Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Звездное небо".

  • docx
  • 10.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала звездное небо.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

 

Технологическая карта по окружающему миру

для 2 «В» класса

на тему:

«Звездное небо».

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш-47

Велижанинова Полина Александровна

Проверил:

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

Отметка «     » _________________

 

Соликамск, 2021

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока

 Звездное небо.

УМК

«Школа России» 

Цели деятельности педагога

Познакомить с новыми созвездиями и научиться их различать.

Научить строить модели созвездий.

Тип урока

Урок изучения нового.

Планируемые

образовательные

результаты

1.    Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

2.    -Дать новые знания о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака;

3.    -Развивать умение ориентироваться по звёздному небу;

4.    Учить применять знания о звёздном небе в повседневной жизни.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные : имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование

Учебник «Окружающий мир 2 класс», доска, презентация, карта звёздного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальные учебные действия (УУД)

Промежуточный контроль

Орг. момент

 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Фронтальная

Коммуникативные УУД: приветствие учителя; Регулятивные УУД: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину.

Проверка готовности к уроку; зрительный контакт

Краткие сведения за наблюдениями за погодой

 

- Перед тем как мы начнем наш урок, мы с вами заполним страницу дневника наблюдений за сегодняшний день. (На доске прикреплена страница дневника наблюдений размером А3, а на слайде выведены условные обозначения. К доске вызывается один ребенок, который будет вписывать данные, остальные будут ему помогать по поднятой руке).

https://sun9-85.userapi.com/impf/c846020/v846020323/12fd1c/1hMQ_k07j9E.jpg?size=418x604&quality=96&sign=217cbc6e7d3ba05b919202ad5228745e&type=album

 

Данные в дневнике:

 - Дата;

 - Температура воздуха;

- Осадки;

- Направление ветра;

- Облачность.

- Листопад

- Давайте сделаем вывод о погоде сегодня.

Вывод: Сегодня на улице ясно, безоблачно, безветренно,  осадки есть в виде инея, температура воздуха + 5 С, наблюдается такое явление туман, дожди.

 

Наблюдают за погодой, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на улице ясно, безоблачно,

Облака перистые

нет ветра,  осадки есть в виде инея, температура воздуха + 5 С, наблюдается такое явление …..

Фронтальная

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Устный опрос

Актуализация знаний

 

 Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим те знания, которые вы уже имеете.

Решение кроссворда. Вы должны вместе с соседом решить кроссворд. Даю вам 2 минуты. Затем вместе проверим.

1.       Небесное тело, которое само излучает свет - ЗВЕЗДА

2.       Звезда, вокруг которой вращается земля – СОЛНЦЕ

3.       Группа звезд, расположенных в звездном небе-созвездие.

4.       Созвездие названое в честь царя зверей- лев.

5.       Голубой шатер весь мир накрыл. –небо

Итак, начнем проверять. Читаем вопрос и говорим сразу ответ. Начинаем с… по цепочке.

Вывод: Отлично, мы с вами потренировались и вспомнили понятия солнце, звезда, созвездие льва. Мы проходили это с вами ранее в 1 классе и сегодня они нам понадобятся для работы.

Можем приступать дальше.

 

 

Решают кроссворд

Фронтальная

Регулятивные УУД: определять и сохранять цели и задачи урока.

Познавательные УУД: умение находить лишнее.

Устный опрос

СТИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь предлагаю вам графический диктант. У вас на партах есть листы в клетку. Пока что они у нас пустые, но совсем скоро на них появится изображение. Для этого возьмите в руки карандаш и внимательно слушайте меня. (графический диктант).

Сели правильно, спинки прямо! Начинаем с красной точки, которая у вас уже изображена.

https://sun9-42.userapi.com/impg/aZltttv_-KIqZazm6HCXn0otG-XWJI_c4k9tMw/UbiZJM0PG5k.jpg?size=829x1080&quality=96&sign=23a464b0ed476699722ed1fd1ff9f5ea&type=album

Что у вас получилось на изображении?

Ребят, а что такое звезда?

Звезда- шарообразные небесные тела, обладающие свойством светиться. Состоят они из газа и пыли.

Теперь давайте вывесим наши звезды на доску! Посмотрите, какая красота! Что вам напоминают наши изображения?

- Ребята, сегодня мы действительно с вами продолжаем путешествовать по звездам. Но может данная аудиозапись поможет вам более точно понять тему. Для этого закройте глаза и прислушайтесь. (звучит звук ночного неба, природы). Что вы представили, слушая данную аудиозапись?

Мне представилось звездное небо. Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

 

Тема нашего урока так и звучит: Звездное небо.

