Урок по Окружающему миру в 4 б классе.
Тема: Зона степей.
Цели:
Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Вам предлагаю рассказать.
2.Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.
(Раздать карточки для индивидуальной работы)
Внимание, внимание!
Ваше домашнее задание:
О роли леса в вашей жизни рассказать
И схему здесь нарисовать.
Задание1: (Раб. тетрадь стр.50- 51) Дети рассказывают, что сделали.
Задание2: Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха в лесу. (чтение стихотворения)
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костёр,
Ветки и цветы срывали
И в костёр большой кидали,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки.
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!»
(в лесу нельзя ломать ветки и рвать цветы. После своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, и они сгниют.)
3. Индивидуальная работа по карточкам.
1.Карточка. Составь географический текст. Выбери и подчеркни нужные слова.
Лесная зона расположена к северу \к югу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые \более мягкие, чем в тундре. Растительный мир беден \богат. Большую территорию зоны
Занимает широколиственный \хвойный лес. В лесной зоне широко распространёнными \редкими являются: зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является \является домом для растений, животных, грибов.
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( в тундре)
б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)
в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)
а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
-Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
2.Вкруг ствола
большой сосны
Шишки по снегу видны.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный ... (Дятел)
3. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (липа)
5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)
-Зовёт дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей.
Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь». (слайд)
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Только весной степь оживает и расцветает разноцветными красками.
Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разделимся на группы.
5.Работа над новой темой.
Работа ведётся по группам.
Группа географов. Учебник с.114-115.
Группа ботаников и зоологов. Учебник. С.118.
Группа экологов. Учебник. С 119-120.
Физкультминутка.
-Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).
6.Отчёт групп по плану
7. Закрепление изученного материала.
1) Работа в тетради на печатной основе. С.53-54.
Подводим итоги (вопросы в презентации)
Выставление оценок.
8.Составление синквейна
Степь
Бескрайняя,безлесая,красивая
Цветёт,радует,удивляет
Степь поразительно красива!
Равнина
9. Контроль и оценка
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше путешествие.
(Дети показывают сигнальные карточки: солнышко, солнышко, спрятанное за облачко, туча.)
Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.
Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.
10.Домашнее задание: Рабочая тетрадь Стр56. доклады о животных растениях степи, рисунок
________________________________________________________________
Приложение
Фамилия,имя:……………………………..
1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (……………..) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (…………………), чем в тундре. Растительный мир беден(…………….). Большую территорию зоны занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными(…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является(…………………….) домом для растений, животных, грибов.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Фамилия,имя:……………………………..
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( ………………………)
б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (……………………)
в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (…………..)
________________________________________________________________
Фамилия,имя:……………………………..
3.Карточка. Вставь пропущенные названия зон:
а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) ……………………….– это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Фамилия, имя: ………………………………..
______________________________________________________________________________
Алгоритм работы в парах, группах.
1. Прочитайте текст.
2. Выберите, отметьте главные мысли.
3. Обсудите в группе.
4. Составьте план ответа.
Алгоритм работы в парах, группах.
Прочитайте текст.
1.Выберите, отметьте главные мысли.
2.Обсудите в группе.
3.Составьте план ответа.
___________________________________________________________________________________
Алгоритм работы в парах, группах.
Прочитайте текст.
1.Выберите, отметьте главные мысли.
2.Обсудите в группе.
3.Составьте план ответа.
________________________________________________________________________
Алгоритм работы в парах, группах.
Прочитайте текст.
1.Выберите, отметьте главные мысли.
2.Обсудите в группе.
3.Составьте план ответа.
_____________________________________________________________________
Алгоритм работы в парах, группах.
Прочитайте текст.
1.Выберите, отметьте главные мысли.
2.Обсудите в группе.
3.Составьте план ответа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.