Конспект урока по окружающему миру на тему:
“Превращение и круговорот воды”
Цель:
Образовательные:
- Формировать понятие о круговороте воды в природе.
- Формировать умение рассказывать о круговороте.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.
- Развивать речевую деятельность.
- Развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
- воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- иллюстрация Капельки
- схема “свойства воды”, “состав воды”, “состояние воды”
- иллюстрации
- ноутбук и презентация
- для опыта: сахар, спиртовка, блюдце.
Ход урока
I Орг.момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
II Сообщение темы и цели урока
На доске:
ЦА ТЕ ВЕН ПУ НИ ШЕСТ
- Для того, чтобы узнать тему нашего урока составьте слово из слогов записанных на доске.
(путешественница)
- А теперь отгадайте загадку.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
- Как вы думаете, какая же у нас тема урока?
(вода-путешественница)
- Как вы понимаете слово путешественница?
- Как вы думаете можно ли его отнести к воде и почему?
- Сегодня мы с вами узнаем о путешествиях воды, и поможет нам в этом Капелька.
III Проверка домашнего задания.
- У каждого из вас на парте лежит листочек с заданием. Обведите кружочком верные ответы.
Свойства воды |
Состав воды |
А) без вкуса Б) сладкая на вкус В) без запаха Г) белого цвета Д) растворитель Е) бесцветная Ж) прозрачная З) текучая И) испаряется |
А) камни Б) минеральные соли В) микробы Г) примеси Д) водород Е) кислород
|
- И так, какие же ответы вы обвели? Перечислите свойства воды. Назовите состав воды.
Обобщение
На доске появляются схемы.
IV Сообщение нового материала
- Посмотрите, в руках у Капельки какая-то записка.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
- Какая интересная записка. Ничего не понимаю. Ребята, может быть, вы мне объясните, что это значит? Как это капелька пожжет быть и тучей, и туманом, и ручьем, и океаном?
- Посмотрите на доску. Что здесь изображено?
(ледники, снежные горы, водопады, озера, реки, туча)
- Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации?
(это все вода)
- Вспомните, в каких состояниях в природе существует вода?
(твердое, жидкое, газообразное)
На доске таблица
Работа в группах
- А сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит свой не большой рассказ. Вам нужно прочитать его и подготовить краткий пересказ. Выберите одного человека, который будет рассказывать.
1 группа – про айсберги
2 группа – про туман
3 группа – о реке
V Путешествие воды
- Мы все с вами повторили. Теперь Капелька готова нам рассказать о своем путешествии.
По мере рассказа учителя открываются элементы плаката на доске.
- Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестра и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что мы оторвались и стали невесомыми, легкими и полетели вверх.
- О чем нам сейчас рассказала Капелька? Что с ней случилось в жаркий день?
(она испарилась)
На доске схема:
Пар
Вода
Лед
- Какое знакомое слово вы увидели в слове “испарение”?
(пар)
- Подумайте, в какое состояние перешла вода при испарении?
(в газообразное)
- Вспомните, а в какую погоду быстрее всего высыхает белье?
(в жаркую)
- Но многие вывешивают белье и зимой. Какой можно сделать вывод?
(в холодную погоду тоже происходят испарения.)
- Давайте дальше послушаем рассказ Капельки.
- Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше. Нас уже было целое облако.
- ребята, а какие виды облаков вы знаете?
Дети высказывают свои предположения.
- Давайте я вам расскажу про некоторые виды облаков.
Перистые
Просвечивающие белые облака в виде отдельных параллельных или спутанных нитей; без осадков.
Слоистые
Слоистые облака образуют однородный слой, сходный с туманом, но расположенном на высоте в сотни или даже десятки метров.; морось, снег
Кучевые облака
плотные, днём ярко-белые облака со значительным вертикальным развитием (до 5;км и более). Верхние части кучевых облаков имеют вид куполов или башен с округлыми очертаниями.
Кучево-дождевые
мощные и плотные облака с сильным вертикальным развитием (до высоты 14 км), дающие обильные ливневые осадки с мощным градом и грозовыми явлениями.
- Ребята, так из каких же облаков выпадают осадки? (из кучевых)
- Молодцы. Можем двигаться дальше.
Но вдруг подул холодный ветер. Мы стали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как то согреться.
- Как вы думаете, во что превратились капельки, когда начали мерзнуть и прижиматься друг к другу?
(в льдинки или капельки)
- этот процесс по-научному называется конденсацией. Переход воды из газообразного состояния в жидкое или твердое.
- Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли больше держаться в туче и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда ж я попаду дальше.
- В виде чего выпала капля на землю?
(в виде дождя)
- Я приземлилась в реку, и снова встретилась со своими друзьями. Мы снова стали жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я теперь все время жду, когда снова пущусь в путешествие.
река
Туча
Водяной пар дождь
река
Работа с презентацией
- Давайте вспомним с вами путь Капельки.
- А для этого посмотрим презентацию
Во время просмотра презентации задаются вопросы:
1. Давайте с вами повторим этапы круговорота.
2. Что такое испарение?
3. Что такое конденсация?
4. Роль круговорота воды в природе.
5. Если бы круговорот воды исчез, то…
6. Выводы.
7. Стихотворение.
Опыт.
- А сейчас давайте посмотрим опытным путем, как же происходит круговорот воды. Для этого нам понадобится: спиртовка, блюдце и лед.
Опыт.
- что вы видите на блюдце? (капельки)
- Мы с вами наблюдали за маленьким круговоротом воды.
VI Итог урока
- Давайте еще раз повторим этапы круговорота воды.
● Испарение с поверхности океана
● Охлаждение пара и конденсация
● Образование облаков
● Выпадение осадков
● Пополнение рек и подземных вод
● Сток в океан
VII Домашнее задание
1. Учебник стр. 53-56
2. Нарисуйте рисунок “Путешествие нашей Капельки”
3. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.