ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Технологическая карта по окружающему миру
для 2 «В» класса
на тему:
«Звездное небо».
Выполнила:
Студентка группы Ш-47
Велижанинова Полина Александровна
Проверил:
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » _________________
Соликамск, 2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока |
Звездное небо. |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Познакомить с новыми созвездиями и научиться их различать. Научить строить модели созвездий. |
Тип урока |
Урок изучения нового. |
Планируемые образовательные результаты |
1. Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): 2. -Дать новые знания о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака; 3. -Развивать умение ориентироваться по звёздному небу; 4. Учить применять знания о звёздном небе в повседневной жизни. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные : имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная работа, работа в парах. |
Оборудование |
Учебник «Окружающий мир 2 класс», доска, презентация, карта звёздного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Промежуточный контроль |
Орг. момент |
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: приветствие учителя; Регулятивные УУД: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
Проверка готовности к уроку; зрительный контакт |
Краткие сведения за наблюдениями за погодой |
|
- Перед тем как мы начнем наш урок, мы с вами заполним страницу дневника наблюдений за сегодняшний день. (На доске прикреплена страница дневника наблюдений размером А3, а на слайде выведены условные обозначения. К доске вызывается один ребенок, который будет вписывать данные, остальные будут ему помогать по поднятой руке).
Данные в дневнике: - Дата; - Температура воздуха; - Осадки; - Направление ветра; - Облачность. - Листопад - Давайте сделаем вывод о погоде сегодня. Вывод: Сегодня на улице ясно, безоблачно, безветренно, осадки есть в виде инея, температура воздуха + 5 С, наблюдается такое явление туман, дожди. |
Наблюдают за погодой, отвечают на вопросы.
Сегодня на улице ясно, безоблачно, Облака перистые нет ветра, осадки есть в виде инея, температура воздуха + 5 С, наблюдается такое явление ….. |
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Устный опрос |
Актуализация знаний |
|
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим те знания, которые вы уже имеете. Решение кроссворда. Вы должны вместе с соседом решить кроссворд. Даю вам 2 минуты. Затем вместе проверим. 1. Небесное тело, которое само излучает свет - ЗВЕЗДА 2. Звезда, вокруг которой вращается земля – СОЛНЦЕ 3. Группа звезд, расположенных в звездном небе-созвездие. 4. Созвездие названое в честь царя зверей- лев. 5. Голубой шатер весь мир накрыл. –небо Итак, начнем проверять. Читаем вопрос и говорим сразу ответ. Начинаем с… по цепочке. Вывод: Отлично, мы с вами потренировались и вспомнили понятия солнце, звезда, созвездие льва. Мы проходили это с вами ранее в 1 классе и сегодня они нам понадобятся для работы. Можем приступать дальше. |
Решают кроссворд |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: определять и сохранять цели и задачи урока. Познавательные УУД: умение находить лишнее. |
Устный опрос |
СТИЦ
|
|
Теперь предлагаю вам графический диктант. У вас на партах есть листы в клетку. Пока что они у нас пустые, но совсем скоро на них появится изображение. Для этого возьмите в руки карандаш и внимательно слушайте меня. (графический диктант). Сели правильно, спинки прямо! Начинаем с красной точки, которая у вас уже изображена. Что у вас получилось на изображении? Ребят, а что такое звезда? Звезда- шарообразные небесные тела, обладающие свойством светиться. Состоят они из газа и пыли. Теперь давайте вывесим наши звезды на доску! Посмотрите, какая красота! Что вам напоминают наши изображения? - Ребята, сегодня мы действительно с вами продолжаем путешествовать по звездам. Но может данная аудиозапись поможет вам более точно понять тему. Для этого закройте глаза и прислушайтесь. (звучит звук ночного неба, природы). Что вы представили, слушая данную аудиозапись? Мне представилось звездное небо. Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?
Тема нашего урока так и звучит: Звездное небо. - Сегодня мы узнаем, чем прекрасно небо, что называют созвездиями, познакомимся с картой звёздного неба. А также узнаем о знаках зодиака.
|
У ребят должна получиться звезда.
Звезда
Огромные светящиеся шары.
Звездное небо, созвездия.
