переработанный воздух выталкивается наружу.

Человеку приходится много времени проводить в помещениях, где он учится, работает, питается, спит. Нужно заботиться, чтобы в них всегда был чистый и свежий воздух.

Учитель: – Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух?

Учитель: – Почему полы нужно подметать влажным веником или протирать влажной тряпкой?

Учитель: – Приходилось ли вам бывать в душном помещении?

Учитель: – Как вы себя чувствовали там?

Помещение нужно чаще и дольше проветривать, лучше всего посредством сквозняка. Сквозняк  возникает при одновременном открывании окон и дверей на противоположных сторонах помещения. Чтобы не простудиться, в это время надо выходить из комнаты. Особенно хорошо надо проветривать комнату перед сном. Сон при свежем воздухе очень полезен для здоровья. Во время сна никогда не накрывайте голову одеялом.

Учитель: – Прочитайте требования, написанные в учебнике на с. 20. Объясните, как вы их понимаете.

Учитель: – Есть ли невидимые враги в воздухе?

Ответы учащихся.

Учитель: – В воздухе вместе с пылью всегда содержатся бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся в подвешенном состоянии. Там, где в воздухе много пыли, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 мвоздуха их 15–20, на улице – до 5000.

Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий – 2600 микробов, а к концу занятий первой смены их количество достигает 13500!  Из  одной  бактерии  при  температуре +30 °С через каждые 30 минут  образуется  две,  а  при +20 °С их деление замедляется в 2 раза, а при +10 °С – в 20 раз.  Прекращают  размножаться  микробы при температуре +3… 4 °С. В зимнем морозном воздухе микробов почти нет. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

«Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач» – гласит итальянская поговорка.

В воздухе содержится также пыльца растений, которая у человека вызывает аллергию. И  мы сейчас немного разомнемся.

Физкультминутка

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться,

на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

1) Задание 25 на с. 10 с последующей коллективной проверкой.

– Что происходит с воздухом в носовой полости?

– Что мы вдыхаем? Что выделяем при выдохе?

2) Самостоятельное выполнение задания 26.

– Оцените свою работу по критериям, данным на с. 10 рабочей тетради.

V. Итог урока.

– Как устроена и работает дыхательная система?

– Почему при плохой осанке у человека хуже работают сердце, легкие и другие внутренние органы?

Домашнее задание: выполнить задание 24 в рабочей тетради № 1.

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)