Окружающий мир 1 класс Урок № 1 Дата:
Тема урока: Звёзды и планеты. Солнце. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры Задавайте вопросы. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Прогулка.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цели урока: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях; развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать коммуникативность, толерантность.
Содержание урока
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
2. Сообщение темы и цели урока. - Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока
Всем оно нам нравится, Без него мы плачем А едва появится- Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое И жаркое – прежаркое. (Солнце)
Лишь солнце погасло И стало темно, Как по небу кто-то Рассыпал зерно.
Какое? Не знаю… Одно лишь добавлю, Что было блестящим И ярким оно. (Звёзды)
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Муравьишка Вопросик приготовил для вас новый вопрос. «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?
1. Что такое Солнце?
(Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. (Продемонстрировать на теллурии).
Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.
- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
Нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.
2. Что такое звёзды?
Загадка: Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
3. Физминутка
Над Землёю ночью поздней, (руки вверх, в стороны вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах,(наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть руки вперед)
Покачаться на Весах.(ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья, (руками берем созвездия)
Там созвездия висят.
4. Созвездие Льва Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
(Миф о созвездии Льва: Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)
Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».
Работа в группах – сделать модель созвездия при помощи пластилина на бумаге чёрного цвета.
Проверка работы групп (выступления групп)
5. Проверим знания
А как называют людей, которые изучают звезды? Людей, которые изучают звезды, называют астрономы. Раньше их называли звездочёты. Они изучают звезды с помощью телескопа. Но многие созвездия можно наблюдать и невооружённым глазом.
Вечером, когда стемнеет, вместе со взрослыми отыщите на небе созвездие Льва.
Ответим Муравьишке на его вопрос: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?» (ответы детей)
Игра «Подскажи словечко»
- Солнце – огромный пылающий … (шар). - Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
- Оно создает нам … (день). - По размерам Солнце … (больше) Земли.
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
- Звезды – огромные пылающие … (шары). - Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру). - Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).
- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).
6. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Прогулка.
7. Итог урока
Скоро прозвенит звонок, Подведем скорей итог.
Закончи предложение: Я узнал … Я понял … Мне было интересно … Мне было трудно …
Спасибо всем за работу!
8. Рефлексия
Возьмите из коробочки по звёздочке и прикрепите её рядом с тем солнышком, которое показывает, как вы усвоили новую тему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.