Спокойствие, небо, лес, звезды Тема урока: звездное небо. Звезды и тд
|
Работа в парах |
Познавательные УУД: формирование логических действий сравнения, классификации на основе внешних признаков. |
Устный опрос Письменный контроль
|
Объяснение нового материала
Физминутка
|
Разговор о телескопе
Разговор об астрономии
Разговор о созвездиях
Виды созвездий
Практическая работа
Знаки зодиака |
- Как много мы еще с вами не знаем о тайнах нашего неба. Ответы на некоторые вопросы вам помогут найти книги и беседы со взрослыми. А на некоторые вопросы, вы получите ответ уже сегодня на уроке. Вот они эти вопросы: (на слайде) - Какой помощник есть у человека для наблюдения за звездами? - Что такое созвездия? - Какие существуют созвездия? - Что такое знаки Зодиака? Ну что, приступим. Посмотрите на экран. (фото ночного неба) Вдали от городских огней ночное небо полно жизни. Это мерцают 6 тысяч звёзд, которые можно разглядеть без приборов. Они складываются в причудливые рисунки. За миллионы лет наблюдений ночного неба, люди выделили 88 групп ярких звёзд. Но чтобы нам рассмотреть их поближе, соберите слово, которое зашифровано. ле скоп те (на доске) (телескоп) - А что это такое? (ответы детей) (Телескоп – астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил.) ……подготовил для вас сообщение. Телескоп Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - Дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, что увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзды не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. Галилео Галилей изобрел первый в мире телескоп. Это изобретение изменило представление человечества о Вселенной.
Спасибо большое! Теперь у ребят не возникнут вопросы, что ж такое телескоп. А кто знает, как называется место, где наблюдают за звездами через телескоп? Это место называется обсервато́рия (от лат. Observatio — наблюдение) — сооружение, используемое для наблюдения и слежения за различными объектами и явлениями на Земле и в космосе, в том числе и за звездами. Микровывод: Вот мы с вами посмотрели, с помощью чего смотрят на звезды и где за ними наблюдают.
Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах. У него много лепестков, похожих на лучики. - Кто догадался, как называется этот цветок? (астра) - От этого слова возникла наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия», в переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия это наука о звездах.
- Как вы думаете человека, который изучает звезды, называют (астроном). В старину их называли звездочетами. В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями. Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями. Созвездие — группа звёзд, объединённая общим названием. Таким образом, астрономия необычная наука о звездах, а занимаются изучениями астрономы. Они соединяют звезды и тем самым получают разнообразные созвездия. Но чтобы отправиться в путешествие по созвездиям, предлагаю отдохнуть. Физминутка Над Землёю ночью
поздней, (Руки
вверх, в стороны, вниз)
В каждой древней цивилизации люди давали имена этим созвездиям, называя их в честь богов, героев, или давали названия животных или хорошо известных предметов. На картах звёздного неба созвездия издавна было принято изображать в виде разных фигур.(показ карты и энциклопедии) Давайте же узнаем об одном из загадочных созвездий: видео об ОРЕОНЕ. Ориона представляли в виде человека. По легенде Орион — это сын греческого бога морей Посейдона. Он был охотником, поэтому держит в правой руке дубинку, а в левой — щит, у него на поясе висит меч. Отлично, но посмотрите! (фото частицы созвездия лебедя) Чей же это хвост среди звёзд? Это созвездие Лебедя. Его легко найти на ночном небе.
Звёзды в созвездии Лебедя образуют чёткий крест. Линия, проходящая поперёк Млечного пути, слёгка изогнута, как крылья. Для древних кочевников и мореходов это было важное созвездие, потому что оно выделяется среди россыпи звёзд, как большой крест. Его иногда так и называют, Северный крест.
Наблюдая на небе созвездие Лебедя, путешественники находили неяркую Полярную звезду. Созвездие Лебедя позволило раскрыть многие тайны Вселенной. Крупные звёзды кажутся такими, потому что находятся близко к Солнцу. Астрономам легко их наблюдать и изучать.
