07.02.2020
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 «А»
Учитель: Арсамерзоева З.З
Тема урока: Опасные незнакомцы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель –познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми.
Задачи урока:
1. Образовательные: изучение ситуаций, содержащих опасности при общении с незнакомыми людьми;
2. Развивающие: развитие умений правильно действовать при контактах с незнакомцами; умение работать сообща, вести диалог, таким образом, развитие коммуникативных способностей учащихся; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций; умение оценивать работу одноклассников; развитие в детях чувства уверенности в своих возможностях.
3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности за совершенные поступки, любознательности и пытливости в процессе учения.
Оборудование: презентация на компьютере, интерактивная доска, учебник, эмблемы самооценки: тучка, тучка и солнышко,солнышко(на каждого уч-ка),таблички с телефонными номерами служб, карточки с заданиями для групп.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Методы: диалог, мини-сообщения, игровые методы, обобщение, анализ.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты: формируемые УУД
1. Организация начала занятия.
(2 мин)
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
К уроку готовы?
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Какой наш главный девиз?
Я хочу, мне надо и я могу
Да
Я хочу, мне надо и я могу.
Личностные:
(Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника)
2.Повторение.
(10 мин)
-Ребята, вспомните, какой раздел в учебнике «Окружающий мир» мы изучаем?
-Сегодняшний урок будет посвящён очень важной теме завершающей данный раздел. Название мы озвучим чуть позже.
А пока поработаем в группах и вспомним всё, что изучали в этом разделе.
(Дети собирают из букв слово опасности каждая группа получает картинки с изображением автомобиля, пешехода на дороге, озера, леса, домика, огня)
Догадайтесь, о каких опасностях мы будем говорить?
1группа «Домашние опасности».
- Какие опасности могут быть в доме?
Вы остались одни дома. Каждый из вас взял себе по одному предмету. Какую опасность представляет каждая вещь. Как избежать беды.
2группа «Пожар».
Вам нужно исправить все ошибки.
«Чтобы не было пожара».
· Всегда и везде играй со спичками и зажигалками.
· Самостоятельно зажигай газовую плиту.
· Оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.
· Играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
· В лесу разжигай костер без взрослых.
3группа «Лесные опасности».
- Что в лесу может быть опасным?
У вас на столах лежат картинки грибов, ягод. Вам нужно собрать в корзинку съедобные грибы и ягоды, а ядовитые отложить в сторону.
4группа «Как нужно купаться?».
Устно дополни предложения
Купайтесь только под присмотром…….. (взрослых)
Не купайтесь в очень холодной…… (воде)
Купаться можно только в чистых……(водоёмах)
Не плавайте в незнакомом….. (месте)
На водоема не мешайте……(друг другу)
5 группа «Берегись автомобиля»
-Знаете ли вы дорожные знаки?
Подписать на картинках дорожные знаки.
6 группа «Азбука пешехода»
Отгадать загадки
1. Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись…(переход)
2. Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Помни, Петя, Толя, Сева,
Что смотреть надо … (налево)
3. Как дойдёшь до середины,
То отсюда, с половины,
Помни, Таня, Юра, Клава,
Что смотреть нужно … (направо)
4. Ты спешишь на стадион,
Не цепляйся за вагон,
За троллейбусом не мчись,
От увечья … (берегись)
Ответы детей
-Здоровье и безопасность.
Уч-ся рассказывают об опасности данного предмета
Уч-ся исправляют ошибки в предложениях.
Уч-ся выбирают съедобные грибы и ягоды.
Уч-ся устно дополняют предложения.
Уч-ся подписывают дорожные знаки.
Уч-ся отгадывают загадки
Познавательные:
Общеуч-е. Повторяют, закрепляют знания о том, какие опасности нас подстерегают дома, в лесу, на водоеме; как следует поступать в разных обстоятельствах, чтобы избежать беды.
Логич-е: анализируют объект, делают предположение.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Регулятивные: развитие чувства возможности в своих способностях.
3. Физ-минутка
Игра
в хлопки (стоя), если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши.
Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза,
божья коровка, шмель, шершень.
-Как надо себя надо вести, чтобы насекомые не жалили?
-Какую первую помощь надо себе оказать?
Уч-ся хлопают в ладоши в нужный момент
(1. Не приближаться к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.
2. Не разорять осиные гнёзда.
3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняться за ним, открыть пошире окно и подождать, пока насекомое улетит.
4. Нужно быть осторожным, когда пьёшь или ешь, чтобы оса не ужалила в язык или губу. Так как осы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам)
При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (так же как занозу).Ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например носовой платок, смоченный в холодной воде. Если укус насекомого пришёлся в губу или веко, надо немедленно обратиться к врачу.
4. Самоопределение к деятельности
(В класс входит подозрительный парень и раздает конфеты, предлагает получить еще после школы «Здравствуйте. Извините меня, пожалуйста. У меня сегодня день рождения и я хочу вас угостить конфетами. А после уроков мы с вами встретимся и я вас ещё угощу. Хорошо?»)
- Ребята, а вы знаете это человека?
А почему вы взяли у него конфеты?
Мы вспомнили о том, как нужно вести себя дома, в лесу, на водоеме, чтобы не случилась беда. Но мы живем на не обитаемом острове, а в селе, где нас окружают множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Так кто же ещё может быть нам опасен?
Сразу определимся в термине. А кто такой незнакомый человек?
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Откройте учебники и убедитесь в правильной постановке урока и учебной задачи. (Работа с учебником на стр. 30)
Нет.
Незнакомец.
«Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители, и не знаешь ты».
Об опасных незнакомцах
- Узнаем, когда незнакомые люди могут быть опасны;
- Будем учиться правильно действовать при контактах с незнакомцами.
Познавательные:
Общеуч-е: извлекают необходимую информацию из увиденного
Логич-е: анализируют объект,делают предположение.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные: ставят учебную задачу.
5. Работа по теме урока.
1. Постановка проблемы
2) Работа по учебнику.
3) Стратегия действий
Сегодня мы будем изучать правила поведения с незнакомыми и подозрительными людьми.
К сожалению, не все взрослые, звонящие в нашу дверь и проходящие на улице, благожелательно настроены к нам. Можно ли по внешнему виду определить хороший человек или плохой?
Незнакомому человеку не следует доверять, даже если внешне он приятно выглядит.
Во всем мире полицейские придумали памятку - специально для детей, - как правильно себя вести с любым незнакомым человеком.
Коротко это называется Правилом четырех “НЕ”
НЕ разговаривай …
НЕ принимай ….
НЕ играй …
НЕ гуляй ….
- Можете ли вы сейчас точно сформулировать эти правила? Почему? Как решить проблему?
-Я думаю, что вы сможете это сделать, после того, как спланируем нашу работу.
Я предлагаю разобраться в различных ситуациях при встрече с незнакомыми людьми. Согласны?
Рассмотрите рисунки на стр. 30. Чем Они похожи?
Ситуация № 1. Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.
Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать.
В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких «шагов».
Шаг 1. Оценка ситуации (на доске)
Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно практически одинаково.
Шаг 2. Держи дистанцию!
Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить.
Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор.
Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время).
Шаг 4. Уходи в безопасное место.
Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям»
-Какие же выводы вы для себя сделали?
Нет.
-Нет. Потому что нам не достаточно знаний.
Да.
Действие происходит на улице, ребёнку угрожает опасность.
Давайте рассмотрим пример такой ситуации:
- Здравствуй, девочка!
- Здравствуйте (оцени ситуацию: человек – незнакомый; держи дистанцию - отходи
от него на 2 метра).
- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал,
а у меня слабое зрение…
- Извините, меня только что позвал папа (не давая незнакомцу договорить, быстро
уходите в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в
полной безопасности, связывайтесь с родителями и расскажите им о происшествии,
дословно пересказывая разговор).
Правило первое: не разговаривай с незнакомцами! Никуда и никогда не ходи с незнакомыми людьми.
Познавательные:
-осуществляют осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- анализируют объект, делают, предположение.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество вместе с учителем; принимают другие мнения.
