Конспект урока по окружающему миру на тему: «Листья деревьев»

  • docx
  • 28.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Маежева (6.12.21) (2).docx

Конспект урока по окружающему миру

на тему: «Листья деревьев».

Цель урока:  сформировать представление о строении листьев деревьев и их видов.

Задачи:

- познакомить с понятием «строение листа», «листовая пластинка», «черешок»;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, творческую активность.

- развивать умение сравнивать, классифицировать.

Оборудование: конвертики с листьями деревьев; проектор, компьютер, карточки с названием деревьев, альбомный лист, клей.

      

Ход работы.

1. Организационный момент.

Перед началом урока учитель выдает каждому ученику желтый конвертик, в котором находятся различные листья деревьев.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришёл в гости Лесовичок.

Учитель вывешивает изображение Лесовичка на доску.

https://i.pinimg.com/originals/0c/07/cd/0c07cd93149ca6ed187a45a5dc17dce8.png

2. Определение темы.

- Но пришёл он не с пустыми руками. Лесовичок принёс каждому из вас конвертик с сюрпризом. Откроем их?

Дети открывают конвертик.

Учитель: - Ну что же там?

Дети: - Листья!

Учитель: Правильно, листья! Лесовичок собрал для вас их, так как заранее знал, что сегодня наша тема урока будет посвящена именно им.

3. Усвоение новых знаний.

- Тише ребята, Лесовичок мне хочет что-то сказать.

- Он  просит  вас внимательно рассмотреть листья и разобраться какие из них похожи  друг  на  друга? (п: береза, тополь).

-  По каким признакам они похожи?  (по форме, цвету, размеру).

- А  какие  листья  различны  по  форме и размеру?

- Отлично, вы справились с этим заданием.

- Еще нам необходимо знать строение листа!

- Сейчас мы его рассмотрим.

Учитель включает презентацию.

 - Итак, лист  состоит из  пластины  и черешка.

- Пластина  -  это  сама    цветная, плоская часть листа.

- Черешок - это ножка листа, расширенная в том месте, где она прикрепляется к стеблю.

- Теперь скажите,  какие  внешние  признаки  листа позволяют  определить,  к  какому  дереву  он относится?  Учитель выслушивает ответы детей.

(цвет, форма, размер, край  листа  (на  экране выкладывать список)).

Учитель: - Я дополню список признаков: количество  листовых  пластинок  и  черешок.

- Напомните Лесовичку, что такое листовая пластинка? Покажите ее.

- Найдите  лист  с  одной  листовой пластинкой на парте. Покажите.

- Эти листья называются простыми.

- У  кого  на  парте  есть  листья,  у  которых  несколько листовых пластинок? - Эти листья называются сложные.

- Посчитайте  сколько  листовых  пластин  у рябины? 

- Рассмотрите слайд и выполните задание.

Задание: Покажите  и  назовите  простые  и  сложные листья.

Дети выполняют задание.

 Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И за парту тихо сели.

Учитель:-  Ребята, как вы думаете, зачем  нужно  уметь  называть  внешние  признаки листа?   Учитель выслушивает ответы детей, а затем они делают обобщенный вывод (это поможет нам узнать, какому дереву принадлежит лист).

-  У Лесовичка  возникла идея.

- Сейчас он будет загадывать  вам  свои загадки  “Какое  дерево  потеряло  эти листочки”.

Ваша задача их послушать,  отгадать  название дерева  и  показать  листочек,  упавший  с этого дерева.

Загадки:

1. Белоствольные, стройные девицы.

Распустили зелёные косицы.

Стоят, шумят, серёжки висят. (Березы).

 Покажите его листочки. 

2. Листик на ладонь похож,

 осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

потому что это ...(Клен).

Покажите его листочки.

3. Всё лето в зелени стояла,

 А осень в красный цвет зажгла,

И гроздья множества кристаллов,

Всех птиц на пир в сад позвала!  (Рябина).

Покажите его листочки. 

4. У него в июне с веток

 тёплым снегом пух летит.

 В сентябре он жёлтый, светлый –

словно солнышко, блестит! (Тополь).

5. Стоит над кручей богатырь могучий:

Голова – до тучи, плечи пораздвинул,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,

Силы непочаты…(Дуб).

«Лес чудес» (работа в парах).

Учитель выдает карточки с названием деревьев и соответствующие этим деревьям листочки.

-  А сейчас  мы  будем  работать  в  парах. Постарайтесь  работать  дружно,  быстро, аккуратно,  помогая  и  советуясь  друг  с другом.

- Перед вами набор разных листьев и карточки с названием различных  деревьев.  Клей.  Соотнесите листок  и  названия  дерева.  После выполнения  мы  проверим  и расскажем Лесовичку,  как вы справились с заданием.

Дети выполняют задание, а затем проверяют.

После этого учитель раздает всем альбомные листы.

Учитель: - Итак, у нас осталось последнее задание. У вас есть альбомный лист, клей и листочки деревьев из желтого конвертика. Вам необходимо создай свой «Лес чудес», а затем мы повесим ваши работы в классный уголок.

Дети выполняют задание.

Учитель: - Ну что ж, Лесовичок с вами прощается, ему было очень приятно с вами поработать, и он с нетерпением будет ждать новой встречи.

- Наше занятие тоже подходит к концу. И поэтому я хочу подвести итоги.

4. Рефлексия.
- Расскажите, что же нового мы сегодня с вами узнали? (учитель подсказывает ученикам, если они затрудняются при ответе).

- Что вам больше всего запомнилось?

- Какое для вас было самое трудное, а какое самое легкое задание?

- Хотели бы вы еще когда-нибудь увидеть Лесовичка у себя в гостях?

- Вы довольны своей работой сегодня на уроке?

- Отлично, тогда до новых встреч!