Но есть еще одно очень красивое созвездие… Кассиопея — созвездие Северного полушария неба. Созвездие названо именем жены эфиопского царя Кефея. Согласно одной из версий мифа, Кассиопея за своё хвастовство была привязана к креслу, сидя на котором, обречена кружиться вокруг Северного Полюса, переворачиваясь головой вниз. Основные звёзды созвездия образуют букву «М». Весной и летом эта буква перевёрнута. Мы с вами посмотрели, что такое созвездия и какие они бывают. Также узнали, как называют людей, которые увлекаются наукой астрономией. Сейчас, я предлагаю вам побыть творцами и попробовать составить созвездия. У каждого на парте есть дощечка и нитки. Ваша задача попробовать составить созвездие, которое мы уже с вами знаем. Первое созвездие сделаем вместе. Начнем с Кассиопеи. Сначала вы смотрите, как ее можно выполнить, затем попробуйте самостоятельно. (индивид. работа учителя) Отлично! Теперь выберите одно из представленных на слайде созвездий, на ваше усмотрение. Время я вам даю 3 минуты. Попробуйте изобразить его сами.
Выставка работ. Посмотрите, какие прекрасные созвездия у нас получились! Как будто настоящее звездное время. Ребят, но наш мир не такой и простой. Вы знали, что каждый из нас обладает тайной. Эта тайна называется ЗОДИАКА. Кто знает, что же такое зодиак? Зодиак — это пояс созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года. Наша планета за год совершает полный оборот вокруг Солнца. Каждый месяц на своём пути она встречает новое созвездие. Древние греки назвали этот круг созвездий Зодиаком.
Хотя в переводе с греческого «зодиак» означает «животное», не все из 12 созвездий носят название одушевлённых существ. К зодиакальным созвездиям относятся: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Все они делятся на
Узнать свой знак можно по дате вашего рождения. Я провела мини расследование и выявилось, что в нашей группе больше всего обладателей …(огненного, водного..) знака. До сегодняшнего дня тайны жизни знаков зодиака были известны лишь звездам, но я уговорила их на парочку исключений специально для вас. Сейчас узнаем тайну вашего знака! Ваша задача внимательно слушать и отгадать, к кому больше подходит по описанию и о ком идет речь. Например: Арина- овен. Притягивает проблемы, но отлично справляется с каждой из них. Несмотря на горячую голову, Овны не терпят хаоса: разложив все по полочкам, они устранят любые препятствия на своем пути. То же самое касается и их романтических отношений: Овен любит придираться к своей половинке, но его способности аргументировать можно только позавидовать. Лазько Алина- близнецы Хайруллина Полина- дева Башкирцева Катя - стрелец Ощепкова Оля - водолей Галкина Полина – рыбы Ребят, исходя из этого, мы можем сказать, что у каждого знака зодиака есть слабости и наоборот сильные стороны. Каждый особен по-своему, и у каждого есть своя изюминка, которой нужно гордиться. Вот мы с вами и узнали, что такое созвездия, знаки зодиака. Посмотрели, как они выглядят. Подробнее мы будем изучать в других классах. |
Прибор, чтобы смотреть звезды.
Ребенок читает сообщение
Варианты детей
Астра
Астроном
Повторяют за учителем
Смотрят видеоролик
Слушают и смотрят иллюстрации
Создают созвездие
Вызываю по 2 человека, обсуждаем, что изображено и делаем небольшую выставку.
Слушают каждый о своем знаке зодиака и отгадывают себя.
Иллюстрируются изображения знаков зодиака |
Работа в парах
|
Коммуникативные УУД: умение планировать и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
Практическое задание
|
Итог и рефлексия |
|
Посмотрите, какой необычный урок у нас получился. Но, к сожалению, он подходит к концу. -Что вам запомнилось на уроке? -Подумайте, что вы теперь можете сказать о нашем небе? Все ответы очень интересны! Небо- это нечто удивительное и необъяснимое. Оно на столько поражает, что ученые многие года его изучают и до сих пор все тайны не раскрыты. Неизвестно, сколько еще загадок скрывает от нас небо. Никогда не забывайте о том чуде, которое окружает нас. Видеоролик о красоте неба. -Ребята! Спасибо за урок. Вы хорошо все хорошо поработали. Урок окончен. |
Подводят итог и оценивают свою работу.
|
Фронтальная |
Регулятивные УУД: оценка своей работы на уроке. Личностные УУД: формирование адекватной самооценки. |
Устный опрос |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.