- Сегодня мы узнаем, чем прекрасно небо, что называют созвездиями, познакомимся с картой звёздного неба. А также узнаем о знаках зодиака.

 

 

 

У ребят должна получиться звезда.

 

 

 

 

 

 

 

Звезда

 

Огромные светящиеся шары.

 

Звездное небо, созвездия.

 

 

 

 

Спокойствие, небо, лес, звезды

Тема урока: звездное небо.

Звезды и тд

 

 

Работа в парах

Познавательные УУД: формирование логических действий сравнения, классификации на основе внешних признаков.

Устный опрос

Письменный контроль

 

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разговор о телескопе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разговор об астрономии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разговор о созвездиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды созвездий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаки зодиака

- Как много мы еще с вами не знаем о тайнах нашего неба. Ответы на некоторые вопросы вам помогут найти книги и беседы со взрослыми. А на некоторые вопросы, вы получите ответ уже сегодня на уроке. Вот они эти вопросы: (на слайде)

- Какой помощник есть у человека для наблюдения за звездами?

- Что такое созвездия?

- Какие существуют созвездия?

- Что такое знаки Зодиака?

Ну что, приступим. Посмотрите на экран. (фото ночного неба)

Вдали от городских огней ночное небо полно жизни. Это мерцают 6 тысяч звёзд, которые можно разглядеть без приборов. Они складываются в причудливые рисунки. За миллионы лет наблюдений ночного неба, люди выделили 88 групп ярких звёзд.

Но чтобы нам рассмотреть их поближе, соберите слово, которое зашифровано.

ле скоп те (на доске)

 (телескоп)

- А что это такое? (ответы детей)

 (Телескоп – астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил.)

……подготовил для вас сообщение.

Телескоп

Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - Дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, что увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзды не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. Галилео Галилей изобрел первый в мире телескоп. Это изобретение изменило представление человечества о Вселенной.

 

Спасибо большое! Теперь у ребят не возникнут вопросы, что ж такое телескоп.

А кто знает, как называется место, где наблюдают за звездами через телескоп?

Это место называется  обсервато́рия (от лат. Observatio — наблюдение) — сооружение, используемое для наблюдения и слежения за различными объектами и явлениями на Земле и в космосе, в том числе и за звездами.

Микровывод: Вот мы с вами посмотрели, с помощью чего смотрят на звезды и где за ними наблюдают.

 

Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах. У него много лепестков, похожих на лучики.

- Кто догадался, как называется этот цветок? (астра)

- От этого слова возникла наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться

 «астрономия», в переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия это наука о звездах.

 

- Как вы думаете человека, который изучает звезды, называют (астроном).

В старину их называли звездочетами.

В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями.

Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями.

Созвездие — группа звёзд, объединённая общим названием.

Таким образом, астрономия необычная наука о звездах, а занимаются изучениями астрономы. Они соединяют звезды и тем самым получают разнообразные созвездия.

Но чтобы отправиться в путешествие по созвездиям, предлагаю отдохнуть.

Физминутка

Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды:
(руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они.
(Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина,
(ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней,
(руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
(Руками берем созвездия)

 


В каждой древней цивилизации люди давали имена этим созвездиям, называя их в честь богов, героев, или давали названия животных или хорошо известных предметов.

На картах звёздного неба созвездия издавна было принято изображать в виде разных фигур.(показ карты и энциклопедии)

Давайте же узнаем об одном из загадочных созвездий: видео об ОРЕОНЕ.

 Ориона представляли в виде человека. По легенде Орион — это сын греческого бога морей Посейдона. Он был охотником, поэтому держит в правой руке дубинку, а в левой — щит, у него на поясе висит меч.

Отлично, но посмотрите! (фото частицы созвездия лебедя)

Чей же это хвост среди звёзд? Это созвездие Лебедя. Его легко найти на ночном небе.

 

Звёзды в созвездии Лебедя образуют чёткий крест. Линия, проходящая поперёк Млечного пути, слёгка изогнута, как крылья. Для древних кочевников и мореходов это было важное созвездие, потому что оно выделяется среди россыпи звёзд, как большой крест. Его иногда так и называют, Северный крест.

 

Наблюдая на небе созвездие Лебедя, путешественники находили неяркую Полярную звезду. Созвездие Лебедя позволило раскрыть многие тайны Вселенной. Крупные звёзды кажутся такими, потому что находятся близко к Солнцу. Астрономам легко их наблюдать и изучать.

