Урок окружающего мира.
Тема: "Наши подземные богатства". 4-й класс
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной подземных богатств;
развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
воспитательная:воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Задачи формирование понятия «полезные ископаемые»;
давать характеристику полезным ископаемым;
учить работать с физической картой нашего края.
Формировать УУД
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок – начался урок.
Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.
Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:
Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно»(откройте глазки)
Слайд 1.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель:- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
Ученики: О водоёмах…Слайд 2.
Учитель:
- Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и искусственные)
- Назовите только естественные водоёмы.( река, озеро, море, океан)
- Назовите только искусственные водоёмы.( водохранилище, пруд, канал)
Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… - 2 человека.
Учитель: Ну а теперь, давайте вспомним правила поведения на воде и около воды. (1 человек)
Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.
Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше.
ФИЗМИНУТКА.
III. Работа над новым материалом.
Учитель: -А под землёй есть тоже богатства. Какие природные богатства вы знаете?
Учитель: Мы отправимся с вами в подземное путешествие.
Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему?
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.
- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».
Учитель: - Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
- Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
- И так, я думаю, что вы догадались какова тема нашего сегодняшнего урока? (Наши подземные богатства)
-Какие цели вы ставите на урок? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами…)
Учитель: Ребята, а ещё мы сегодня на уроке будем не просто узнавать о полезных ископаемых, но и попробуем создать мини-книжку «Наши подземные богатства".
Учитель:-Как вы думаете, какие вопросы мы можем сегодня обсудить на уроке?
Слайд
· -Какие бывают полезные ископаемые?
-Какие свойства имеют полезные ископаемые?
-Где они применяются?
-Как добываются полезные ископаемые?
-Нужно ли полезные ископаемые охранять?
IV. Совместное открытие знаний.
Учитель: Ребята, а что же такое полезные ископаемые??? СЛАЙД
(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.
Учитель: Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи) Слайд.
- Сегодня вы будетегеологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. У каждой группы на парте находится по 2 вида полезных ископаемых. Ваша задача определить полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 10- 12 минут.
- В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.
Прежде, чем перейти к этой работе,
-давайте, вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе.
1. Работать дружно.
2. Уметь слушать мнение своего друга.
3. Не выкрикивать.
4. Работать тихо.
5. В рот веществ мы
брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья
И здоровью не вредить!
6. Чтоб почуять запах
резкий
Лишь ладонью помогай.
Воздух от сосуда к носу
Плавным взмахом направляй.
Работа в группах.
1 группа – гранит, известняк
2 группа – песок, глина
3 группа – торф, уголь
4 группа – нефть, природный газ
5 группа – железная руда, слюда
План изучения полезных ископаемых:
1) название полезного ископаемого;
2) его свойства;
3) условное обозначение;
5) значение и применение.
Выступление каждой группы ребят.
По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.
Учитель: - Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании.
5. Поисково-творческая работа.
- Ребята, а какими ископаемыми богат наш край? (Нефть и газ)
Учитель: Акак же добывают полезные ископаемые? Об этом нам расскажут Яна и Маша.
Рассказ ученика: Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.
Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают.Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 ммторфа..
Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.
С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли небезграничны и их нельзя восстановить.
И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.
Учитель:- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?
ответы учащихся:
1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.
2) Экономно расходовать ПИ.
3) Соблюдать правила перевозки ПИ.
4)Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)
5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)
Учитель: А мы с вами должны - экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.
6.Итог урока:
Учитель: Наш урок подходит к концу.
- В ходе урока, отвечая на вопросы, мы с вами создали странички нашей книги.
- Давайте её составим.
Итак, 1 страница - это название книги.
2 - физическая карта России.
3- карточка – помощница.
4- карточка с условными обозначениями полезных ископаемых.
5- таблица «Полезные ископаемые».
6- карта «Полезные ископаемы нашего края».
7- иллюстрации «Способы добычи полезных ископаемых».
7. Рефлексия.
Учитель: Что сегодня вас больше всего заинтересовало на уроке? Что нового вы узнали сегодня?
Оцените свою работу.
Учитель:Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество. Всем спасибо за урок!!!
8. Дома я предлагаю вам подготовить сообщения: что позволит нам продолжить книгу «Наши подземные богатства»
Слайд
1) О полезных ископаемых нашего округа,
2) «Как коллекционировать камни»,
3) «Подземные дворцы»- о музеях в соляных пещерах,
4) «Что может произойти, если нефть попадёт в озеро, реку, море?»
ЧОУ Многопрофильная гимназия имени М. Г. Гамзатова
Открытый урок окружающего мира
в 4 классе
по теме: «Наши подземные богатства».
Составитель учитель начальных классов Казиханова Нарунжа Камиловна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.