6. Первичное закрепление. Работа в парах.
Давайте поработаем в парах и потренируемся в применении стратегии «Четыре шага к безопасности». Каждая пара получила для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член пары будет «незнакомцем», цель которого «заговорить зубы» «гуляющему ребенку» и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – «гуляющий ребенок», цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с «незнакомцем» нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым.
Учащиеся работают в парах.
Познавательные:
-осуществляют осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- анализируют объект, делают, предположение.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество вместе с учителем; принимают другие мнения.
7. Работа в тетради.
Самостоятельная работа в тетради № 1 стр. 21
Проверка самостоятельной работы по слайдам интерактивной доски
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем они его комментируют.
Выводы по решению проблемы.
-Давайте попробуем догадаться, о каких четырёх правилах полицейских шла речь в начале урока?
НЕ разговаривай с незнакомцем.
НЕ принимай никаких приглашений незнакомца и не садись к нему в машину.
НЕ играй по дороге из школы домой.
НЕ гуляй с наступлением темноты.
-Молодцы!
Дети дополняют слова учителя и вспоминают правила поведения
8. Продолжение работы по теме.
9. Работа с пословицами
- Подозрительные люди могут не только подойти к вам на улице, но и позвонить в дверь вашей квартиры. Вспомните русскую народную сказку.
Жила коза с козлятами в лесу. И вот однажды мама-коза уходила в огород за капустой.
-Узнали, какая это сказка?
-Что наказывала коза своим детям?
-Кто пришел проведать малышей?
-Что случилось?
-Как отреагировала мама-коза, когда вернулась домой?
-Ребята, как вы можете охарактеризовать волка?
Итак , ситуация №2 «… Если ты один дома»
-Рассмотрите верхний рисунок на с.31.
- Кем представились люди, позвонившие в дверь? Можно ли открывать дверь слесарю, врачу, милиционеру, если вы один дома?
Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).
Учитель: Просмотрите сценку и оцените поведение мальчика Димы.
- Какие ошибки совершил Дима?
- В чём проявилась его находчивость?
- Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.
Работая в паре, выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в сценке. Список пословиц (на доске): читает ученик
• «По секрету всему свету».
• «Держи язык за зубами».
• «Мир не без добрых людей».
• «Страх – плохой советчик».
• «Кто много болтает – беду на себя накликает».
Это сказка «Волк и семеро козлят» Никому не открывать дверь.
Волк
Козлята обознались и открыли волку дверь. Он съел козлят.
Коза сильно огорчилась и заплакала.
Он злой, лгун, неприятный, подозрительный
Нельзя.
Сценка(в ролях- учащиеся)
Автор: «Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима: «Папы с мамой дома нет!»
Автор: Дима произнёс в ответ.
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Автор: Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй…
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Автор: Прибегает Дима к двери:
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима: «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Автор: Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
Автор: Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»
Непр:- Дима вступил в разговор с незнакомцем, отвечал на его вопросы.
Прав.: -Он догадался кто был за дверью, вспомнил про телефон и сказал, что может позвонить в разные службы: 01, 02, 03.
Коммуникативные:
слушают и выражают свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные:
действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Познавательные:
общеуч-е: осуществляют поиск необходимой информации из просмотренной сценки; лог-е: анализируют ситуацию, выделяют главное.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении.
10. Физкульминутка
–Но иногда в наших неприятностях виноваты мы сами. Давайте выполним физминутку которая так и называется: «Я однажды потерялся», и вспомним как себя вести, если вы вдруг потерялись?
Я однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Побежал налево я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.
-Что же делать, если вы потерялись на улице? (…)
Дети со словами выполняют движения.
Физминутка “Я однажды потерялся”
-Стоять и ждать маму, а если никто вас не находит, то нужно обратиться к полицейскому, врачу, продавцу и т.п.
11.Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику Прочитайте текст ниже на с. 33.
-На чью помощь вы можете рассчитывать?