 

Но есть еще одно очень красивое созвездие…

Кассиопея — созвездие Северного полушария неба. Созвездие названо именем жены эфиопского царя Кефея. Согласно одной из версий мифа, Кассиопея за своё хвастовство была привязана к креслу, сидя на котором, обречена кружиться вокруг Северного Полюса, переворачиваясь головой вниз. Основные звёзды созвездия образуют букву «М». Весной и летом эта буква перевёрнута.

Мы с вами посмотрели, что такое созвездия и какие они бывают. Также узнали, как называют людей, которые увлекаются наукой астрономией.

Сейчас, я предлагаю вам побыть творцами и попробовать составить созвездия. У каждого на парте есть дощечка и нитки. Ваша задача попробовать составить созвездие, которое мы уже с вами знаем. Первое созвездие сделаем вместе. Начнем с Кассиопеи. Сначала вы смотрите, как ее можно выполнить, затем попробуйте самостоятельно. (индивид. работа учителя)

Отлично!

Теперь выберите одно из представленных на слайде созвездий, на ваше усмотрение. Время я вам даю 3 минуты. Попробуйте изобразить его сами.

Созвездия — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Картинка созвездий для игр — скачать и распечатать. Профессии и труд —  Космос. «МААМ—картинки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и  педагогам - Маам.ру

Выставка работ.

Посмотрите, какие прекрасные созвездия у нас получились! Как будто настоящее звездное время.

Ребят, но наш мир не такой и простой. Вы знали, что каждый из нас обладает тайной. Эта тайна называется ЗОДИАКА.

Кто знает, что же такое зодиак?

Зодиак — это пояс созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года.

Наша планета за год совершает полный оборот вокруг Солнца. Каждый месяц на своём пути она встречает новое созвездие. Древние греки назвали этот круг созвездий Зодиаком.

 

Хотя в переводе с греческого «зодиак» означает «животное», не все из 12 созвездий носят название одушевлённых существ. К зодиакальным созвездиям относятся: ОвенТелецБлизнецыРакЛевДеваВесыСкорпионСтрелецКозерогВодолейРыбы.

Все они делятся на

Зодиак 2.png

Узнать свой знак можно по дате вашего рождения.

Я провела мини расследование и выявилось, что в нашей группе больше всего обладателей …(огненного, водного..) знака.

До сегодняшнего дня тайны жизни знаков зодиака были известны лишь звездам, но я уговорила их на парочку исключений специально для вас.

Сейчас узнаем тайну вашего знака! Ваша задача внимательно слушать и отгадать, к кому больше подходит по описанию и о ком идет речь.

Например: Арина- овен.

Притягивает проблемы, но отлично справляется с каждой из них.  Несмотря на горячую голову, Овны не терпят хаоса: разложив все по полочкам, они устранят любые препятствия на своем пути. То же самое касается и их романтических отношений: Овен любит придираться к своей половинке, но его способности аргументировать можно только позавидовать.

Лазько Алина- близнецы

Хайруллина Полина- дева

Башкирцева Катя - стрелец

Ощепкова Оля - водолей

Галкина Полина – рыбы

Ребят, исходя из этого, мы можем сказать, что у каждого знака зодиака есть слабости и наоборот сильные стороны. Каждый особен по-своему, и у каждого есть своя изюминка, которой нужно гордиться.

Вот мы с вами и узнали, что такое созвездия, знаки зодиака. Посмотрели, как они выглядят. Подробнее мы будем изучать в других классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибор, чтобы смотреть звезды.

 

 

 

 

 

 

Ребенок читает

сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астра

 

 

 

 

 

Астроном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют за учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик

 

 

 

 

 

Слушают и смотрят иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создают созвездие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызываю по

2 человека, обсуждаем, что изображено и делаем небольшую выставку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают каждый о своем знаке зодиака и отгадывают себя.

 

Иллюстрируются изображения знаков зодиака

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умение планировать и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог и рефлексия

 

Посмотрите, какой необычный урок у нас получился. Но, к сожалению, он подходит к концу.

-Что вам запомнилось на уроке?

-Подумайте, что вы теперь можете сказать о нашем небе?

Все ответы очень интересны!

Небо- это нечто удивительное и необъяснимое. Оно на столько поражает, что ученые многие года его изучают и до сих пор все тайны не раскрыты. Неизвестно, сколько еще загадок скрывает от нас небо. 

Никогда не забывайте о том чуде, которое окружает нас. Видеоролик о красоте неба.

-Ребята! Спасибо за урок. Вы хорошо все хорошо поработали. Урок окончен.

Подводят итог и оценивают свою работу.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Регулятивные УУД: оценка своей работы на уроке.

Личностные УУД: формирование адекватной самооценки.

Устный опрос