(Дети высказывают предположения, а затем дочитывают текст до конца с.33)
- Полицейского, продавца, пожарного, учителя, врача…
Познавательные:
общеуч-е: осуществляют поиск необходимой информации из физминутки и текста ; лог-е: анализируют ситуацию, выделяют главное.
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
12. Закрепление
- Ребята, я хочу, чтобы вы всегда оставались в безопасности. Послушайте ещё советы, которые вам будут важны. (Стихи читают учащиеся).
Может, человек хороший,
Ну, а может быть плохой.
Будь с ним вежлив, осторожен,
Помни — человек чужой!
От конфет, игрушек, жвачки
Ты сейчас же откажись.
Не нужны тебе подачки.
Дальше от чужих держись!
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат!
А за ним спешит «старушка»
У нее в авоське пушка.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомым ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Личностные:
проявляют интерес к новому учебному материалу;
Познавательные:
общеуч-е: осуществляют поиск необходимой информации из сихотворения .
Познавательные:
общеуч-е: осуществляют поиск необходимой информации из собственного жизненно опыта; лог-е: анализируют ситуацию, ищут правильный выход.
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
13. Обобщение изученных знаний.
Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу.
- Какие цели стояли перед нами в начале урока? Смогли мы их достичь?
Тестирование на интерактивной доске.
-Какие вывод о правилах поведения с незнакомыми людьми мы можем сделать?
Мы должны были узнать, когда незнакомые люди могут быть опасными; правильно действовать при встрече с незнакомцами
(Нужно остерегаться незнакомых людей …)
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
14. Рефлексия.
-А теперь подберите подходящее для вас предложение и продолжите его.
На уроке было интересно, потому что……(мы узнавали новое и повторяли старое)
На уроке было весело, потому что…. (были физкультминутки)
На уроке было трудно, потому что….(надо быть внимательным, много думать, размышлять)
На уроке было необычно, потому что….(были слайды, сценки)
-А теперь выберите картинку, показывающую ваше настроение и отношение к уроку( солнышко, солнышко + тучка) .
ВСЕМ СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!
Ответы детей.
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изученного материала; выполняют самооценку.
15. Информация о домашнем задании. Выставление оценок.
-Чтобы вы лучше запомнили все, о чем говорили на уроке, предлагаю поработать дома.
Прочитать текст на с. 30-34. Ответить на вопросы. Выполнить задание по тетради с. 20 №2
-Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни не было чёрных полос и как можно меньше встречались опасные ситуации, а если и встретятся, то вы не теряйтесь, вспоминайте как из них выйти, и я думаю – вы справитесь!
Берегите себя!
Записывают домашнее задание в дневник.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения учителя.
Памятка «Правила безопасного поведения»
· Я всегда буду спрашивать разрешение у родителей. Я никогда не буду делать то, что родители мне не разрешают делать, даже если мне очень этого хочется сейчас.
· Я всегда буду играть или гулять с родителями, родственниками или с кем-то из моих старых друзей. Я никогда не буду делать это один.
· Я буду доверять своим чувствам. Если я чувствую, что делаю что-то плохое – значит, я не должен этого делать, потому что это может нанести мне вред.
· Я умею говорить «нет». Если я чувствую, что делаю что-то плохое, то я скажу «нет» и убегу домой.
· Я всегда буду держаться на расстоянии о того, что заставляет меня чувствовать себя плохо.
· Я знаю, что некоторые незнакомые мне люди, могут помочь мне выбраться из опасных ситуаций. Это женщины, мамы с детьми, дети, полицейские в форме, продавцы в магазине и аптеке.
· Я знаю, что мое тело принадлежит только мне. Я никому не позволю ко мне прикасаться без разрешения родителей.
· Я играю и гуляю только в тех местах, в которых мне разрешили мои родители. Я буду избегать мест, в которых мало света и мало людей.
· Я не буду разговаривать с посторонними людьми, принимать подарки от взрослых, соглашаться садиться к ним в машину, гулять с ними или ходить к ним в гости, без разрешения моих родителей.
· Я всегда буду закрывать свой дом и не открою его никому кроме своих близких.
15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.